ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16
Свяжитесь с нами











26 апреля 2017 года Департаментом агропромышленной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) было проведено заседание круглого стола на тему: «Перспективы импортозамещения в агропромышленном комплексе государств-членов Евразийского экономического союза»

В рамках круглого стола состоялись 4 сессии:

1. Импортозамещение в АПК как стимул повышения конкурентоспособности;

2. О совместных межгосударственных инвестиционных проектах;

3. Развитие инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка;

4. Модернизация и инновационное развитие отрасли сельского хозяйства.

С заглавным докладом на круглом столе сессии № 1 выступил научный руководитель ФГБНУ ВНИИЭСХ, академик РАН - Ушачев Иван Григорьевич, тема доклада: «Основные стратегические направления развития и углубления интеграционных процессов в АПК государств-членов ЕАЭС и механизм их реализации» .

Основные тезисы доклада:

1. Говоря о перспективах агропромышленного комплекса, мы имеем в виду необходимость разработки и принятия Стратегии социально-экономического развития и углубления интеграционных процессов в АПК государств-членов ЕАЭС.

В целом результаты развития интеграции можно назвать оптимистичными. Несмотря на финансово-экономическую нестабильность и неблагоприятную мировую конъюнктуру в 2016 г. сельское хозяйство ЕАЭС демонстрирует рост: производство продукции увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 4,5% и составило 107 млрд долл. США. Это позволило повысить уровень продовольственной безопасности стран Союза, выйти по целому ряду продуктов на потребление их по рациональным нормам.

2. Очень важно, что сокращается импорт продовольствия, увеличивается доля взаимной торговли. Объем взаимной торговли продовольственным товарами в 2016 г. составил около 7 млрд. долл. США, т.е. 16,1% от общего объема, при этом 52% занимает Республика Беларусь, Российская Федерация - 36%, Республика Казахстан -6%, Республика Армения - 3,8%, Республика Кыргызстан – около 2%.

3. Однако возможности развития интеграционных процессов в АПК далеко не исчерпаны.

В связи с этим основными целями углубления интеграции в агропро-мышленном комплексе ЕАЭС являются следующие:

во-первых, укрепление кооперационных связей государств-членов в различных сферах агропромышленного комплекса,

во-вторых, на этой основе повышение эффективности использования их ресурсного потенциала;

в-третьих, развития взаимной торговли, усиления позиций Союза на мировом рынке сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

4. Достижение целей и задач развития интеграционных процессов в АПК Союза предполагает разработку и реализацию целого ряда важных направлений:

- развитие производства сельскохозяйственной продукции на основе: выработки согласованных (скоординированных) схем размещения и специализации сельскохозяйственного производства в государствах-членах Союза;

- формирования согласованных экономических механизмов, направленных на устойчивое развитие агропромышленных комплексов государств-членов и Союза в целом;

- содействия развитию межгосударственной кооперации в аграрной сфере; координации и разработки согласованных подходов в сфере земельных отношений;

- регулирование общего аграрного рынка и развитие инфраструктуры в аграрной сфере ЕАЭС;

- выработка единых требований в сфере производства и обращения продукции;

- обеспечение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер, на-правленных на повышение безопасности сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- координации действий по адаптации агропромышленных комплексов государств-членов Союза к изменению климатических условий;

- развитие и координация научных исследований, обеспечивающих инновационное развитие агропромышленного комплекса государств-членов Союза.

5. Теперь несколько слов по вопросам импортозамещения, например, если говорить о Российской Федерации, то в последнее время у нас произошли существенные изменения соотношения экспортных и импортных операций в части сельскохозяйственной продукции. В 2016 г. экспорт увеличился до 17 млрд. долл США, а импорт сократился на 40% и составил около 25 млрд. долл США. Таким образом, разрыв между импортом и экспортом снизился за последние годы в 3,5 раза с 27 до 8 млрд. долл США. Вместе с тем сохраняется высокая доля импортной продукции по говядине, маслу животному, сырам, сухому молоку, что формирует существенный интеграционный потенциал для других государств-членов Союза.

Говоря о Республике Беларусь, следует отметить, что она менее других зависима от зарубежных поставок продовольствия и других ресурсов, доля импортного сырья и материалов в затратах на производство сельскохозяйственной продукции составляет лишь 12%. Одновременно, Беларусь является весомым поставщиком продукции как на рынке нашего Союза, так и других стран. В частности, на Республику Беларусь приходится более 80% экспортных ресурсов молочной продукции, почти половина мяса и мясопродуктов.

В Казахстане по основным видам чувствительной сельскохозяйственной продукции и продовольственным товарам сохраняется достаточно высокая импортная зависимость, например, по растительному маслу она составляет более 40%, сахару - 38%, основным видам молочной продукции – 31-42%, мясу птицы – 53%. В то же время в Казахстане сформировались устойчивые экспортные ресурсы зерна, особенно пшеницы, за последние годы экспорт её варьировал от 3 до 3,6 млн. тонн. Кроме того, Республика Казахстан занимает значимое место по экспорту муки, который стабилизировался на уровне 2 млн. тонн, что позволяет Республике получать дополнительные высокие прибыли от её реализации по сравнению с экспортом зерна. В последние годы существенно вырос экспорт плодов примерно в 8 раз и составляет сейчас около 170 тыс. тонн. В перспективе Республика станет одним из ведущих в экспорте масличных культур.

Следует также отметить, что в последнее время проводится серьезная работа по импортозамещению в Республике Армения и Республике Кыргызстан.

Эффективная интеграция в сфере агропромышленного комплекса Союза окажет положительное влияние на его место в мировой экономике, сделает Союз привлекательным для расширения за счет других стран СНГ, а также государств, разделяющих социально-экономические идеи и принципы Евразийского экономического союза.