ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16
Свяжитесь с нами











23 октября 2017 года в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию

состоялся круглый стол:

«РОЛЬ АГРАРНОЙ НАУКИ В РЕШЕНИИ ВОПРОСОВ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСПРОГРАММЫ НА 2013-2020 ГОДЫ», на котором выступил с докладом

научный руководитель центр,. академик РАН И.Г.Ушачев на тему:

«Экономические пролемы импортозамещения и реализации госпрограммы на 2013-2020 годы».

Иван Григорьевич Ушачев остановился на некоторых нерешенных системных экономических проблемах в АПК.

При этом он отметил, что проблема импортозамещения реализуется последние три года, и появились существенные положительные результаты. Так, доля импорта продовольствия в товарных ресурсах розничной торговли за три последних года сократилась с 36% до 21% в 2017 году.

Несмотря на такую положительную динамику, пока сохраняется ряд нерешенных системных экономических проблем:

- первое, на что нужно обратить внимание - это более интенсивное развитие отдельных продуктовых подкомплексов;

- второе, развитие отечественной ресурсной базы для АПК;

- и наконец, третье, повышение внутреннего спроса и потребление продовольствия населением страны.

Говоря о первой проблеме, не смотря на то, что по многим подотраслям не только осуществлено импортозамещение, но и уже сформирован определенный экспортный потенциал. В то же время, в таких, подотраслях, как молочное и мясное скотоводство, сохраняется существенная зависимость от зарубежных поставок.

Мы все понимаем, что для их устойчивого развития необходимо привлечение в отрасль существенных инвестиционных ресурсов. Однако, несмотря на всплеск инвестиций в 2016 году в целом за последние три года их общий спад составил 5,5%.

Следующий ключевой момент – импортозамещение в сфере технико-технологического обеспечения и обновление в отрасли. С экономической точки зрения, оценивая импортозамещающий потенциал можно сказать, что только в одном 2016 году затраты на приобретение импортных оборотных средств составили около 2 млрд. долларов.

В решении этой проблемы мы возлагаем надежды на реализацию Программы научно-технического развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, принятой два месяца назад. Однако финансирование этой программы предусматривается, к сожалению, в основном за счет имеющихся ресурсов государственной программы развития сельского хозяйства, которая, практически ежегодно недофинансируется.

Так проектом федерального бюджета предусмотрено 222 млрд. руб. В то время как для покрытия только текущих бюджетных обязательств перед сельскохозяйственными товаропроизводителями необходимо как минимум 267 млрд. руб.

Мы считаем, что в первую очередь необходимо увеличить расходы на статью «Возмещение капитальных затрат на строительство и модернизацию объектов АПК».

Целесообразно увеличить объемы субсидирования по новому механизму льготного кредитования также до уровня не ниже 2017 года, то есть до 25 млрд. руб. Сложно объяснить, чем руководствовался Минфин, не выделив на несвязанную поддержку в растениеводстве и субсидии на 1 кг молока в 2018 году ни одного рубля.

Мы понимаем, что бюджет страны переживает не лучшие времена. Но если откладывать решение насущных проблем отрасли и села на последующие годы, то это приведет к усилению системных негативных последствий и потребности в изыскании в будущем несравненно больших средств для развития отрасли.

Одновременно, развивая импортозамещение и формируя экспортный потенциал, мы не должны забывать, прежде всего, об отечественном потребителе. Оборот розничной торговли продовольственными товарами за три года сократился почти на 14%. Реально располагаемые доходы населения упали на 10%.

Решение задачи импортозамещения должно сопровождаться переходом к новому качественному росту в аграрном секторе экономики, от импортозависимости к экспортоориентированной диверсифицированной экономике. Поэтому необходима разработка стратегии долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Такая стратегия должна предполагать различные сценарии развития агропромышленного комплекса с учётом вариантов макроэкономической ситуации.

Основные направления такой стратегии уже подготовлены учеными нашего Федерального научного центра аграрной экономики совместно с ведущими учеными экономистами.