ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16
Свяжитесь с нами











12 декабря  2018 г.  состоялись парламентские слушания, организованные Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам на тему: «Законодательные аспекты социальной поддержки и правовой защищенности работников АПК», на которых в обсуждении указанной темы выступил научный руководитель ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, академик РАН Ушачев Иван Григорьевич.

В начале своего выступления он поблагодарил аграрный Комитет Думы за то, что он постоянно беспокоиться за состояние «корневой системы» страны, которой является российская деревня.

Среди огромного количества социальных проблем села, он выделил три – это сельская безработица, проблемы сельской бедности и государственные программы по селу.

На сегодняшний день официально численность сельских безработных составляет 1426 тыс. человек, что составляет 8% от общей безработицы в стране, а в городской местности 4,4%.

Если оценивать общий уровень безработицы на селе, то можно сказать, что он ниже предельно допустимого по международным нормам – 10%. Поэтому экономический блок Правительства считает, что нет смысла «бить тревогу». На самом же деле количество безработных в 2 раза больше указанных и все дело в том, что Росстат ведет учет безработицы по методологии МОТ , по которой безработным не относятся лица не имеющие доходного занятия, выражавшие желание работать, но не занимающимися поисками работы.

При учете же всех сельских граждан, не имеющих доходного занятия и желающих работать в возрасте 15-72 лет, то численность сельских безработных в России повышается до 2542 тыс., а уровень общей безработицы в сельских поселениях – до 14,3%, т.е. в 1,8 раза по сравнению с официальной оценкой.

Феноменальной особенностью сельского рынка труда в Росси является огромный и более того нарастающий разрыв между общей и зарегистрированной безработицей. В частности, в 2017 г. численность сельских безработных, состоящих на регистрационном учете, составляла только 306,3 тыс., остальные 1120 тыс. учтенных органами статистики по методологии МОТ безработных оставались вне регулируемого государством рынка труда. Они не получали пособия по безработице и другой материальной помощи. Таким образом, в 2010 г. уровень общей безработицы в сельской местности России превышал  показатель по зарегистрированной безработице в 2,8 раза, в 2013 г. – в 3,5, а в 2017 г. – уже в 4,7 раза.

В майском Указе Президента РФ № 204 в качестве приоритетной на современном этапе обозначена проблема бедности. Достоянием широкой общественности стали, озвученные Президентом масштабы бедности в России.  Это почти 20 млн, или 13,3% населения страны. Правительству поставлена задача за 6 лет снизить уровень бедности в стране вдвое. Что касается уровня бедности в разрезе городских и сельских поселений, то поэтому профилю официальной информации в течение последнего десятилетия вообще не было.

В 2018 г. Росстат представил данные по малоимущим в разрезе города и села, согласно которым в 2016 г. за чертой бедности в городе находилось 8,3%, на селе – 27,1% населения. Практически малоимущим является каждый третий сельский житель, тогда как в городе – каждый двенадцатый. Эти данные свидетельствуют о концентрации российской бедности в сельской местности, что требует разработки для борьбы с ней специфических подходов и механизмов. Таким образом, бедность в стране имеет сельское лицо.

Теперь несколько слов о Программах социального развития села. С 2017 г. ФЦП УРСТ утратила статус федеральной программы и трансформирована сначала в Подпрограмму, а затем в Ведомственную целевую программу основной Госпрограммы развития сельского хозяйства. Однако главное заключается в том, что  фактически сокращается объем финансирования за счет федерального бюджета, хотя объявленной основной целью Программы – «создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности». За последние семь лет было выделено средств всего 64% от планируемого первоначально (90 млрд рублей).

Что необходимо сделать? Конечно, следует разработать Государственную программу Российской Федерации по развитию сельских территорий, которая должна быть наполнена новым содержанием и финансовым обеспечением.

На наш взгляд, новая программа должна содержать мероприятия, направленные, прежде всего, на повышение уровня занятости сельского населения, во-вторых, стимулирования развития несельскохозяйственных видов деятельности, мероприятия направленные на снижение бедности на селе, социальную поддержку неимущих, и наконец, в–третьих, необходимо масштабно увеличить номенклатуру мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села.

Академик И.Г. Ушачев выразил надежду, что с приходом в Правительство Гордеева Алексея Васильевича будут более успешно решаться проблемы социального развития села, а также он сделал ряд замечаний в проект Рекомендаций парламентских слушаний.