ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




28 января 2019 года, научный руководитель ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, был приглашен на телевидение (канал ОТР), где отвечал на вопросы ведущего И.Б. Абакумова о проблемах социального развития сельских территорий.

Прежде всего, академик Ушачев И.Г. отметил, что, не смотря на то, что в майском указе Президента нашей страны среди обозначенных национальных приоритетов отдельно не выделено сельское хозяйство, в большинстве из них обозначены задачи по дальнейшему развитию АПК и сельских территорий. При этом особо следует отметить задачу довести до указанного периода экспорт сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия в размере 45 млрд. долларов США. А также предстоит придать новую динамику развитию малого и среднего бизнеса на селе, кооперации и осуществить цифровую трансформацию в АПК. Особо было акцентирование внимания на проблеме бедности в стране, которая наиболее остро проявляется в сельских поселениях.

Кроме того поставлена задача вхождения нашей страны в пятерку крупнейших мировых экономик. В равной степени это относится и к агропромышленному комплексу.

В этой связи огромное значение имеют решения проблемы устойчивого развития сельских территорий.

В настоящее время на сельских территориях концентрируется российская безработица и бедность. Уровень учтенной по методологии МОТ безработицы на селе почти вдвое выше, чем в городе (соответственно 8 и 4,4%). Заработная плата в сельском хозяйстве, являющаяся основным источником семейного бюджета, составляет 59,5% от средней по экономике, тогда как в 1990 г. она была практически на среднероссийском уровне (95,5%). Для сравнения: в 2017 г. это соотношение в Беларуси превысило 71%, Армении – 68%.

По нашим расчетам, увеличение в 2017 г. заработной платы работников сельского хозяйства до среднего уровня по стране привело бы при прочих равных условиях к снижению прибыли сельхозорганизаций на 30 %, или около 200 млрд. руб., что составляет более 70% объема федеральных субсидий, предоставляемых отрасли в рамках Госпрограммы развития сельского хозяйства.  Таким образом, можно сказать, что сельские труженики вносят значительный финансовый вклад в воспроизводство сельского хозяйства ценой собственного недопотребления.

Располагаемые ресурсы на члена сельской семьи, включающие все денежные и натуральные поступления в домохозяйство, заемные средства и израсходованные в данном периоде собственные сбережения, составляют 67% от городского уровня. В результате почти каждый третий (27%) сельчанин живет за чертой бедности, тогда как среди горожан доля населения с денежными доходами ниже черты бедности – 8%.

В целях сокращения затрат на содержание объектов социальной сферы на селе долгое время проводилась политика так называемой «оптимизации» сети учреждений социальной сферы, что привело к массовому закрытию маловместимых сельских школ, детских садов, клубов, медицинских учреждений, не восполняемому вводом новых объектов, и уменьшению плотности их размещения. В 2017 г. средний радиус доступности сельской больницы составлял 81 км (в 1990 г. – 36,9 км), амбулаторно-поликлинического учреждения – 39,2 км (28,8), ФАПа – 15 км (12,5), школы – 16,3 км (12,6), детского сада – 21,7 км (13,7), клуба – 14,2 км (11,1).

Сельский жилищный фонд остается в основном неблагоустроенным. Всеми видами благоустройства оборудована только треть общей площади, тогда как в городе – почти 80%, разница по отдельным видам благоустройства на селе и в городе достигнет до 2,5 раза. Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда на селе в два раза выше, чем в городе.

Неудовлетворительные условия жизни пагубно сказываются на демографической ситуации в сельских поселениях. За последние 23 года (1995–2017) естественная убыль сельского населения и миграционный отток составили в совокупности 2,5 млн. человек. Согласно прогнозу Росстата, в дальнейшем этот процесс ускорится и к 2036 г. численность сельского населения сократится еще на 4,6 млн (до 33 млн). Это не только подрывает трудоресурсную базу выполнения селом его функции по производству сельскохозяйственной продукции и продовольствия, других общенациональных функций, но и ограничивает возможности реализации общегосударственных целей в области демографического развития.

В социальной ситуации на селе сложилась огромная региональная дифференциация. Только 18 субъектов РФ в этом отношении можно назвать относительно благополучными (республики Башкортостан, Татарстан, Тамбовская, Белгородская, Воронежская области и т.д.). Наиболее проблемными являются 29 субъектов РФ, к которым относятся регионы, стагнирующие на низком уровне социального развития и регрессирующие при крайне низком уровне развития (республики Бурятия, Карелия, Хабаровский край, Новгородская, Кемеровская области и т.д.). Всего же, по данным Минсельхоза, в социальном обустройстве села в рамках Программы участвует только 10% сельских населенных пунктов.

Развитие сельских территорий носит однобокий инфраструктурный характер, господдержка размыта по множеству государственных программ. Однако в этих программах показатели по селу не выделены и поэтому не представляется возможным оценить их вклад в социальное обустройство сельских территорий, а как показывает исторический опыт, село финансируется по остаточному принципу.

По инициативе Вице-Премьера Алексея Васильевича Гордеева правительством принято решение о разработке Государственной программы комплексного устойчивого развития сельских территорий. Мы считаем, что к разработке программы должен быть применен комплексный подход, включающий три направления (производственно-экономическое, социально-демографическое, экологическое), что при должном финансировании позволит обеспечить устойчивость развития на долгосрочную перспективу. В этой связи предусматриваемый на 2019, а также 2020 гг. объем финансирования Программы из федерального бюджета в размере порядка 17 млрд. руб. необходимо увеличить по крайней мере в 6-7 раз.

Кроме того, сельским территориям целесообразно придать статус единого объекта государственной политики и управления, сконцентрировав федеральные ресурсы поддержки в Агентстве по развитию сельских территорий, которое целесообразно создать либо в качестве надведомственного федерального органа исполнительной власти, либо при Минсельхозе России.