ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16
Свяжитесь с нами











Ушачев И.Г. 28 февраля 2019 года выступил в Совете Федерации на заседании круглого стола по проблемам импортозамещения. В своем выступлении он отметил, что, прежде чем остановиться на вопросах импортно-экспортной политики, хотелось бы несколько слов сказать о недавно опубликованной новой редакции Государственной программы развития сельского хозяйства. Как следует из ее содержания, второй этап реализации берет свое начало 1 января 2018 г. В качестве положительного в этой программе необходимо отметить, что одной из главных целей остается обеспечение продовольственной безопасности страны с учетом экономической и территориальной доступности продукции, при этом четко обозначена целевая задача об увеличении экспорта более чем в два раза.

Вместе с тем, у нас как у экспертов, заявленные целевые показатели вызывают определенную настороженность, прежде всего, по среднегодовому приросту производства продукции до 2025 года (примерно 2%), запланированному объему инвестиций, увеличению объемов располагаемых ресурсов домашних хозяйств, а также финансовому обеспечению Госпрограммы.

Теперь, что касается проблемы импортозамещения и наращивания экспортного потенциала. Здесь в последние годы были достигнуты определенные успехи. О чем было в предыдущих выступлениях коллег. Так, в 2018 г. по сравнению с 2014 г. объемы экспортных поставок увеличились на 31%, а импортных, наоборот, больше, чем на четверть сократились.

В 2014-2018 гг. практически по всем видам продовольственной продукции наблюдалось сокращение импорта, однако темпы импортозамещения по различным продуктам сформировались разные.

Значимые результаты импортозамещения животноводческой продукции были обусловлены существенной государственной поддержкой данного направления, в большей степени за счет господдержки инвестиционного кредитования свиноводческих и птицеводческих комплексов.

В то же время по крупному рогатому скоту за пять последних лет (несмотря на некоторое оживление в 2018 г.) наблюдался спад производства – 1,4%. По молоку и молочной продукции также не удалось добиться значимых результатов импортозамещения. Поэтому по этим видам продукции процесс импортозамещения нельзя считать завершённым. Они нуждаются в дополнительной государственной поддержке.

Что касается овощей, в частности закрытого грунта, то основной прирост был получен за счет тепличного хозяйства, строительство которых стало возможно благодаря господдержке подотрасли в виде льготного инвестиционного кредитования и «капексов». Однако уже в 2019 году не планируется предоставлять тепличным комплексам субсидии на компенсацию части прямых понесенных затрат и дальнейшие планы по развитию импортозамещения по тепличным овощам могут стать под угрозой срыва.

Это вызывает определенную тревогу с точки достижения показателей Доктрины продовольственной безопасности. Аналогичная ситуация отмечена по плодам семечковых и косточковых культур.

Таким образом, проблема импортозамещения и достижение пороговых значений новой редакции Доктрины продовольственной безопасности, которая будет рассмотрена на Совете безопасности в ближайшее время, особенно по таким продуктам как молоко и молочная продукция, овощи и фрукты, при выделяемых ресурсах представляется весьма труднодостижимой.

Как известно, наряду с импортозамещением, одной из главных задач текущего периода является наращивание экспортного потенциала. Однако для этого, на наш взгляд, необходимо создание более благоприятных социально-экономических условий для наращивания производства и, соответственно, экспорта продукции. Для достижения такого результата, по нашим расчетам, потребовалось бы в сфере производства выйти на среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства на темпы не 2, а более 3% в год, что обеспечит опережающее развитие по сравнению с мировым трендом.