ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16
Свяжитесь с нами











И.Г.Ушачев, научный руководитель ФГБНУ ФНЦ ВНИЭСХ, 5 марта выступил на заседании Межведомственной комиссии Совета безопасности Российской Федерации по рассмотрению проекта Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации.

В своем выступлении он отметил, что действующая Доктрина продовольственной безопасности является наряду с законом о развитии сельского хозяйства основополагающим документом в области аграрной политики нашего государства и поэтому она играет значимую роль в развитии агропромышленного комплекса и обеспечении национальной безопасности России.

Основные ее положения в полной мере оправдали себя и остаются основой на будущее. Вместе с тем ситуация за эти годы естественно претерпела определенные изменения и необходимость внесения в нее корректив давно назрела.

Кстати, хотелось бы сказать, что ученые нашего института являлись одним из основных разработчиков действующей Доктрины и поэтому естественно заинтересованы в ее дальнейшем совершенствовании.

Считаем крайне важным включение в этот проект наших предложений по дополнению системы показателей продовольственной безопасности наряду с критериями продовольственной независимости, критериями экономической и физической доступности продовольствия.

Мы полагаем, что все эти 3 параметра должны находиться под постоянным мониторингом, особым контролем и иметь пороговые значения. В настоящее же время такой контроль осуществляется только в отношении продовольственной независимости, по которой обозначены всем известные пороговые значения .

Вместе с тем, считаем неправильным предложенный в проекте Доктрины способ определения экономической доступности продовольствия как отношение среднедушевых расходов населения на продовольствие к стоимости фиксированного набора продуктов питания в потребительской корзине . Сейчас фиксированный набор товаров и услуг в этой корзине отражает структуру потребления, прежде всего, малообеспеченных граждан.

Таким образом, предложенная редакция маскирует низкие объемы потребления пищевых продуктов значительной частью наших граждан, прежде всего, по причине их низких доходов.

В то же время Доктрина совершенно четко определяет, что продовольственная безопасность обеспечивается только при условии доступности гражданам продовольствия в объемах не меньше рациональных норм потребления, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Что касается других разделов Доктрины , то можно было бы обратить внимание на следующее:

-в области устойчивого развития сельских территорий – следует адаптировать текст к положениям Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 года и разрабатываемой Минсельхозом России комплексной Государственной программы устойчивого развития сельских территорий.

-в области производства сельскохозяйственной продукции , сырья и продовольствия необходимо включить пункт об институциональных преобразованиях направленных на развитие кооперации в аграрной сфере.

Считаем необходимым д ополнить проект Доктрины пунктом о научном обеспечении продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса, путем проведения научными и образовательными учреждениями фундаментальных и поисково-прикладных исследований.

В целом, считаем, что предложенный проект Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации отражает актуальную ситуацию в отрасли и учитывает современные вызовы в сфере продовольственной безопасности страны. Вместе с тем, полагаем, что проект требует доработки с учетом высказанных замечаний и предложений.