ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16
Свяжитесь с нами











16 апреля текущего года состоялось пленарное заседание научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации, на котором в обсуждении доклада президента Российской академии наук Сергеева Александра Михайловича «Проблемные вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и пути их решения», выступил научный руководитель ФНЦ ВНИИЭСХ, академик РАН И.Г. Ушачев.

Его выступление было посвящено обеспечению продовольственной безопасности России как составной части экономической и национальной безопасности страны.

Ранее, 11 апреля состоялось заседание Совета торгово-промышленной палаты Российской Федерации по конкурентоспособности экономики России на котором выступил научный руководитель ФНЦ ВНИИЭСХ, академик РАН И.Г. Ушачев

В своем выступлении он кратко остановился на проблемах и перспективах развития агропромышленного комплекса.

1. Прошедший 2018 г. для сельского хозяйства выдался непростым: впервые с 2012 года производство показало снижение на 0,6%, в то же время в пищевой промышленности рост составил 104,9%. И все же в целом в 2018г. удалось достичь продовольственной независимости по основным видам продукции, кроме молока. Доля импорта продовольствия в товарных ресурсах розничной торговли сократилась с 34% в 2014 г. до 24% в 2018 г.

Вместе с тем не смотря на процесс импортозамещения Спрос на продовольствие остается под давлением динамики реальных располагаемых доходов населения, которые, в 2018 г. остаются ниже уровня 2013 г. на 10,3%.

2. В феврале этого года была утверждена новая редакция Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сроки реализации которой продлены до 2025 года. В качестве положительных моментов, необходимо отметить, что одной из главных ее целей остается обеспечение продовольственной безопасности страны и увеличении экспорта сельхозпродукции более чем в два раза до 45 млрд. долл. США.

Вместе с тем заявленные целевые показатели вызывают серьезную озабоченность из-за низкого планируемого среднегодового прироста производства продукции до 2025 г. и низкого уровня планируемого объема инвестиций в основной капитал.

В программе заложено увеличение объема располагаемых ресурсов домашних хозяйств в сельской местности примерно на 16%. Учитывая инфляцию, произойдёт снижение реальных доходов сельского населения практически на четверть.

Еще одна очень важная проблема это подготовка Государственной программы комплексного развития сельских территорий, в которой на наш взгляд, государство уходит от гарантирования обеспечения населения социальной и инженерной инфраструктурой, переводя эту тяжелую проблему на местный уровень, когда граждане должны на конкурсной основе доказывать необходимость строительства тех или иных инфраструктурных объектов.

Таким образом нам представляется, что действующая ныне социально-экономическая политика, в том числе и в аграрной сфере, не является комплексной, отдельные ее элементы не согласованы между собой, что не способствует повышению устойчивости развития и конкурентоспособности.

11 апреля состоялись парламентские слушанья в Государственной Думе на тему: «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты» на которых выступил научный руководитель ФНЦ ВНИИЭСХ, академик РАН И.Г. Ушачев

В своем выступлении он подчеркнул, что продовольственная безопасность является составной частью экономической и национальной безопасности страны. За последние годы в этой сфере исполнительными и законодательными органами власти была проделана большая работа.

Среднегодовые темпы роста сельскохозяйственного производства за последние пять лет составили 2,7%, что больше чем в промышленности (1,8%) и по экономике в целом (0,5%). Были достигнуты пороговые значения продовольственной независимости, установленные в доктрине, по всем основным продуктам питания, кроме молока.

Вместе с тем это лишь одна сторона продовольственной безопасности – производственная. Однако говоря о доктрине мы не всегда учитываем потребителя, и его социально-экономическое положение.

Спрос на продовольствие остается под давлением динамики реальных располагаемых доходов населения, которые, не смотря на незначительный рост в 2018 г., остаются ниже уровня 2013 г. на 10,3%.

В результате, например, потребление на душу населения молока и молокопродуктов продолжает сокращаться и в 2018 г. остается почти на 20 кг меньше, чем было в 2013 г. Особенно остро эта проблема стоит в социально незащищенных группах граждан.

В то же время, считаем, что основные принципиальные положения доктрины оправдали себя и могут оставаться базой на будущее. Вместе с тем ситуация за эти годы естественно претерпела определенные изменения и необходимость внесения в нее корректив давно назрела. Считаем крайне важным новый проект доктрины дополнить показателями и критериями экономической и физической доступности продовольствия.

Полагаем, что в проекте доктрины предложен неправильный способ определения экономической доступности продовольствия как отношение среднедушевых расходов населения на продовольствие к стоимости фиксированного набора продуктов питания в потребительской корзине. Сейчас фиксированный набор товаров и услуг в этой корзине отражает структуру потребления, прежде всего, малообеспеченных граждан.

Таким образом, предложенная редакция доктрины маскирует низкие объемы потребления пищевых продуктов значительной частью нашего населения, прежде всего по причине их низких доходов.

В связи с этим для оценки экономической доступности продовольствия предлагается определять соотношение фактического потребления основных продуктов питания на душу населения к рациональным нормам потребления.

Считаем необходимым дополнить проект доктрины отдельным пунктом о научном обеспечении продовольственной безопасности и развития агропромышленного комплекса, путем проведения научными и образовательными учреждениями фундаментальных и поисково-прикладных исследований.

Далее И.Г. Ушачев сделал несколько замечаний по новой редакции Государственной программы развития сельского хозяйства до 2025 года, подчеркнув, что для достижения целей поставленных перед отраслью потребуется увеличить темпы роста производства до 3% в год при среднегодовом притоке инвестиций около 10%.