ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




19 декабря 2019 года состоялось заседание бюро Отделения сельскохозяйственных наук РАН на котором выступил научный руководитель ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, академик РАН И.Г. Ушачев

И.Г. Ушачев в своем научном сообщении «Экспорт сельхозпродукции сырья и продовольствия – драйвер устойчивого развития АПК России» подчеркнул, что Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача увеличения экспорта продукции АПК до 45 млрд долл. США.

Реализуемаяв последние годы Правительством Российской Федерации аграрная политикаспособствовала эффективному развитию отечественного сельскохозяйственного производства,особенно в части производства зерна, семян подсолнечника, сахарной свеклы, мяса свиней и птицы. К сожалению, до сих пор стагнирует производство молока, мяса КРС, не достаточно эффективно развивается производство овощей и фруктов.

Анализ динамики экспорта продукции АПК за последние пять лет, показывает тенденцию сокращения отрицательного сальдо внешней торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием. Так в 2018 г. по сравнению с 2014 г. объемы экспортных поставок увеличились на 31%, достигнув почти 25 млрд долл. США, а импортных, наоборот, более чем на четверть сократились. В результате сальдо внешней торговли осталось отрицательным, но его размер за пять лет сократился почти в 4,5 раза.

Наращивание экспорта в последние годы происходило главным образом за счет наращивания объемов поставок за рубеж традиционных продуктов российского агропродовольственного экспорта (зерно, масличные, рыба) без существенного изменения его структуры.

Основным правовым документом, регулирующим рассматриваемую проблему, выступает Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Ее составной частью является федеральный проект «Экспорт продукции АПК».

Необходимо подчеркнуть, что отечественная аграрная политика не всегда придерживается принципа соответствия ресурсов, выделяемых на развитие отрасли и сельских территорий, с одной стороны и национальных целей и стратегических задачах– с другой.

Кроме того, политика по наращиванию экспорта должна быть более инклюзивной затрагивать все формы хозяйствования, чтобы истории успеха в экспорте были не в отдельных крупных компаниях, а в АПК в целом. А для этого в процесс развития экспорта необходимо вовлекать как можно более широкий круг производителей, в том числе и малые формы хозяйствования.

При формировании аграрной политики необходимо достижение оптимального баланса между двумя национальными приоритетами: наращиванием экспортного потенциала и необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны.

Федеральный проект «Экспорт» призван стать драйвером модернизации отраслей АПК. Но мы на эту проблему смотрим шире, считая, что экспорт должен стать драйвером устойчивого развития не только всего агропромышленного производства, но и устойчивого развития сельских территорий включая экологию.

Успешная реализация Федерального проекта обеспечит конкурентоспособность отрасли, будет способствовать росту доходов товаропроизводителей, устойчивому развитию сельских территорий имея в виду рост занятости сельского населения, увеличению их доходов и развития сельской инфраструктуры.

Не следует забывать и об экологических проблемах, учитывая, что в настоящее время экспорт развивается, прежде всего, на основе деятельности крупных агропромышленных формирований, концентрация которых в отдельных регионах страны уже достигает критического уровня, и обуславливает формирование целого комплекса экологических проблем.

В успешном решении экспортной проблемы ключевую роль должна сыграть аграрная наука, имея ввиду, как инновационно-технологические направления, так и экономическую составляющую (планирование, прогнозирование, мониторинг, формирование организационно-экономического механизма).

В обсуждении приняли участие:

Бутусов Д.В., заместитель Председателя Правительства Орловской области по развитию агропромышленного комплекса,

Щедрина Ю.Е., первый заместитель начальника департамента агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей средыБелгородской области,

Петриков А.В., руководитель ВИАПИ им. А.А.Никонова - филиала ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, д.э.н., академик РАН,

Фрумкин Б.М., зав. сектором исследований АПК института экономики РАН, к.э.н.

Заслушав и обсудив информацию об экспорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – драйвере устойчивого развития АПК России, Бюро Отделения сельскохозяйственных наук РАН
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобритьи принять к сведениюнаучное сообщение научного руководителя ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, академика РАНУшачева И.Г. «Экспорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – драйвер устойчивого развития АПК России».

2.Считать первоочередной задачей ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ и других научных учреждений экономического профиля обеспечение выполнения научных исследований, обозначенных приоритетными направлениями Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, обратив при этом особое внимание на научное обеспечение решения проблем внешнеэкономической деятельности АПК России и связанных с этим рисков.

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с научными организациями агроэкономического профиля провести исследования по эффективному продвижению продукции АПК на внешние рынки, имея в виду разработку концепций по принципу «продукт-страна».

4. Рекомендовать органам законодательной и исполнительной власти:

- обратить внимание на необходимость более интенсивного развития производства и экспорта продукции АПК с высокой добавленной стоимостью (товаров верхнего передела), где в настоящее время складывается наибольшее отрицательное сальдо внешней торговли;

- более тесную увязку планов по наращиванию экспорта и планов по созданию новой товарной массы продукции АПК, имея ввиду,увеличение темпов прироста инвестиций и производства в аграрной сфере;

- вовлекать более широкий круг производителей в процесс развития экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, включая малые формы хозяйствования, в том числе путем кооперации во внешнеэкономической деятельности;

-разработать предложения по ограничению роста цен и тарифов на материальные и энергетические ресурсы для сельского хозяйства на тех рынках, где доминируют государственные компании, и механизм ценового регулирования которых находится в ведении Правительства Российской Федерации;

- разработать предложения по созданию условий  для использования доходов от экспорта продукции АПК для снижения диспропорций социально-экономического развития сельских территорий субъектов Российской Федерации;

- продолжить развитие товаропроводящей инфраструктуры в АПК, обратив особое внимание на организацию строительства экспортоориентированных оптово-распределительных центров и снижение стоимости перевозок сельскохозяйственной продукции всеми видами транспорта;

- разработать комплекс мер по экономическому стимулированию вовлечения в оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни.

5. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

- при формировании аграрной политики учитывать необходимость достижения оптимального баланса между двумя национальными приоритетами: обеспечением продовольственной безопасности страны, имея в виду, обеспечение потребления пищевых продуктов по рациональным нормам здорового питания, и наращиванием экспортного потенциала;

- разработать и утвердить Стратегию развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2035 года, в которой будут обозначены долгосрочные приоритеты, цели, задачи и основные направления развития аграрной сферы в увязке с развитием внутреннего агропродовольственного рынка, обеспечением продовольственной безопасности страны, наращиванием экспортного потенциала и комплексным развитием сельских территорий.