![]() | |
![]() | 16 июля 2020 года состоялось совещание в Совете Федерации «Об итогах реализации в 2019 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и задачах, стоящих перед сельскохозяйственной отраслью в 2020 году» на котором выступил научный руководитель ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, академик РАН И.Г. Ушачев. Прежде всего, он отметил позитивные тенденции в развитии агропромышленного комплекса за последние годы. Не случайно Президент Российской Федерации неоднократно давал высокую оценку труженикам отраслей АПК. Однако мы - ученые воспринимаем комплементы нашего Президента в адрес АПК скорее как аванс, потому что сохраняется целый ряд нерешенных системных проблем, которые еще более обостряются в нынешних условиях пандемии. Следует обратить внимание на то, что из пяти целей государственной программы, по двум из них не были достигнуты плановые значения. Это в части добавленной стоимости и роста инвестиций. Действительно, одной из основных системных проблем развития отрасли продолжает оставаться инвестиционная недостаточность. Так в 2019 году инвестиции в сельское хозяйство вместо запланированного роста сократились на 1,8%. В то время как по экономике в целом был отмечен рост. Причинами слабой инвестиционной активности мы видим, во-первых, низкую доходность большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей, уровень рентабельности которых в 2019 году составил лишь 14,6% против запланированных 16%, во-вторых, существенная их закредитованность, и в-третьих, ограниченный доступ к льготным кредитным ресурсам. Вот почему, по нашему мнению, вчасти развития системы кредитования необходимо существенно увеличить лимиты бюджетных средств, выделяемых на льготное инвестиционное кредитование. В связи с этим считаем необходимым обратить внимание еще на одну системную проблему – это совершенствование ценовых отношений в АПК. В связи с этим считаем целесообразным: разработать стабилизационный механизм, направленный на выравнивание ценовой ситуации в АПК; рассмотреть вопрос о введении нулевой ставки по акцизам на топливо для сельхозтоваропроизводителей; снизить тарифы на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей среднего и малого бизнеса; внедрить систему регулярного мониторинга цен и информирования всех участников производственно-сбытовой цепочки «от поля до прилавка»; расширить перечень социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, на которые могут быть установлены предельно допустимые розничные цены, дополнительными видами овощей и фруктов (огурцы, виноград и т.д.); Еще одним важным инструментом могла бы стать разработка системы оказания внутренней продовольственной помощи. Реализация такого проекта окажет двойное позитивное воздействие как на спрос, так и на предложение на агропродовольственном рынке. С этой целью необходимо подготовить новую редакцию концепции развитии внутренней продовольственной помощи и разработать соответствующую программу. В части налогообложения целесообразно сохранить введенные в связи с пандемией ставки по страховым взносам для малого и среднего бизнеса в 15%, для поддержки КФХ и индивидуальных предпринимателей. Необходимо объявить налоговые каникулы сроком на один год, также целесообразно вообще отменить налоги для вновь образуемых КФХ сроком на 5 лет. В условиях низкой инвестиционной активности не удается выйти на необходимые темпы технико-технологического обновления, что является еще одной системной проблемой. Вот почему в части реализации мероприятий по технической модернизации агропромышленного комплекса целесообразно увеличить объем их ресурсного обеспечения, в целях ускорения обновления парка техники, стимулировать приобретение оборудования для точного земледелия. К системным проблемам также следует отнести низкие темпы развития инфраструктурной базы как в сфере рынка, так и в сфере производства, информатизации, научного обеспечения. Серьезной системной проблемой, влияющей на развитие аграрного производства, остается слабое социальное развитие села. В этом направлении начала действовать специальная государственная программа Комплексного развития сельских территорий. Крайне важно обеспечить ее достаточное ресурсное обеспечение и эффективную реализацию. В заключении И.Г.Ушачев отметил, что в апреле Правительством был принят важнейший документ – «Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года», в котором поставлены весьма амбициозные цели и задачи в части технико-технологического перевооружения, развития производства и экспорта продукции АПК. Вот почему решение названных системных проблем представляется крайне важным для достижения указанных стратегических целей. |