ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




22 декабря 2020 года состоялось заседание Президиума Российской Академии наук на котором с докладом выступил научный руководитель ФГБНУ ФНС ВНИИЭСХ, академик РАН И.Г. Ушачев «Основные направления комплексного развития сельских территорий России и научное обеспечение их реализации». В качестве содокладчиков выступили члены-корреспонденты Савченко Е.С., член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Рудой Е.В. ректор Новосибирского аграрного университета.

В обсуждении указанного доклада выступили: Гордеев А.В. заместитель Председатель Государственной думы; Глазьев С.Ю. – Министр по интеграции и макроэкономике ЕАЭС; Лут О.Н. – заместитель министра сельского хозяйства; Кашин В.И. Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам, академик РАН; Майоров А.П. – Председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политики и природопользованию; Никитин А.В. – Глава администрации Тамбовской области д.э.н.; Трухачев В.И. – ректор ТСХА, академик РАН; Нигматулин Р.И. – академик РАН, член Президиума РАН; Багиров В.А.- директор Департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Министерства науки и высшего образования РФ.

В основном докладе и в выступлениях отмечалось, что несмотря на относительно высокие темпы развития агропромышленного производства, продолжает нарастать дисбаланс с социальным развитием сельских территорий. Вот почему ощутимых подвижек в уровне и качестве жизни сельского населения не наблюдается.

При этом важно помнить, что сельские территории, кроме экономической задачи кормить страну, всегда несли цивилизационную миссию – воспроизводство национальной идентичности. Они являются многофункциональной системой, выполняющей сложные функции демографического характера, контроля территорий, природоохранные, рекреационные, пространственно-коммуникационные и являются хранительницей традиционной национальной культуры.

Как известно, с 2003 года был реализован целый ряд Федеральных целевых программ по социальному развитию сельских территорий. Тем не менее ситуация остается неудовлетворительной, вызывает большую тревогу и озабоченность. Село, по-прежнему, по многим направлениям намного отстает от города по уровню и качеству жизни.

Первым таким направлением является обеспечение уровня занятости и доходов сельского населения. Следует констатировать, что нарастает разрыв уровня безработицы между городом и селом, и к 2019 году он достиг почти двух раз (6,9% против 3,9%).

В бедности проживает 20% работающих в сельском хозяйстве. Это происходит потому, что среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве не дотягивает и до 60% средней по экономике.

Вот почему, во-первых, необходим переход от моноотраслевой к диверсифицированной модели, которая предполагает организацию на селе и перенос из городов других отраслей экономики. Во-вторых, сельским территориям, прежде всего в Нечерноземной зоне, необходимо придать особый статус по типу территорий опережающего социально-экономического развития. В-третьих, в целях стимулирования развития на селе альтернативной занятости следует установить кредитные и налоговые льготы всем юридическим и физическим лицам, создающим рабочие места в несельскохозяйственной сфере и регистрирующим свою деятельность в сельской местности.

Вторым не менее важным направлением является обеспеченность качественным жильем. Площадь жилищного фонда, имеющего износ выше 70%, на селе в 3 раза больше, чем в городе.

Считаем необходимым расширить направления и формы поддержки жилищного строительства на селе, в том числе обеспечить доступ сельского населения к мерам поддержки предусмотренным Государственной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2018-2025 годы.

Третьим важнейшим направлением в комплексном развитии сельских территорий является развитие инженерной инфраструктуры села.

Это прежде всего обеспечение сельского населения качественной питьевой водой, уровень которого в 2019 году достиг лишь 68%.

Ключевую роль в комплексном и устойчивом социально-экономическом развитии сельских территорий играет автодорожная инфраструктура. Однако сегодня почти 1/3 сел и деревень России находятся в транспортной изоляции.

Четвертое. Одним из основных направлений комплексного развития сельских территорий является развитие их социальной сферы.

Это предполагает разработку минимальных социальных стандартов, обеспечивающих условия для реализации конституционных гарантий «на достойную жизнь и свободное развитие человека».

Пятое направлениеэто демографическая ситуация в сельских поселениях, на которой конечно же сказываются неудовлетворительные условия жизнедеятельности и большая региональная дифференциация.

В этой связи мы предлагаем объединить интересы экономического и демографического развития сельских территорий путем предоставления долгосрочного кредита на строительство собственного дома и организацию бизнеса увязав его возврат с количеством детей в семье.

Шестым основным направлением является экологическая ситуация на селе. Следует отметить, что на значительной части сельских территорий сложилась действительно тревожная экологическая ситуация. В результате как природных, так и антропогенных процессов растет загрязнение и заражение воды, почвы и воздуха, происходит деградация лесного фонда. При этом необходимо иметь в виду риски, возникающие при функционировании крупных животноводческих комплексов, отходы которых несут угрозу для окружающей среды и сельских населенных пунктов.

Для решения обозначенных выше системных проблем развития сельских территорий большие надежды возлагаются на Государственную программу комплексного развития сельских территорий на период до 2025 года (ГП КРСТ). К сожалению, слабой стороной Госпрограммы оказалось ее финансовое обеспечение.

В условиях крайней ограниченности финансового обеспечения развития сельских территорий возрастает значение эффективного использования направляемых на эти цели ресурсов. Этого можно достичь, путем дифференциации государственной поддержки на основе типологии сельских территорий на всех уровнях (субъектов, муниципалитетов, поселений).

В связи с этим учеными ВНИИЭСХ были проведены серьезные научные исследования по такой типологизации субъектов и муниципалитетов России по уровню экономико-социо-экологического развития сельских территорий.

Результаты исследования показали, что

к высокоразвитым можно отнести сельские территории только 17% субъектов Российской Федерации, к среднеразвитым – 30%, к низко развитым - 43%, к депрессивным – 10%.

Реализация основных направлений комплексного развития сельских территорий невозможно без серьезного научного обеспечения по всем рассмотренным проблемам. Вот почему как никогда актуально решение проблемы организации комплексных планов научных исследований, такого сложного объекта как сельские территории.

Докладчик подчеркнул, что Ученые Центра аграрной экономики и социального развития сельских территорий готовы принять самое активное участие в разработке и реализации таких научных программ в тесном сотрудничестве со всем агроэкономическим научным сообществом.

В заключение заседания Президиум обсудил проект постановления по данной проблеме, который с учетом высказанных замечаний и предложений, будет доработан и направлен в исполнительные и законодательные органы власти.