ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16
Свяжитесь с нами











РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

ВСЕРОССИЙСКИЙ НИИ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ООО «РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ЭКОНОМИСТОВ-АГРАРНИКОВ»

 

 

И.Г. Ушачев

 

Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук,

директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства,

Президент ООО «Российское общественное объединение

экономистов-аграрников»,

академик

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ

 

(Доклад на III Всероссийском конгрессе экономистов-аграрников

«Проблемы экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства России»,

Москва, 9-10 февраля 2009 г.)

 

 

 

Уважаемый председатель!

Уважаемые участники Конгресса!

 

Тематика нашего Конгресса является далеко не случайной. Как и на первых двух Конгрессах в центре внимания находится проблема устойчивого экономического развития агропромышленного комплекса, его роли и места в экономике страны. В мире все больше понимают, что вопросы продовольственного обеспечения и продовольственной независимости являются гарантом социальной стабильности и национальной независимости государств.

Но есть коренное отличие нынешней сложившейся ситуации от рассмотренных на предыдущих конгрессах. Прежде всего, речь идет о разразившемся мировом фондовым, финансовом и экономическом кризисе и его влиянии на агропромышленный сектор мировой и отечественной экономики.

Сегодня эти вопросы волнуют правительства большинства стран и всю мировую общественность, свидетельством чего является экономический форум в Давосе. При этом я хотел бы отметить, что среди важнейших реальных секторов экономики наш Председатель Правительства В.В. Путин в своем докладе на открытии форума развернуто остановившись на проблемах газового и энергетического секторов, подчеркнул важное значение аграрного сектора на этапе выхода России из экономического кризиса.

Если говорить о месте АПК в экономике страны, то можно констатировать, что в 2008 г. несколько изменилась ситуация с соотношением темпов роста ВВП в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (слайд 2). Если в предыдущие годы в нашей отрасли они существенно отставали от темпов роста ВВП страны и удельный вес сельского хозяйства в нем снижался, то за январь-сентябрь прирост валовой добавленной стоимости составил 6,3% (к соответствующему периоду 2007 г.) против 6,2% в целом по стране, а удельный вес соответственно повысился с 4,5% до 4,7%.

Конечно, на этих показателях сказались как высокий урожай 2008 г., так и начавшийся спад производства в ряде отраслей промышленности, однако это свидетельствует о том, что в условиях кризиса именно сельское хозяйство может быть одним из факторов, который может затормозить глубину падения и будет содействовать началу восстановления экономики в целом.

По данным Росстата, в IV квартале 2008 года произошел спад промышленного производства на 6,1% к IV кварталу 2007 года. Оно было компенсировано благодаря рекордному росту потребительского спроса, в основе которого, как известно, лежит фундаментальный закон о неэластичности потребительского спроса на продовольствие в любых условиях ухудшения экономической конъюнктуры. При этом отметим, что в IV квартале продукция сельского хозяйства относительно этого же периода в 2007 году возросла на 15,6%.

В целом за 2008 год прирост валовой продукции сельского хозяйства достиг 10,8% против 2,1% по промышленному производству.

Вместе с тем, неурегулированность отношений на рынке, где продовольственная инфляция существенно выше общей инфляции, вызывает снижение реальных располагаемых ресурсов населения. Однако при этом цены реализации сельскохозяйственных товаропроизводителей были значительно ниже розничных цен на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

Ожидается, что в 2009 г. положение существенно не улучшится, так как из-за финансово-экономического кризиса платежеспособный спрос населения на продукты питания в лучшем случае не возрастет, а по отдельным видам продукции эластичного спроса может снизиться (плоды, молочная и мясная продукция, кондитерские изделия). Возникшие трудности при кредитовании сельского хозяйства затормозят развитие отрасли и это приведет к росту затрат и снижению рентабельности.

В сложившейся ситуации, по-видимому, возрастет потребность в прямой финансовой поддержке аграрного производства. Временные субсидии на единицу проданной продукции или на единицу крупного рогатого скота, хотя они и противоречат правилам ВТО, могли бы возместить производителям недостаток денежных ресурсов и сохранить хотя бы на критически низком уровне молочное и мясное скотоводство.

В этих условиях не снижается, а может быть, наоборот, повышается значение тех мер, которые могут быть предложены экономистами-аграрниками и которые должны быть направлены на обеспечение устойчивого экономического роста и повышение конкурентоспособности агропромышленного производства.

Что мы понимаем под устойчивым экономическим ростом, а точнее было бы сказать развитием агропромышленного комплекса? Это – многоцелевая (многоаспектная) категория. Ее нельзя выразить одной составляющей. Она включает их, как минимум, пять (слайд 3):

·        экономическая устойчивость и обеспеченность финансовыми ресурсами для расширенного воспроизводства;

·        расширенное воспроизводство всех ресурсов;

·        развитие производства на основе инноваций;

·        улучшение экологии;

·        устойчивое социальное развитие сельских территорий.

И лишь реализация всех перечисленных составляющих экономического развития могут обеспечить конкурентоспособность продукции отечественного АПК на внутреннем и внешнем рынках.

Если говорить о конкурентоспособности с позиции хозяйствующих субъектов агропродовольственного рынка, то это способность с прибылью продать произведенный ими продукт, однако для этого должны быть созданы необходимые условия, которые для нашей отрасли формируются аграрной политикой государства и может быть в этом ее одна из основных задач.

Конкуренция развивается одновременно с эволюцией рыночной экономики и до настоящего времени на практике не соответствует канонам экономической теории.

Такое положение определяется тем, что конкуренция имеет двойственный характер: с одной стороны, является условием функционирования рынка, с другой – изменяется с эволюцией самого рынка. Но к этому положению необходимо добавить еще, по крайней мере, два применительно к сельскохозяйственной продукции и продовольствию. Эта продукция является незаменимым условием жизни, а ее достаточность – незаменимым фактором независимости государства.

И еще: в российских условиях основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей не конкурирует между собой и не является монополистами, но функционируют в монополизирующейся среде переработчиков и торговли. Поэтому, если вести речь о роли государства в этом процессе, то можно выделить три основных направления (слайд 4):

·        первое – создание благоприятной конкурентной среды;

·        второе – регулирование конкуренции на внутреннем, то есть отечественном продовольственном рынке;

·        третье – поддержка конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внешнем рынке.

Если говорить о конкурентоспособности в общем плане, то мы можем с большой степенью достоверности сделать вывод о том, что по зерновым культурам (пшеница, ячмень) Россия является вполне конкурентоспособной, поскольку Россия является крупным нетто-экспортером по этим культурам и занимает второе место в мире.

К конкурентоспособным приближается продукция птицеводства, растительное масло. Если говорить о мясо-молочной продукции, то здесь, к сожалению, наоборот, у нас стоит проблема импортозамещения.

Очевидно, что базовым сектором, откуда идут истоки устойчивого экономического развития является непосредственное сельскохозяйственное производство. Именно здесь первоначально формируется количественные и качественные параметры развития, конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

С тем, чтобы такое развитие и конкурентоспособность в стране стали реальностью необходимо, как минимум, два условия:

·        во-первых, субъекты развития, то есть сельскохозяйственные товаропроизводители должны обладать необходимыми финансовыми, трудовыми и иными ресурсами;

·        во-вторых, только эффективность массового товаропроизводителя создает базу для развития и конкурентоспособности отрасли, экономики страны.

У нас есть лидеры, которые и в современных условиях добиваются результатов мирового уровня. В стране можно назвать немало сельскохозяйственных организаций, которые обеспечивают получение высоких показателей социально-экономического развития.

В определенной мере эталоном может служить ОАО «Ручьи» Ленинградской области. Это диверсифицированное агропромышленное предприятие, работающее на уровне требований XXI века.

Можно также назвать и ряд других хозяйств СПК «Кочубеевский» Ставропольского края, «Маяк» Калужской области, многие сельскохозяйственные предприятия из «Клуба-300».

Что отличает все эти предприятия? Это комплекс условий: инновационный подход к организации и технологии производства, высококвалифицированные кадры, использование маркетинговых стратегий и не только на текущий период, но и перспективу, коммерческий расчет, высокий уровень социального развития.

Конечно, здесь большую роль играет субъективный фактор – талант руководителя.

Если подходить реально, то, видимо, всем достичь такого уровня работы не под силу, однако для того, чтобы приближаться к нему, необходимы определенные социально-экономические условия, которые призвано формировать государство.

Поэтому одной из главных задач нас, экономистов-аграрников, является разработка модели устойчивого экономического роста и конкурентоспособности в АПК.

Теперь позвольте дать оценку современным тенденциям и состоянию агропромышленного производства применительно к теме Конгресса.

К числу положительных тенденций помимо сохранившегося роста производства сельскохозяйственной продукции можно отнести:

·        реализацию приоритетного Национального проекта и Государственной программы, которые способствовали как росту объемных показателей, так и улучшению качественных показателей развития сельского хозяйства, что свидетельствует о постепенном вхождении отрасли в инновационную модель развития;

·        наметившуюся тенденцию импортозамещения по ряду основных продуктов, несмотря на общий рост импорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

·        опережение уже второй год темпов роста оплаты труда в сельском хозяйстве по сравнению с темпами роста ее в целом по экономике страны;

·        опережение темпов роста инвестиций в АПК по отношению к экономике страны в целом.

Однако, видимо, рано утверждать, что сегодня мы находимся на стадии устойчивого экономического роста, пока продолжается тенденция роста без развития.

Почему мы так считаем?

Во-первых, по-прежнему значительная часть прироста продукции растениеводства достигается в условиях ухудшения состояния почв.

Во-вторых, продолжается отток квалифицированных трудовых ресурсов из сельского хозяйства, в результате чего даже крупные агрохолдинги испытывают недостаток в квалифицированных кадрах для обслуживания предприятий индустриального типа.

В-третьих, сохраняется крайне высокий уровень финансовой неустойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей из-за их низкой задолженности. Задолженность по всем видам кредитов и займов        более, чем в 8 раз превышают полученную прибыль, и по состоянию на начало 2009 года составила более 1 трлн. руб.

В ряде основных отраслей не удалось приостановить спада производственного потенциала, особенно в скотоводстве. Только за последние 3 года поголовье крупного рогатого скота снизилось более чем на 400 тыс. голов и сегодня составляет наиболее низкую численность за всю предшествующую историю России.

Продолжается невосполняемое сокращение машин и оборудования в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности.

В этих условиях можно достичь только временного экономического роста, а не устойчивого развития.

Конечно, можно рассчитывать на оптимистический вариант, когда все условия экономического роста сойдутся в одной точке, и мы совершим рывок в постиндустриальное общество. При этом может быть получен высокий синергетический эффект.

Не останавливаясь на всех проблемах устойчивого развития, позвольте высказать наши соображения по отдельным из них.

Прежде всего, мы хотели бы остановиться на социальном развитии сельских территорий, как наиболее важном факторе устойчивого экономического развития агропромышленного комплекса.

Между тем темпы роста личных доходов сельхозпроизводителей, их доступ к благоустроенному жилью и социальным услугам нельзя признать удовлетворительными. Заработная плата работников сельского хозяйства остается на последнем месте среди отраслей отечественной экономики, ее соотношение со средней с 2000 г. балансирует на уровне 40%, у 15% работников сельскохозяйственных организаций оплата труда ниже законодательно установленного минимального размера.

Из года в год увеличивается разрыв между селом и городом по объему среднедушевых располагаемых ресурсов домохозяйств. Если в 1999 г. соотношение этих показателей составляло 70%, то в 2007 г. только 57     (слайд 5). На село приходится более 40% российских бедных, тогда как удельный вес сельского населения составляет 27%.

За пореформенный период российское село в порядке естественной убыли потеряло 3,6 млн. человек. Миграционный прирост сельского населения, имевший место в начале 90-х годов к 2000 г. сменился оттоком.

В условиях глобального экономического кризиса можно ожидать снижения темпов социального развития села (роста безработицы, снижения реальных доходов населения и инвестиционной активности в социальной сфере).

Так, до Минсельхоза уже доведены новые бюджетные обязательства на 2009 г. по ФЦП социального развития села с секвестированием на 15%.

Чтобы сохранить и более того усилить действие социального фактора, необходимо перевести в практическое русло проект Концепции устойчивого развития сельских территорий, подготовленный Минсельхозом совместно с учеными Россельхозакадемии и другими научными силами и одобренный в конце прошлого года Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса.

Другой важнейшей составляющей устойчивого экономического роста является переход от инерционной к инновационной модели хозяйствования.

В современных условиях инновационный путь развития сельского хозяйства имеет три взаимосвязанные и взаимообусловленные направления (слайд 6):

·        инновации в человеческий фактор, что возможно лишь при приори­тетном развитии образования, фундаментальных и прикладных научно-исследовательских организаций, разрабатывающих нововведения, создании банка данных по инновациям, а также информационно-консультационной системы, обслуживающей сельскохозяйственных товаропроизводителей;

·        инновации в биологический фактор, связанные с разработкой и ос­воением нововведений, обеспечивающих повышение плодородия почвы, рост урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности сель­скохозяйственных животных. Именно особая роль инноваций в биологиче­ский фактор является отличительной чертой инновационного пути развития сельского хозяйства по сравнению с другими секторами экономики;

·        инновации технологического характера, обеспечивающие совершен­ствование технико-технологического потенциала сельского хозяйства на основе применения энерго- и ресурсосберегающей техники и наукоемких технологий. При этом в области технологической и технической модернизации производственного потенциала сельского хозяйства особое значение имеет развитие отраслей экономики, обеспечивающих его средствами производства.

Для того чтобы инновационная деятельность в сельском хозяйстве была активной и эффективной, необходимо задействовать четыре группы факторов: экономико-технологические; организационно-правовые; управленческие и социально-психологические. Однако невозможно задействовать каждую группу факторов без эффективного организационно-экономического механизма освоения научных достижений в сельском хозяйстве.

На наш взгляд, необходимо, с одной стороны создать эффективно работающую инфраструктуру поддержки инноваций, с другой - усилить мотивацию товаропроизводителей.

Вторая задача – это формирование инновационной модели непрерывного профессионального образования, которая позволяла бы человеку на протяжении всей своей жизни осваивать новые квалификации. Непрерывное образование – это экономический фактор, ключевой фактор конкурентоспособности.

Третья задача – превращение государственного сектора экономики в активный источник создания и потребления инновационной продукции.

Есть ли у нас возможности и ресурсы для реализации инновационной модели развития АПК?

Нельзя не говорить о том, что ученые РАСХН не создают соответствующую базу для развития инновационной деятельности. Только в 2008 году было создано 258 сортов и гибридов, 24 новых селекционных форм животных, птиц; разработано 280 новых технологий, 137 единиц машин, приборов и оборудования; большое количество диагностикумов, препаратов и дезинфицирующих средств, испытано 77 препаратов защиты растений; разработано около 1200 новых продуктов питания повышенной пищевой и биологической ценности.

Однако остается проблема освоения научных разработок. По оценкам ученых, лишь 10-15% сельскохозяйственных товаропроизводителей используют высокоэффективные ресурсосберегающие технологии.

Причина низкого уровня продукции, полученной на основе новых технологий, в том, что сельское хозяйство институционально не подготовлено для этих процессов, нет системы, обеспечивающей инновационный прогресс населения. И здесь пути решения этой проблемы могут быть различными: это и совершенствование работы созданных уже информационно-консультационнных служб, и инновационные фирмы, сформированные по принципам работы малого предпринимательства. На таких принципах работают фермеры в зарубежных странах, но в наших условиях без эффективной и устойчивой поддержки государства создать стройную систему освоения в сельском хозяйстве инноваций ни в ближайшее время, ни в отдаленной перспективе будет крайне сложно. И здесь мы опять возвращаемся к проблеме доходности сельскохозяйственных предприятий.

Еще одной составляющей частью экономического роста является воспроизводство основных производственных ресурсов, прежде всего земельных.

Материалы проводимого в регионах России мониторинга земель свидетельствуют о том, что их использование в настоящее время харак­теризуется двумя крайне негативными особенностями: деградацией качественного состояния сельскохозяйственных земель и постоянным ростом площадей неиспользуемых земель (слайд 7).

Состояние сельскохозяйственных земель России, млн. га

Наименование

Всего

1. Площади деградированных земель: - подверженных водной и ветровой эрозии - из них сильно и среднеэродированных

-130,0

33,8

- имеющих повышенную кислотность - из них сильно и среднекислых

70,0 36,4

- имеющих низкое содержание гумуса

56,0

- нарушено в результате добычи полезных ископаемых и торфа

2,0

2. Территории подверженные опустыниванию

более 50,0

3. Брошенных земель, зарастающих сорняками, кустарником, мелколесьем

по различным источникам -40,0

4. Процент пахотных земель, имеющих отрицательный баланс гумуса

97,3

 

Общая площадь деградигованных земель составляет 130 млн. га, процент пахотных земель, имеющий отрицательный баланс гумуса приближается к 100, а точнее, по оценкам ученых Россельхозакадемии, составляет 97%, брошенных земель, зарастающих сорняками, мелколесьем достигает 40 млн. га. Скажем откровенно, такая ситуация сложилась в условиях, когда в России практически постоянно реализуются программы под названием «Плодородие».

Причин этому несколько. Прежде всего, незначительный объем планируемых программой работ. Можно сослаться на такие показатели. Параметры сильно- и среднеэродированных земель в стране составляют около 30-35 млн. га, а планируемые параметры их улучшения в федеральной программе в целом на 2006-2010 гг. составляют всего 100 тыс.га.

Заметим, что эта работа – общегосударственная. Без кардинального изменения подхода к изменению состояния сельскохозяйственных земель в аграрной сфере в целом, ее социальной и экономической составляющей, нас ждет, вполне предсказуемое будущее.

Проблема использования сельскохозяйственных земель непосредственно связана с земельными отношениями. На недавно прошедшем заседании Комитета Совета Федерации по аграрнопродовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу совместно с бюро Отделения экономики и земельных отношений Россельхозакадемии, рассмотревшее правовые и экономические проблемы оборота земель сельскохозяйственного назначения, были выработаны рекомендации, предусматривающие мониторинг и совершенствование действующего законодательства в области регулирования земельных отношении в аграрном секторе, воссоздание на региональном уровне системы землеустройства, проведение работ по классификации сельскохозяйственных угодий и др. Мы рассчитываем на то, что передача Минсельхозу России функций по управлению земельными отношениями позволит улучшить ситуацию в этой области.

Сдерживающим фактором технологической модернизации агропромышленного комплекса остается его низкий технический уровень. Об этом уже не раз говорилось, поэтому можно лишь напомнить о том, что за последние годы у нас снизилась обеспеченность отрасли тракторами почти в 3 раза, зерноуборочными комбайнами – в 3,5 раза, а кормоуборочными – в 4 раза.

Заводы сельскохозяйственного машиностроения выпускают в основном морально устаревшую технику.

Отсутствие конкурентоспособного отечественного сельскохозяйствен-ного машиностроения привело к тому, что рынок заполняется импортной техникой, поставки которой за последние годы по отдельным видам машин выросли в 1,6-1,8 раза.

Сложилась огромная разномарочность закупаемой техники, что создает серьезные трудности в организации сервисного обслуживания и обеспечения запасными частями. В настоящее время уже более половины рынка – это импортная техника.

Сложившаяся в экономике страны тенденция увеличения доли импорта товаров высокой степени переработки в значительной мере затронула также машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности.

Так, ежегодные закупки оборудования для этих приоритетных отраслей АПК, формирующих более двух третей потребительского рынка страны, составляет до 90% в общем объеме потребляемого оборудования.

Назрела острая необходимость скоординировать взаимодействие двух Федеральных министерств – Минсельхоза России и Минпромторга России – в области инновационно-технологического развития этой отрасли, разработать систему мер по оказанию действенной государственной поддержки отечественным предприятиям и организациям, создающим технико-технологическую базу пищевой индустрии.

Аграрный сектор находится практически в полной зависимости от зарубежных производителей техники, что, безусловно, будет снижать и уровень продовольственной безопасности нашей страны.

Участие государства видится в трех направлениях:

·        первое – это создание с участие государства мощной сельхозмашиностроительной корпорации, которая могла бы объединить ресурсы на приоритетных направлениях технологической модернизации сельского хозяйства;

·        второе – это поддержка возрождения системы инженерно-технического обслуживания на селе и обеспечение доступа к ней основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей;

·        и третье – разработка и принятие Федеральной целевой программы «Развитие машиностроения для АПК», реально обеспечивающей решение задачи комплексной модернизации сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности.

Эти и другие проблемы изложены в разработанной Минсельхозом и Россельхозакадемией «Стратегии машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года».

Говоря об инновационном развитии АПК, нельзя пройти мимо проблемы производства биотоплива. По этому вопросу нет единой точки зрения как на уровне как экспертов международных организаций, так и у нас в стране.

У нас есть все основания для признания нецелесообразности форсированного наращивания производства биотоплива из сельскохозяйственного сырья. Во-первых, в результате такого процесса произошло бы отвлечение кормовых ресурсов для наращивания производства продукции животноводства, являющимся одним из приоритетных в развитии сельского хозяйства. Во-вторых, сократились бы ресурсы для экспорта зерна.

В нашей стране имеются неограниченные возможности использования для этих целей несельскохозяйственного сырья, например целлюлозосодержащее сырье, и именно их надо использовать в первую очередь.

Учитывая сложившуюся ситуацию в других отраслях экономики закономерно становится вопрос – не сможет ли сельское хозяйство стать «локомотивом» стабилизации и последующего динамического ее развития?

Хотелось, чтобы это было именно так. Есть у нас и огромные возможности, особенно в виде неиспользуемых земель, пока еще очень низкой производительности труда, неиспользованных возможностей освоения достижений науки и, кстати, практику модельных предприятий почти во всех отраслях сельского хозяйства. Но для того, чтобы быть локомотивом отрасль должна быть инновационной.

Как показывают расчеты, по итогам 2008 года около половины продукции по-прежнему производится в низкопроизводительном и низкотоварном секторе хозяйств населения.

Конечно, надо поклониться им, что в этот трудный период выручили страну и кормят самих себя, но если вести речь об устойчивости, экономическом развитии, да и к тому же в условиях рыночного хозяйства, то это, по меньшей мере, неоправданно.

В 2008 году совокупная товарность по хозяйствам всех категорий составила лишь 50% с колебанием от 15% по семенам подсолнечника и до 22% по картофелю. По мясу и птице этот показатель составил 74%, по молоку – 57%.

Такого нерационального использования ресурсов, в том числе трудовых, нет и не может быть ни в одной стране, считающей себя развитой.

Может быть в Дании, Франции, например, система жесткая, но там фермер не может выпить и кружку своего молока, а идет за ним в магазин. Практически все производство охвачено развитыми формами кооперации как заготовительной, так и сервисной.

У нас же фактор кооперации только провозглашен, и то для мелкого производителя, хотя в России кооперация зародилась еще в конце XIX – начале XX веков.

Какое бы направление повышения устойчивости мы бы не рассматривали, неизменно возвращаемся к нескольким основополагающим положениям.

Возможно, основным из них является создание условий для обеспечения сельскому хозяйству доходности, необходимой для расширенного воспроизводства.

Необходимы новые подходы к формированию в АПК системы ценообразования.

Практика последних лет вновь подтвердила, что и в период развития, и в период кризиса «крайним» оказывается сельское хозяйств. В период развития ему достается малая доля от роста совокупной прибыли, а в кризисные – оно более всех страдает от понижения цен реализации.

Об этом свидетельствуют данные о динамике цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, а также потребительских цен в октября 2008 года к декабрю 2007 года (слайд 8, 9, 10).

Если цены реализации сельскохозяйственными товаропроизводителями в октябре 2008 года были выше, чем в декабре 2007 года лишь на 3,4%, то на промышленную продукцию – примерно на 19,6%. При этом потребительские цены на продовольственные товары возросли более, чем на 15%.

В части цен на продукцию сельскохозяйственных товаропроизводителей, видимо, следует перейти от их мониторинга, который сейчас осуществляется, к регулированию на основе преимущественно «мягких» механизмов. В их числе могут использоваться индикативные цены, минимальные предельные цены реализации, например, на молоко, расширение перечня продукции, включаемой в закупочные интервенции, залоговые операции, о которых уже шла речь.

Кто может поправить это положение, обусловленное неэквивалентным обменом? Наверное, только государство. И особенно это важно в современных условиях, когда кризис обнажил целый ряд дефектов в организационно-экономическом механизме регулирования рынков и социальной политике АПК.

Крайне важно иметь систему балансов, с одной стороны, производства и потребления, спроса и предложения на рынке сельскохозяйственной продукции, с другой – финансовых ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей и потребности в них для осуществления расширенного воспроизводства.

Сейчас ряд продуктовых балансов разрабатывается, но для обеспечения устойчивого экономического развития необходим системный подход к индикативному планированию функционирования агропромышленного комплекса.

Конечно можно сиквестировать поддержку сельского хозяйства, как и другие отрасли. Это самый простой выход. Но на наш взгляд, надо смотреть и дальше, и глубже. Речь идет о сохранении сельского хозяйства, как системообразующего сектора экономики страны, определяющим удовлетворение жизненных потребностей всего населения, как сектора, который является «заказчиком» и «потребителем» для производства большинства отраслей промышленности всех товаров и услуг, а следовательно, создание рабочих мест, снижение безработицы.

И еще: состояние сельского хозяйства – это состояние продовольственной безопасности страны и ее продовольственной независимости. Прежде всего, следует исходить из необходимости отражения следующих угроз продовольственной безопасности (слайд 11):

·        наличие ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

·        отставание в инновационной сфере;

·        сокращение национальных генетических ресурсов;

·        наличие дефицита квалифицированных кадров.

В качестве пороговых значений продовольственной независимости, или иными словами доли отечественной продукции в общем объеме потребления, в Доктрине предусматриваются следующие величины (слайд 12):

·         по зерну не менее – 95%;

·         по сахару не менее – 80%;

·         по растительному маслу не менее – 80%;

·         по мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) не менее – 85%;

·         по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) не менее – 90%;

·         по рыбе и рыбопродуктам не менее – 80%;

·         по картофелю не менее – 95%;

·         по соли пищевой не менее – 85%.

Конечно это все прописные истины, но без повторения которых, трудно обеспечить ее реализацию.

Что сейчас уже сделано и еще необходимо сделать?

Правительство Российской Федерации приняло Перечень первоочередных мер по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса, в котором нашли отражение меры, направленные на поддержку агропромышленного комплекса. Система этих мер направлена на:

·             восстановление нормального процесса кредитования отрасли;

·             завершение реализации инвестиционных проектов строительства животноводческих комплексов;

·             поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей.

·             регулирование рынка зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

С этой целью увеличен уставный капитал Россельхозбанка на 75 млрд. руб., имея в виду обеспечить кредитования АПК в объеме более 840 млрд. руб. в том числе предоставления субсидированных кредитов на сумму 400 млрд. руб., из них на завершение строительства животноводческих комплексов – 70 млрд. руб. Наряду с Россельхозбанком в финансировании строительства этих комплексов будет участвовать и Внешэкономбанк.

Для поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей выделено 28 млрд. руб. на компенсацию затрат на приобретение горючего и смазочных материалов, минеральных удобрения, кормов.

Кроме того, пополнен уставной капитал Росагролизинга на 25 млрд. руб. для закупки тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования, отечественного производства, а также предусмотрено субсидирование ставок по кредитам на техническое перевооружение и введение временной таможенной пошлины на импорт иностранной сельскохозяйственной техники в размере 15%.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей отменена предоплата при лизинговых операциях, а первый платеж будет вноситься через 12 месяцев после получения техники. Срок лизинга по отдельным видам техники увеличен с 10 до 15 лет. Для нормализации функционирования рынка зерна принято решение о значительном увеличении объема его закупочных интервенций.

Кроме того снижены квоты на импорт мяса птицы, существенно повышены тарифы на внеквотные поставки мяса.

Наряду с этим предусмотрено урегулирование отношений сельскохозяйственных товаропроизводителей с торговыми сетями, в том числе по срокам оплаты поставляемой им продукции. Для системообразующих розничных сетей в целях ускорения оборота средств будет оказываться поддержка в виде предоставления кредитов, сокращения сроков регистрации имущества, передаваемого в залог, возврата НДС.

Важно, чтобы дополнительно возникающие вопросы оперативно рассматривались Правительством Российской Федерации и по ним принимаются решения.

В то же время глубина и возможная длительность кризиса требует выработки и осуществления системных мер.

Однако, на наш взгляд, важно создать, как сейчас говорят, «подушку безопасности», чтобы обеспечить достаточные гарантии для реального устойчивого экономического развития.

В качестве одной из мер в ее создании могло бы быть, например, создание специального антикризисного фонда АПК, рассчитанного на использование в течение 2009-2011 годов для предотвращения серьезного спада в отдельных отраслях АПК и проблемных субъектах Российской Федерации. Кроме того, в этих условиях необходимо существенно расширить систему страхования сельскохозяйственного производства с тем, чтобы ею могли пользоваться большинство сельскохозяйственных товаропроизводителей. Еще одной мерой могло бы стать расширение номенклатуры закупочных интервенций, включив в них сухое молоко и другие продукты длительного хранения.

В качестве неотложных мер целесообразно:

·        принять специальную комплексную антикризисную программу для АПК на 2009-2010 годы, нацеленную на удержание агропромышленного производства от глубокого спада;

·        в самые сжатые сроки разработать и принять меры оперативного характера, имея в виду обеспечить проведение в полном объеме весенних полевых работ, не допустить сокращения посевных площадей и спада поголовья скота;

·        ввести мораторий на проведение процедур банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей с тем, чтобы сохранить производственную базу и кадры для восстановления и дальнейшего развития сельскохозяйственного производства.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы сельское хозяйство и агропродовольственный сектор в целом выполнил свою историческую миссию при выводе России из кризиса необходимо по примеру других опытных в рыночной экономике государств еще надежнее защитить внутренний агропродовольственный рынок, как впрочем и рынки других потребительских товаров, от зарубежной экспансии.

По-видимому, только в этом случае можно надеяться на то, что продовольственная инфляция, часто называемая агфляцией, начиная с 2010 года может быть снижена до однозначной величины и, надеюсь, будет иметь тенденцию приближения к уровню продовольственной инфляции в Европейской союзе, как это иллюстрируется графиком, приведенном на слайде 13.

Этот график еще раз демонстрирует, что конечные темпы роста продовольственной инфляции в Европейском союзе на протяжении всего 2008 года были в 4 раза меньше, чем в Российской Федерации, и это как неоднократно отмечалось нами при разработке Доктрины продовольственной безопасности, закономерно вытекает из возможности государственного контроля и стабилизации инфляции при обеспечении 100%-го значения продовольственной независимости.

Если внимательно остановиться на структуре продовольственной инфляции, то данные, приведенные на слайде 14, требуют некоторого комментария. Если еще можно оправдать уровень инфляции по мясу и мясопродуктам, маслу и жирам высокой долей импортной продукции и изменением курса рубля по отношению к доллару и евро, то совершенно неоправданным выглядит удорожание хлебобулочных изделий и круп на 25,5%, а также рыбы и морепродуктов на 14,7%, то есть позиций, по которым Российская Федерация является нетто-экспортером. По-видимому, здесь надо использовать другие более эффективные механизмы государственного регулирования цен в этих сегментах продовольственного рынка.

Как уже указывалось за последнее время Правительство приняло ряд важных мер в целом по экономике страны и для аграрного сектора по стабилизации ситуации в связи с мировым финансовым и экономическим кризисом.

И тем не менее можно ожидать, что кризисные процессы будут достаточно остро отражаться на АПК не менее 2-3-х лет. Это необходимо учитывать при всех сценариях прогноза его развития на более отдаленную перспективу.

Нами рассматривается три варианта прогноза.

Первый вариант – инерционный, который исходит из предположения о сохранении сложившихся в последние годы темпов развития сельского хозяйства, относительно низких инвестиционных возможностях АПК и уровня государственной поддержки отрасли.

Второй вариант предполагает развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности в условиях реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и в последующие годы в соответствии с параметрами, определенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Этот вариант можно считать наиболее близким к инновационному.

Третий вариант описывает ситуацию, характеризующуюся наиболее неблагоприятными последствиями кризисных процессов в экономике страны и в мировой экономике («кризисный»).

При всех вариантах предполагается, что в 2009-2010 годах произойдет замедление темпов роста сельскохозяйственной продукции, а при неблагоприятных погодных условиях в эти годы возможно снижение объема валовой продукции сельского хозяйства.

Приведенные варианты будут существенно различаться по объемам и темпам прироста инвестиций в основной капитал сельского хозяйства.

В инерционном варианте, если сохранится доля сельского хозяйства в общем объеме экономики страны, то среднегодовой темп прироста инвестиций за период до 2020 г. к 2007 г. составит примерно 11%, в инновационном – этот темп возрастет исходя из расчета прогнозных показателей, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, до 14%, в кризисном варианте – снизится до 4%.

В инерционном варианте, по расчетам, прирост валовой продукции сельского хозяйства составит в 2020 г. по сравнению с 2007 г. примерно 25%, а в среднегодовом исчислении за этот период – 1,9%.

Объемы производства сельскохозяйственной продукции не позволят достичь пороговых значений производства основных видов продукции для обеспечения продовольственной безопасности страны.

При инновационном варианте в условиях реализации в полном объеме Государственной программы и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, среднегодовой темп прироста валовой продукции сельского хозяйства составит 3,4-3,5%. Учитывая, что в перспективе основной прирост сельскохозяйственной продукции придется на сельскохозяйственные организации различных организационно-правовых форм и крестьянские (фермерские) хозяйства, в этих категориях хозяйств прирост в среднегодовом исчислении должен равняться не менее 5,8%.

При этом варианте можно будет обеспечить население страны основными видами пищевых продуктов отечественного производства в размерах, достаточных для рационального питания, и выйти на пороговые значения продовольственной безопасности страны, указанные выше.

Одновременно повысятся экспортные ресурсы сельскохозяйственной продукции по зерновым культурам до 20-25 млн. т, будут созданы условия для постепенного выхода на мировой рынок с качественной молочной продукцией.

Однако для реализации такого варианта потребуется существенное расширение инфраструктуры агропродовольственного рынка, развитие отраслей, обеспечивающих сельское хозяйство средствами производства, в первую очередь сельскохозяйственными машинами и оборудованием.

Для привлечения в сельскохозяйственное производство рабочей силы потребуется приблизить уровень оплаты труда занятых в ней работников к ее размеру в среднем по экономике, существенно улучшить жилищные и другие социально-бытовые условия жизни на селе.

Необходимо проводить более ориентированную для сельскохозяйственных товаропроизводителей ценовую политику, увеличить их государственную поддержку, доведя до современного уровня в Европейском союзе, что означало бы ее повышение по отношению к стоимости произведенной продукции с 6% до 32%. В этой связи следует внести соответствующие коррективы в позицию по сельскому хозяйству при вступлении России в ВТО.

Сценарные условия кризисного варианта связаны с угрозами, которые возникли в связи с развивающимся финансовым и фондовым кризисом в мире и его последствиями в России.

Основные угрозы, которые следует учитывать при рассмотрении кризисного варианта, связаны со следующими факторами:

1. Сокращение уровня государственной поддержки сельского хозяйства. Снижение цен на нефть и объемов ее экспорта, массированные вложения в поддержку базовых отраслей промышленности и банковской системы могут привести к резкому ограничению бюджетной поддержки сельского хозяйства.

2. Ускоренное выбытие основных фондов. Прежде всего это относится к сельскохозяйственной технике: по отдельным ее видам от 50 до 70 процентов машин превысили нормативный срок их эксплуатации. Невозможность технического обновления приведет к дальнейшему сокращению посевных площадей и спаду производства сельскохозяйственной продукции.

3. Деградация кадрового потенциала отрасли. Спад сельскохозяйственного производства и низкий уровень доходов в сельском хозяйстве по сравнению с другими видами деятельности в экономике страны усилит тенденцию уменьшения населения, занятого в аграрном секторе, численность которого, по оценкам, может к 2020 г. сократиться в 1,7 раза.

4. Падение спроса на продовольственные товары. При развитии кризисных процессов будет происходить снижение реальных располагаемых доходов населения, в том числе и за счет высокой инфляции, что может привести к сокращению потребления мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов и других ценных, но более дорогостоящих пищевых продуктов и соответственно росту потребления хлеба и хлебобулочных изделий, картофеля.

5. Сокращение объемов предложения на рынке продовольственных товаров. В силу действия негативных факторов, связанных с деградацией производственного потенциала, снижением уровня доходов, оттоком из села квалифицированных кадров, снизится уровень производства сельскохозяйственной продукции, прежде всего мяса и мясопродуктов.

6. Ухудшение ценовой ситуации на агропродовольственном рынке. Предполагается, что цены на продовольствие, особенно на мясную и молочную продукцию, будут расти на внутреннем рынке (продовольственная инфляция) в темпах, равных примерно 20% в год. Учитывая недостаточность валютных финансовых ресурсов и предполагаемый рост мировых цен на продовольствие, поставки его по импорту будут сокращаться.

Исходя из действия указанных факторов, как показывают расчеты, производство зерна может снизиться к 2015 г. до 75 млн. т, а к 2020 г. – до критического уровня – 63-64 млн. т, в том числе пшеницы соответственно до 44-45 млн. т и 37-38 млн. т, семян подсолнечника – до 5,7-5,8 млн. т и 4,8-4,9 млн. т, сахарной свеклы – до 16,9-17,0 млн.т и 16,4-16,5 млн. т, скота и птицы (в убойном весе) до 5,1 млн. т и 4,2 млн. т, молока – до 28-29 млн. т и 24-25 млн. т.

В результате такого спада потребление основных продуктов питания уменьшится до уровня, несоответствующего здоровому образу жизни.

Таким образом, единственно приемлемым выходом при сложившейся ситуации является обеспечение развития АПК по инновационному варианту. Инерционный путь ведет к усилению продовольственной зависимости от импорта, а следовательно, к угрозе усиления экономического и политического давления на Россию, кризисный вариант недопустим в принципе, поскольку это привело бы к катастрофическим последствиям в экономике страны и социальном положении населения.

В последнее время все более часто в качестве одного из факторов роста устойчивости экономики и его продовольственного сектора на перспективу приводится потепление климата на обширной территории России.

Как показывают исследования ученых Россельхозакадемии, дело обстоит не так однозначно, как оно обычно трактуется. Суть состоит в том, что потепление, скорее всего, будет сопровождаться увеличением осадков в Северных и частично Центральных районах и ухудшением режима осадков в зонах неустойчивого увлажнения, где частота засух возрастет.

По данным Министерства природных ресурсов Российской Федерации, например, в Сибири и Северном Кавказе не исключено даже падение урожайности зерновых культур до 20%.

Будут проявляться и сопутствующие процессы, например, рост численности и миграции насекомых-вредителей в Северных районах, распространение болезней сельскохозяйственных культур и другие.

Поэтому делая прогноз на перспективу в обозримом будущем, видимо, следует учитывать региональные особенности при изменении климата, но не строить расчет получения от него в целом существенных преимуществ.

Если следовать известным циклам Николая Дмитриевича Кондратьева, то начавшийся в 2008 г. кризис может быть преодолен не ранее 2011 года, когда начнется новый этап устойчивого экономического роста и его максимальное значение придется на начало 30-х годов XXI века. Однако в силу развития мирохозяйственных связей, усиления роли научно-технического прогресса при новых возможностях и формах преодоления кризисов и поддержки процессов развития длительность таких циклов может быть существенно сокращена (слайд 15).

Таким образом, в заключении можно сделать два важных выводы:

·        первое – мы не должны, несмотря на возникший кризис, менять наши целеполагающие прогнозы до 2020 и последующие годы, поскольку иначе бы мы признали неспособность нашей экономики решить самые насущные проблемы аграрного сектора, в том числе продовольственной независимости России;

·        второе – насколько быстро произойдет переход от кризиса к устойчивому социально-экономическому развитию будет определяться эффективностью проводимой в ближайшие годы аграрной политики государства.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

III Всероссийского Конгресса экономистов-аграрников

«Проблемы экономического роста и конкурентоспособности

сельского хозяйства России»

 

III Всероссийский Конгресс экономистов-аграрников, состоявшийся в г. Москве 9-10 февраля 2009 г., обсудил комплекс проблем, связанных с повышением устойчивости экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства, развитием сельских территорий России, преодолением последствий мирового финансово-экономического кризиса в АПК. На Конгрессе было представлено и обсуждено более 70 докладов и тезисов выступлений, состоялись дискуссии его участников.

На Конгрессе отмечалось, что в условиях кризиса, охватившего все отрасли народного хозяйства страны, агропромышленный комплекс должен провести структурные преобразования, направленные на рост объемов отечественного производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, оборудования и техники, импортозамещения и повышения продовольственной безопасности страны, особенно по мясной и молочной продукции.

В 2008 году по сравнению с 2007 годом почти втрое выросли темпы производства сельскохозяйственной продукции. Собран за последние 15 лет рекордный урожай зерновых культур - 108,2 млн. т. Высокие результаты достигнуты по производству подсолнечника, сахарной свеклы, овощей и кар­тофеля. Ускоренно развивалась промышленность по производству пищевых продуктов. Укрепилось экономическое положение значительной части сель­скохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств. Россия стала одним из ведущих в мире экспортеров зерна, заняв второе место после США.

Значительное влияние на эти позитивные процессы оказало повышение правового статуса аграрного сектора. В принятом Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» агропромышленный комплекс с 2007 г. признан приоритетным среди других отраслей экономики. Успешно реализу­ется Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Впервые за многие годы в сельском хозяйстве прирост производства продукции был выше, чем в промышленности и в целом но экономике.

В текущем году началась реализация утвержденных Минсельхозом России двух отраслевых целевых программ по развитию мясопродуктового подкомплекса. Так, Программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы» предусматривает создание стартовых технологических и экономических условий формирования и устойчивого развития отечествен­ного специализированного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины с доведением в 2012 г. поголовья скота специализированных мясных пород до 800 тысяч, или возрастет в 2 раза.

Согласно целевой программе «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Российской Федерации» намечено довести производство молока с 32,2 до 37 млн. т в 2012 г. ежегодно приобретать не менее 100 тыс. голов племенного молодняка молочного направления.

Вместе с тем, возможности и потенциал агропромышленного ком­плекса используется далеко не полностью. Несмотря на ежегодный рост им­порта продовольствия и произведенных финансовых затрат, превысивших 35 млрд. дол., потребление населением нашей страны остается ниже рекомен­дуемых норм продукции животноводства на 39%, рыбы - на 44%, овощей и бахчевых - на 24%, фруктов и ягод - на 28%.

Продолжает оставаться острой проблема повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции. Без высокоэффективного и конкурентоспособного агропромышленного комплекса невозможно решение многих первоочередных и стратегических задач по развитию социально-ориентированной экономики страны и обеспечению России достойного места на мировом агропродовольственном рынке. Страна является лишь вполне конкурентоспособной по зерну - пшенице и ячменю. К конкурентоспособным приближается продукция птицеводства и растительное масло.

Придавая ведущую роль государства в решении проблемы повышения конкурентоспособности продукции агропромышленного производства, еще не на должном уровне осуществляется федеральным правительством и Мин­сельхозом России государственная поддержка конкурентоспособности отече­ственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках.

Продолжает оставаться малоэффективной система управления АПК, особенно на региональном уровне и в районных (муниципальных) образова­ниях, что не способствует выводу агропромышленного производства на инновационно-инвестиционный путь развития.

В ускорении научно-технического прогресса в сельском хозяйстве ве­дущая роль принадлежит ученым Россельхозакадемии и отраслевых научно-исследовательских учреждений, которые своими разработками и новациями создают соответствующую базу для развития инновационной деятельности в отрасли. При их активной поддержке необходимо создание в АПК эффектив­но работающей структуры поддержки внедрения инноваций в сельскохозяйственное производство с усилением мотивации участия непосредственных товаропроизводителей, лишь 10-15% которых используют высокоэффективные ресурсосберегающие технологии. При этом формирование инновационной, модели непрерывного профессионального образования, повышение квалификации, особенно управленческого персонала, закрепление на селе молодых кадров с высоким образованием и создания для них приемлемых социально-бытовых условий продолжают оставаться острой проблемой.

В докладах на пленарном заседании, выступлениях и дискуссиях на секциях Конгресса была выражена озабоченность современным состоянием и медленными темпами преодоления кризисных явлений в агропромышленном комплексе Российской Федерации и высказаны предложения по внесению некоторых корректив в аграрный протекционизм государства и его аграрную политику.

Участники III Конгресса считают целесообразным и необходимым:

1. Рекомендовать Миисельхозу России, региональным органам управления АПК и районных (муниципальных) образований уделить особое внимание в управленческой деятельности осуществлению мер, направленных, прежде всего на:

снижение уровня бедности сельского населения, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся их слоев;

повышение почвенного плодородия, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых и ранее выведенных из оборота пахотных земель;

создание сельскохозяйственным товаропроизводителям нормальных экономических условий для достойной оплаты их труда, инвестирования в модернизацию и техническое перевооружение производства, расширенного воспроизводства;

повышение уровня и эффективности использования государственной поддержки, уделив особое внимание обеспечению финансовой устойчивости и платежеспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей всех категорий, увеличению объемов субсидированных кредитов и их доступности;

совершенствование механизмов регулирования агропродовольственного рынка и развитие его инфраструктуры, устранения ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной продукции и материально-технических и энергетических ресурсов;

увеличение государственного участия в финансовом обеспечении реализации социальных программ на селе, включая развитие сельских территорий, строительство жилья для молодых специалистов.

2. За счет консолидации усилий экономистов-аграрников, аграрной науки, управленческих и банковских структур и непосредственных сельскохозяйственных товаропроизводителей:

не допустить обвала инвестиций в производственный сектор агропромышленного производства в условиях финансового и экономического кризиса;

всемерно способствовать:

переходу агропромышленного производства на инновационный путь развития, внедрению новых информационных технологий, широкому ис­пользованию современной оргтехники и информационных ресурсов в повсе­дневной работе;

повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе за счет повышения качества, снижения производственных затрат и себестоимости, улучшения упаковочной тары;

обеспечению продовольственной безопасности страны как основы экономической и политической независимости России в сфере международных отношений;

развитию инфраструктуры и улучшению рыночной среды, доступности для населения страны безопасного, качественного и недорогого продовольствия;

планомерному развитию входящих в АПК всех подотраслей, комплексов и производств;

разработке и принятию дополнительных законодательных актов, направленных на создание экономических льгот и увеличение государственного регулирования агропромышленного производства, снижение торговых наценок на реализуемую сельскохозяйственную продукцию, повышение объемов государственных закупок, закупочных цен и др.;

разработке федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», других необходимых нормативах и правовых актов, недостающих ведомственных целевых программ в сфере агропромышленного производства.

Научное сообщество экономистов-аграрников Российской Федерации считает своей основной целью всемерно способствовать решению важной национальной задачи - ускорению темпов экономического роста сельскохо­зяйственной отрасли и повышению конкурентоспособности сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия, успешному преодолению фи­нансового и экономического кризиса.

 

 

 

Принято на III Всероссийском Конгрессе

экономистов-аграрников

10 февраля 2009 года

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

III Всероссийского Конгресса экономистов-аграрников

«Проблемы экономического роста и конкурентоспособности

сельского хозяйства России»

 

Заслушав доклады па пленарном заседании, выступления и дискуссии на секциях Конгресса, его участники считают необходимым:

 

1. Принять резолюцию III Всероссийского Конгресса экономистов аграрников «Проблемы экономического роста и конкурентоспособности сельского хозяйства России» с учетом дополнений  и изменений, внесенных участниками и редакционной комиссией Конгресса.

 

2. Одобрить проекты:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года;

Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;

Концепции развития сельских территорий России до 2012 года.

 

3. Рекомендовать Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук,                   ООО «Российское общественное объединение экономистов-аграрников» издать в 2009 г. сборник основных докладов, выступлений и других материалов  III Конгресса, а также разместить наиболее актуальные из них на сайте Россельхозакадемии.

 

4. Считать целесообразным провести IV Всероссийский Конгресс экономистов-аграрников в первом квартале 2011 г.

 

5. Продлить Оргкомитету настоящего Конгресса полномочия для орга­низации очередного Всероссийского Конгресса экономистов-аграрников.

 

6. Поручить Оргкомитету:

определить тему, программу и место проведения IV Всероссийского Конгресса экономистов-аграрников до 1 октября 2009 г. и довести их до све­дения ученых и экономической общественности агропромышленного ком­плекса России, ЕврАзЭС и ряда других зарубежных стран;

в период между заседаниями Конгресса организовать проведение кон­ференций, круглых столов, семинаров по наиболее актуальным проблемам экономического развития АПК и преодоления в нем последствий финансово­го и экономического кризиса.

 

Принято на III Всероссийском Конгрессе

экономистов-аграрников

10 февраля 2009 г.

 

 

При использовании материалов ссылка на сайт ВНИИЭСХ обязательна

©ГНУ ВНИИЭСХ

 

 


Приложеные файлы: Доклад
Презентация
РЕЗОЛЮЦИЯ
РЕШЕНИЕ