ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16
Свяжитесь с нами











РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

ВСЕРОССИЙСКИЙ НИИ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

 

И.Г. Ушачев

 

Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук,

директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства,

академик

 

 

(Доклад на Итоговой Коллегии МСХ, 30 марта 2009 г.)

 

 

Уважаемый Виктор Алексеевич!

Уважаемые коллеги!

 

Заседание коллегии проходит как никогда в сложной социально-экономической ситуации, особенно для аграрного сектора. С одной стороны, мы отмечаем положительные результаты 2008 г., которые создавали базу для дальнейшего развития аграрного сектора, с другой стороны на не окрепший агропромышленный комплекс наложился новый финансово-экономический кризис, что уже отрицательно сказалось на результатах его деятельности в последние месяцы прошлого года и начале 2009. Это вызывает серьезные опасения стагнации, а возможно и очередного отката от достигнутых позиций. Поэтому сейчас, на наш взгляд, обсуждая Антикризисную программу Правительства Российской Федерации, очень важно реально, подчеркиваю – реально, оценить итоги 2008 года и возникшие угрозы с тем, чтобы предпринять упреждающие меры.

Из общего перечня проблем позвольте выделить, на наш взгляд, только несколько основных.

Первое. В 2008 г. несмотря на высокие темпы роста производства, экономические показатели сельского хозяйства не только не улучшились, но и по ряду позиций ухудшились. Ниже стал уровень рентабельности, если считать в сопоставимом выражении, снизился и абсолютный размер прибыли, возросла закредитованность хозяйств. По предварительным данным в 2008 году реализация сельскохозяйственными организациями мяса крупного рогатого скота была убыточна во всех субъектах Российской Федерации, кроме Республики Калмыкия, свиней – в 44 регионах из 78, овец – в 42 из 71, птицы – в 43 из 76 субъектов Российской Федерации.

Второе, по-прежнему остается нерешенной проблема формирования цен на агропродовольственном рынке. Темпы роста потребительских цен на розничном рынке существенно опережают цены реализации сельскохозяйственных товаропроизводителей. В результате падает их доля в конечной цене и сдерживается потребительский спрос населения. Таким образом, страдает и производитель, и потребитель. Особенно в прошлом году это проявилось на рынках зерна и мяса. Поэтому не случайно в прошлом году продовольственная инфляция достигла 16,5%, в то время как в сельском хозяйстве рост цен в декабре 2008 г. к декабрю 2007 г. лишь 2,5%. Можно еще как-то оправдать рост цен на те продукты, по которым высокой остается доля импорта, но нельзя дать разумное объяснение, например по хлебу, цены на который выросли более, чем на 25% при огромных объемах производства и экспорта зерна.

И, конечно же, сохраняется старая болезнь – диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией.

Третье. Доступ сельхозтоваропроизводителей на рынок. Согласно мониторингу реализации Госпрограммы, который проводился в 30 регионах страны всех административных округов, и было опрошено более 15000 респондентов, на вопрос о том, испытывают ли они трудности при реализации сельхозпродукции почти 60% ответили утвердительно. Кстати, та разница в ценах, которая складывается на агропродовольственном рынке является следствием отсутствия реальной инфраструктуры агропродовольственного рынка. В развитых странах этот вопрос решается через развитие кооперации. По таким продуктам как молоко в США 70% молока реализуется через кооперативы, в Северных странах – почти 100%. Такое же положение во Франции, Германии, Японии. Национальные проект и Госпрограмма предусмотрели развитие сбытовой кооперации для мелкотоварного производства, но большая часть созданных кооперативов так и не работает. Видимо, необходимо еще раз вернуться к этому вопросу, сформировать ведомственную целевую программу по развитию кооперации, предусмотрев в ней целый ряд экономических стимулов и организационных мер, имея в виду ослабление антимонопольного пресса, государственную поддержку создания заготовительной инфраструктуры и переработки продукции, льготное кредитование, особенно инвестиций и другие.

И четвертое. Это социальные проблемы села. Будем откровенны. Пока не удалось серьезно продвинуться ни в вопросах повышения занятости, улучшения демографии, и в формировании социальной инфраструктуры, снижении бедности и повышении доходов сельского населения. Несмотря на то, что темпы роста оплаты труда в сельском хозяйстве опережают средние показатели по стране, вместе с тем, их соотношение все равно остается на уровне 48%, а сельское хозяйство по уровню оплаты труда делит последние места с текстильным и швейным производством.

К таким вышеперечисленным выводам пришли экономисты аграрники и на III Всероссийском конгрессе экономистов-аграрников, и на Круглом столе по вопросам преодоления кризиса в АПК и по оценке функционирования сельского хозяйства в 2008 году и прогнозам на 2009.

Что бы мы считали целесообразным предпринять в сложившихся условиях. Сейчас обсуждается Программа антикризисным мер Правительства Российской Федерации. Насколько мы понимаем в этой программе в части сельского хозяйства предусмотрено главным образом поддержка кредитования и лизинга. Безусловно это крайне необходимо. Но по нашему мнению этого совершенно не достаточно. Такими мерами не устраняются те угрозы, о которых, в частности, шла речь. Мы хорошо понимаем, что у Правительства сейчас нет больших финансовых возможностей. Об этом сказал и уважаемый Алексей Леонидович, указав, что трудные времена еще впереди. Это видимо было сказано для того, чтобы никто не просил дополнительных денежных средств. Но не решив вопрос о доходности в сельском хозяйстве, мы поставим экономику страны еще в более сложное положение. Кроме того, вопросы доходности можно решить и рядом других мер, например, мораторием на банкротство, налоговые каникулы, отсрочку платежей по задолженности по бюджету и целый ряд других мер, которые бы позволили ослабить финансовый пресс на кризисный период.

Министерство готовит уже в марте объявить интервенционные цены на зерно, но видимо целесообразно ввести в целом систему индикативных цен на все виды сельскохозяйственной продукции, имя в виду, чтобы они стали основной для заключения соглашений между товаропроизводителями, переработчиками и торговыми сетями. В целом же в кризисный период не лишним было бы по ряду экономических механизмов перейти на ручное управление, не нарушая в целом рынка.

Далее на наш взгляд необходим дифференцированный подход государственной поддержки, имея в виду особое внимание обратив на депрессивные районы, значительная часть которых находится в Нечерноземных районах, на Дальнем Востоке. Особо хотелось бы подчеркнуть судьбу Нечерноземной зоны. Ее не удалось полностью восстановить в дореформенный период, и больше всех она пострадала в 90-е годы и в последнее десятилетие.

Еще один вопрос связан с функционированием отрасли, обеспечивающей функционирование сельского хозяйства. Так, в январе-феврале в стране производство комбайнов сократилось на 1/3, кормоуборочных комбайнов – в 3 раза, тракторов – в 5 раз. За два месяца этого года было выпущено 342 трактора, 54 кормоуборочных комбайна, а показатели по производству доильных установок Росстат перестал публиковать. Образуется замкнутый круг, когда хозяйства не могут приобрести отечественную технику, промышленность сокращает и без того мизерное ее производство, что в свою очередь отрицательно скажется на уровне производства. Видимо, повышая уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, нужно одновременно открыть для них рынок сельскохозяйственных машин и оборудования под гарантии государства.

Что касается социальных аспектов, то нам представляется, что необходимым, наоборот, усилить государственную поддержку реализации программы социального развития села с тем, чтобы создать у крестьянина позитивное ожидание повышения доходов и улучшения условий его жизни. В противном случае, после кризиса и помогать то будет некому.

Несмотря на кризис, мы располагаем большими возможностями для того, чтобы выйти из кризиса с уменьшенными потерями и обеспечить устойчивый экономический рост. Мы имеем в виду, прежде всего возможности научно-технического потенциала отрасли. Наука предлагает к производству адаптивные для различных природно-экономических зон страны системы земледелия, новые сортовые технологии возделывания сельскохозяйственных культур, новые селекционные формы животных и птицы. Только в прошлом году было произведено более 300 тыс. тонн семян зерновых культур высших репродукций, 40 тыс. тонн элитного картофеля. Имеются неплохие разработки по новым машинам и оборудованию, не уступающие мировым аналогам.

Здесь вопрос упирается в освоение инноваций, имея в виду опять же финансовые возможности сельскохозяйственного производства, а также и организационные аспекты, ибо другого выбора, кроме как инновационной модели, у нас нет.

 

При использовании материалов ссылка на сайт ВНИИЭСХ обязательна

©ГНУ ВНИИЭСХ


Приложеные файлы: Доклад на Итоговой Коллегии МСХ, 30 марта 2009 г.