ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16





АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РОССИИ:

СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

 

Иван Григорьевич Ушачев, вице-президент Российской академии наук, директор ВНИИЭСХ, академик РАСХН

Александр Федорович Серков, заведующий отделом рыночного механизма ВНИИЭСХ, академик РАСХН

 

Оценка состояния АПК России

В 2000–2008 гг. в сельском хозяйстве по ряду направлений произошли положительные изменения. Был принят федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», реализовался приоритетный национальный проект «Развитие АПК», начала осуществляться Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. Повысилась доступность для сельхозтоваропроизводителей кредитных ресурсов, лизинга машин и оборудования, племенных животных.

Все это способствовало восстановлению производства: последние 10 лет отмечалась положительная динамика роста валовой продукции. Наиболее существенные результаты были достигнуты в птицеводстве и свиноводстве. Несколько повысилась рентабельность сельхозорганизаций.

На развитие сельского хозяйства за счет средств консолидированного бюджета в 2008 г. было направлено (по данным Минсельхоза России) 134 млрд руб. В расчете на 100 руб. реализованной продукции сельского хозяйства (растениеводства и животноводства) эта поддержка составляет 11 руб., ее размер существенно ниже, чем в большинстве развитых стран.

Не удалось приостановить спад поголовья крупного рогатого скота, огромные площади сельхозугодий оставались вне оборота, из-за неблагоприятной ценовой ситуации на рынке и недостаточности средств для поддержания производства большая часть сельхозорганизаций подверглась процедуре банкротства. По этим же причинам для многих хозяйств оказались недоступными кредиты, предоставляемые за счет бюджета, низкой оставалась инвестиционная активность, угрожающей стала закредитованность организаций, продолжался отток специалистов из отрасли. Кризис еще более ухудшил положение в АПК. Снизились инвестиционные возможности в отрасли, сократилось валовое производство сельхозпродукции, ниже стали темпы роста продукции животноводства.

Кризисные процессы негативно сказались на рынке сельхозпродукции и продтоваров: снизились оборот розничной торговли, цены производителей. В то же время индекс цен на продтовары в сентябре 2009 г. к декабрю 2008 г. составил 105,8%, соответственно в 2008 г. к 2007 г. – 112,1%.

 

Оценка состояния продовольственной безопасности

Состояние экономической доступности пищевых продуктов характеризуется уровнем реальных доходов населения, обеспечивающим возможность приобретать их в объеме и ассортименте не менее установленных норм рационального потребления.

Эти показатели в среднем по стране остаются крайне низкими при том, что удельный вес расходов населения на питание занимает более 1/3 в расчете на члена семьи.

По оценкам, в 2008г. ниже рациональной нормы потребляли молока и молокопродуктов примерно 80% населения страны, мяса и мясопродуктов, рыбы и рыбопродуктов – 50–60%, фруктов – 70%, сахара – 30%, хлеба и хлебных продуктов – 20%. Потребление таких продуктов как овощи и бахчевые, яйца ниже рациональных норм во всех группах населения, в том числе с высокими доходами.

Расходы на питание в структуре расходов на потребление в 2008 г. составили 34,5% и возросли по сравнению с их долей в 2007 г. на 0,5%. Этот показатель в 2–4 раза выше, чем в развитых странах мира, где он составляет 6–12%.

Доля импорта остается крайне высокой и не соответствует общепринятым нормам.

Одно из направлений обеспечения продовольственной безопасности – формирование резервов и запасов. Был образован интервенционный фонд зерна, в который было закуплено в 2008 г. более 8 млн т на сумму 38,6 млрд руб. Создание его позволяет стабилизировать ситуацию на рынке зерна.

Не улучшается положение с качеством пищевых продуктов. По данным Росстата, в I полугодии 2009 г. установлено ненадлежащее качество или опасность отечественных товаров: мяса и птицы – 10,7%, рыбной продукции – 12,4%, сыров и цельномолочной продукции – 5,5–5,9%, крупы – 7,6%, консервов плодоовощных – 6,3%. При этом по большинству товаров качество импортной продукции оказалась ниже отечественной, в том числе: рыбы и рыбопродуктов – 21,5%, сахара – 30%, молочной продукции – 9,7%.

 

Основные риски

Макроэкономические риски. Недостаточность финансовой поддержки АПК может вызвать замедление выхода его из кризиса, снижение инвестиционных возможностей и развитие стагнационных процессов. В этих условиях вступление России в ВТО приведет к росту импортозависимости, негативно скажется на экономике сельхозтоваропроизводителей.

Финансовое положение отрасли может ухудшить и продолжающееся удорожание материально-технических, в том числе энергетических, ресурсов. При прогнозировании развития отрасли необходимо учитывать природные риски. В 2009 г. засуха в 15 субъектах РФ привела к снижению валового сбора зерна примерно на 13 млн т и в целом валовой продукции сельского хозяйства (за январь–сентябрь – на 0,8% по отношению к аналогичному периоду 2008 г.).

Технологические риски. Вызваны состоянием материально-технической базы сельского хозяйства, слабой обновляемостью фондов, отставанием в технико-технологической модернизации производства. В настоящее время 50–80% отдельных видов техники в АПК выработали срок амортизации. Сельхозмашиностроение в упадке. Главная причина – низкая доходность сельскохозпроизводства, не позволяющая осуществлять большинству производителей расширенное, а значительной его части – простое воспроизводство.

Аналогичное положение с использованием минеральных удобрений. Их внесение составляет лишь 36 кг на 1 га посевов сельскохозяйственных культур, в 10 раз меньше, чем в Европе. Вместе с тем около 80% минеральных удобрений экспортируется из страны, что ведет к обеднению почв, снижает их устойчивость к неблагоприятным погодным условиям.

Агроэкологические риски вызваны ухудшением качества сельхозземель и размерами неиспользуемых угодий. Доля эрозийно опасных сельхозугодий составляет более 58% их площади, в том числе пахотных – 41%. Около 1/4 кормовых угодий переувлажнено и заболочено, почти 25% смыто и дефлировано, более 15% засолено. Опустынивание в той или иной степени охватывает свыше 80% засушливой территории страны.

За последние 20 лет площадь земель, зарастающих сорняками, кустарником и мелколесьем, достигла примерно 40 млн га. Из имевшихся к началу 90-х годов 11,3 млн га мелиорированных земель уже выбыло 2 млн. Оставшиеся используются малоэффективно.

Социальные риски определяются в значительной степени дефицитом специалистов из-за низкой оплаты труда в АПК, ростом отставания социальной инфраструктуры на селе по сравнению с городом, падением престижности сельхозтруда.

Торгово-экономические риски связаны с продолжающейся монополизацией агропродовольственного рынка, его высокими ценами, низкой доступностью сельхозтоваропроизводителей к нему, возможным усилением давления на рынок импортеров с вступлением России в ВТО.

В этих условиях снижается заинтересованность сельхозтоваропроизводителей в наращивании производства продукции. Только за период с сентября 2008 г. по август 2009 г. поголовье крупного рогатого скота в целом уменьшилось на 0,5 млн голов, в том числе коров – на 0,2 млн голов.

Политические риски вызваны возможностью усиления давления на политику государства как путем требований по дальнейшей либерализации рынка и увеличению доступа на него импортной продукции, так и в определенных условиях – ограничения импорта, повышения цен на него, что может привести к дисбалансу внутреннего рынка.

 

Меры по обеспечению продовольственной безопасности

В качестве наиболее важных мер целесообразно осуществить следующие:

Рассмотреть систему организационных и экономических мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной сельхозпродукции, стимулирующих наращивание объемов ее производства, включая:

формирование инфраструктуры продовольственного рынка для организации эффективного и менее затратного товародвижения от производителя к потребителю;
расширение перечня сельхозпродукции, закупаемой на основе интервенций;

стимулирование развития всех форм кооперации для устранения излишних посредников в сфере реализации продукции, повышение доли сельхозтоваропроизводителей в конечной цене продуктов;

разработку и принятие нормативных правовых актов, направленных на упорядочение системы и условий реализации продукции производителями, функционирование оптового рынка сельхозпродукции и продовольствия.

Разработать размеры тарифов на транспортные перевозки, в первую очередь ж/д транспортом, сельхозпродукции, сырья и продовольствия, способствующих межрегиональному обмену и обеспечению отдаленных регионов.

Рассмотреть вопросы вступления России в ВТО с позиций обеспечения продовольственной безопасности, а также с учетом формирования ЕврАзЭС, Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана.

Разработать и принять в 2010 г. ФЦП, направленную на восстановление и развитие сельхозмашиностроения, производства оборудования для пищепрома.

Разработать и принять дополнительные меры по преодолению спада и восстановлению поголовья крупного рогатого скота, увеличению производства молока и мяса.

Обеспечить мониторинг состояния продовольственной безопасности страны.

 

При использовании материалов ссылка на сайт ВНИИЭСХ обязательна

©ГНУ ВНИИЭСХ

 


Приложеные файлы: Статья в журнале Наша власть