ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

 

И.С.Санду, д.э.н., профессор

А. Бобиков, к.э.н.,

Е. Дроздов, соискатель ГНУ ВНИИЭСХ

 

Передовой опыт стран, добившихся наибольших успехов в освоении инноваций, показывает, что наиболее перспективной формой, позволяющей решать вопросы венчурного инвестирования в максимально сжатые сроки является частно-государственное партнерство,  то есть государству принадлежит ключевая роль в становлении нового механизма инвестирования.

С целью создания в России собственной индустрии венчурного инвестирования и продвижения наукоемких технологий и продуктов, была  создана ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), которая представляет собой государственный фонд венчурных фондов, через который осуществляются государственное стимулирование венчурных инвестиций и финансовая поддержка инновационного сектора страны. Уставной капитал РВК сформирован из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере 15 млрд.руб.

Механизм инвестирования средств Российской венчурной компании в реальный сектор экономики предполагает вложения в венчурные фонды, причем доля РВК в каждом фонде составит 49%, а частным инвесторам достанется 51%.

Речь идет о том, что ОАО «РВК» приобретает инвестиционные паи Венчурных фондов для решения ряда задач, в том числе:

- совершенствования инновационной инфраструктуры Российской Федерации;

- развитие новых инновационных компаний;

- поощрения и совершенствования связи науки, образования и инновационного бизнеса;

- продвижения создаваемых в России новых технологий и технологических продуктов на отечественном и международном рынке;

- поощрения спроса на новые технологии и инновации;

- освоения лучших практик международного венчурного инвестирования и создание партнерских связей между управляющими компаниями международных венчурных инвестиционных фондов и управляющими компаниями венчурных фондов Российской Федерации;

- совершенствования механизмов коллективных инвестиций и структурирования инновационного бизнеса в Российской Федерации.

Механизм частно-государственного партнерства, реализуемый в рамках Российской венчурной компании для частных компаний может быть осуществлен в следующих формах: а) соучредителем венчурного фонда, инвестировав свои средства, б) как венчурная управляющая компания, в) за счет государственных средств для финансирования инновационных проектов, при этом максимально снизив потребность в собственных средствах и инвестиционные риски.

Проанализировав эффективность развития реального сектора экономики Московской области, можно отметить, что для привлечения средств Российской венчурной компании в аграрную сферу региона необходимо при поддержке Правительства и Министерства сельского хозяйства и продовольствия создать или выбрать управляющую компанию, которая способна решать проблему формирования венчурного фонда АПК в форме закрытого паевого инвестиционного фонда и нахождения инвесторов и интересных проектов.

При этом, основными целями деятельности создаваемого венчурного фонда будут:

- создание индустрии венчурного инвестирования в аграрной сфере Московской области;

- развитие инновационной сферы АПК;

- развитие экономики отрасли и региона,

а основными функциями:

- инвестиции в инновационные проекты реализуемые в аграрной сфере Московской области;

- активное участие в управлении инновационными проектами;

- организация и проведение деловых встреч, семинаров, конференций и других мероприятий, направленных на активизацию инновационно-инвестиционной деятельности в аграрной сфере региона.

Капитал, аккумулированный в фонде, в соответствии с требованиями РВК должен составить от 625 до 1560 млн. рублей (верхняя граница диапазона задается ориентировачно), и может быть сформирован за счет трансфертов из регионального бюджета, средств предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, агрохолдингов и прочих заинтересованных инвесторов,

Интерес частных инвесторов к фонду будет обеспечен возможностью разделения с государством инвестиционных рисков, условиями, сроками и стоимостью привлечения государственных средств (Российская венчурная компания предоставляет средства на срок до пяти лет, максимальная стоимость которых составит 3% годовых в рублях, но не больше уровня инфляции), а также возможностью получения высокого дохода на инвестированный капитал. По данным Российской Ассоциации Венчурного Инвестирования средняя доходность российских венчурных фондов составляет 30 – 40% годовых.

При этом возрастает роль управляющей компании в качественном управлении активами фонда и максимально прибыльном вложении средств обеспечивается условиями соглашения о доверительном управлении, по которым вознаграждение составляет – 2,5% от активов фонда в год на текущие расходы и 20% от чистой прибыли фонда по итогам работы, что является общепринятой мировой практикой. Бюджетная эффективность обеспечивается за счет ускоренного становления системы венчурного инвестирования, быстрого развития инновационных компаний, что в свою очередь приведет к увеличению налоговых поступлений.

По предварительным расчета венчурный фонд АПК Московской области ежегодно должен проинвестировать не менее 8 инновационных проектов в течение 5 лет, по истечении которых фонд может либо продолжить деятельность, либо быть расформирован.

В тоже время необходимо учитывать, что проводить инвестиционную деятельность венчурному фонду приходится в условиях финансового кризиса отсутствия сформированной вертикально интегрированной региональной инновационной системы, что существенно усложнит задачу по выбору наиболее перспективных проектов.

Наблюдается определенная несбалансированность складывающаяся в инновационном секторе экономики: стимулирование инвестиционной деятельности совершенно не затрагивает самые ранние стадии («посевная» стадия, seed-stage) инновационного процесса. Тогда как для получения 3 – 4 проектов, представляющих интерес для венчурных фондов, необходимо профинансировать порядка 10 «посевных» проектов, из которых большая часть окажется коммерчески бесперспективной. Именно на ранней или «посевной» стадиях находятся большинство научных разработок, и именно эта стадия придает устойчивость пирамиде инновационного процесса. Без построения финансового механизма, который бы формировал самую нижнюю часть пирамиды венчурный бизнес не сможет стабильно и устойчиво развиваться.  

Одним из приоритетных проектов, финансируемым венчурным фондом в ближайшее время должно стать формирование инновационной инфраструктуры аграрного сектора экономики Московской области. При реализации такого проекта необходимо предусмотреть завершение создания сети районных (межрайонных) инфрмационно-консультационных служб, с уделением особого внимания развитию их бизнес-инкубационной составляющей, и объединения всех элементов инновационной инфраструктуры посредством единой информационной системы на уровне региона.

В целом формирование венчурного фонда будет способствовать развитию рынка венчурных инвестиций в аграрной сфере, что позволит решать проблемы финансирования инновационного процесса, т.е. появится возможность сформировать механизм инвестиционно-инновационного  развития агропромышленного комплекса Московской области.


Приложеные файлы: Финансовый механизм развития аграрного сектора экономики региона