ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




Формирование экономических отношений и стратегия развития агропродовольственных рынков России и Украины

 

А.Ф. Серков, зав. отделом Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства, академик РАСХН

 

Развитие мирохозяйственных связей оказывает все большее влияние на формирование как национальных аграрных политик, так и отношений в рамках созданных сообществ государств, имеющих общие экономические и политические интересы. Это в полной мере  относится и к странам СНГ, в том числе России и Украине, агропродовольственные рынки которых еще в недавнем прошлом функционировали в едином экономическом пространстве [1].

Переход от планово-распределительных к рыночным отношениям в России и ее агарном секторе, как и в других государствах-участниках Содружества, представлял собою в значительной мере закономерный процесс, отвечающий общим тенденциям развития мировой экономики.

В стране стала формироваться рыночная инфраструктура, существенно повысилась самостоятельность хозяйствующих субъектов, расширилась сфера договорных отношений, со многими издержками, но был преодолен дефицит продовольствия на рынке, замедлились темпы инфляции.

Однако такая оценка была бы односторонней, если не учитывать целый ряд возникших негативных процессов, которые стали следствием принятой модели рыночных отношений. Это сказалось на динамике основных факториальных и результативных показателей функционирования сельского хозяйства, которые остаются значительно ниже уровня, сложившегося в дореформенные годы (рис.1) [2].

В результате ускоренной трансформации экономических отношений произошло усиление стихийных процессов и неопределенности на агропродовольственном рынке.

Одними из основных причин такого положения стали слабая институциональная база реформ, или иными словами неразвитость формальных институтов в виде, прежде всего, нормативного правового обеспечения, а также усиление роли неформальных отношений, распространение недобросовестной конкуренции на рынках, их криминализация. К тому же весьма недостаточное внимание уделялось созданию инфраструктуры рынка. Крайне ограниченной остается деятельность товарных бирж, медленно осваивается электронная торговля продовольствием. На потребительском рынке торговая инфраструктура, где формируются конечная структура потребления и розничные цены на продовольствие, все более переходит под контроль иностранных, преимущественно, западных компаний. Медленно повышается покупательная способность населения, особенно преобладающей его части с низким уровнем доходов [3]. Одновременно открытость рынка привела к массированной экспансии импортного продовольствия (рис.2).

Аналогичная оценка произошедшим трансформационным процессам дается и в трудах украинских экономистов-аграрников. Один из ведущих ученых И.И. Лукинов указывал на то, что эти процессы не должны иметь ничего общего с «… явлениями экономического хаоса, разрушения действующих хозяйственно-рыночных структур без опережающего создания более эффективных конкурентоспособных новых, что вообще искажают цикличность стадии и фазы падения и стагнации» [4].

В качестве законодательной базы функционирования агропродовольственного рынка в России до 2005 г. действовал Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства», в котором предусматривалось, в частности, использование механизма закупочных и товарных интервенций, закупки сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд. Другие федеральные законы о формах и методах воздействия на рынок являются в России общеэкономическими и зачастую не отражают специфики агропромышленного производства.

В конце 2006 г. был принят Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства». В соответствии с этим законом в качестве основных целей аграрной политики в части функционирования агропродовольственного рынка указаны: повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей; формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка; наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов) [5].

В числе мер, направленных на реализацию аграрной политики, предусмотрены проведение закупок сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных и муниципальных нужд, закупочных и товарных интервенций, залоговых операций, антимонопольное регулирование агропродовольственного рынка, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В утвержденной в связи с этим законом Правительством Российской Федерации Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее Государственная программа) включены меры по регулированию рынков преимущественно по трем видам продукции: зерну (проведение закупочных и товарных интервенций, залоговых операций), мясу (использование механизма тарифных квот на импорт), сахару (меры таможенно-тарифного регулирования) [6].

Кроме того, предполагается дальнейшее развитие сети сельскохозяйственных кооперативных рынков, управление которыми осуществляется сельскохозяйственными потребительскими кооперативами. Предусмотрена также разработка технических регламентов и стандартов в области безопасности пищевых продуктов и продуктов детского питания. 

Таким образом, на агропродовольственном рынке России на ближайшее пятилетие сохраняется модель свободных, слабо регулируемых отношений. 

Одновременно в 2007 г. было принято решение о либерализации рынка газа и электроэнергии, что, по расчетам, вызовет значительное некомпенсируемое удорожание всех товаров и услуг, в том числе сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Таким образом, как и в первые годы реформ, возможно в меньших пропорциях, происходит процесс разновекторного движения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, потребляемую в аграрном секторе. Государство, уходя с рынка, неизбежно обрекает агропромышленный комплекс на снижение его воспроизводственных возможностей, конкурентоспособности.

Не разбирая все многообразие оценок современного агропродовольственного рынка, целесообразно по возможности объективно оценить факторы, влияющие на его функционирование, и выделить основные направления развития этого важнейшего структурообразующего сектора экономики страны.

Известно, что рынок – это и система экономических отношений, и место купли-продажи товаров. Что должны обеспечить эти отношения с позиций общества? Во-первых, экономическую и физическую доступность всем группам населения к качественным продовольственным товарам. Отсюда следует вывод о том, что агропродовольственный рынок может и должен быть сегментирован, но он обязан быть, прежде всего, рынком массового потребителя. В тех случаях, когда это не достигнуто, государству следует использовать экономические и иные рычаги для улучшения ситуации путем повышения покупательской способности населения или ограничения роста цен на продовольствие. Во-вторых, рынок продовольственных товаров призван обеспечивать относительно равновесный, справедливый доход всем участникам рыночного процесса. В-третьих, необходимо обеспечить наиболее рациональное с позиций затрат движение продукции от непосредственного сельскохозяйственного товаропроизводителя до конечного потребителя, расходуя минимум материально-технических и финансовых ресурсов. В-четвертых, следует на основе предоставления условий для конкуренции способствовать постоянному совершенствованию производства, повышать его инновационную составляющую.

Однако пока не удалось создать такую систему отношений на рынке, которая в полной мере отвечала бы этим требованиям. Выделим две группы факторов, влияющих на развитие агропродовольственного рынка – внутренние и внешние.

К внутренним факторам можно отнести:

·         уровень производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, достаточный (или недостаточный) для обеспечения продовольствием населения страны;

·         состояние инфраструктуры агропродовольственного рынка, необходимой как для продвижения продукции на рынок;

·         доходность во всех группах населения, обеспечивающую возможность приобретения необходимых продовольственных товаров;

·         эффективность контроля за качеством сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

·         законодательное обеспечение регулирования агропродовольственного рынка.

К внешним факторам функционирования агропродовольственного рынка относятся такие, как конъюнктура мирового рынка, международные, двухсторонние и иные обязательства государства, в том числе на основе участия в союзах и организациях (СНГ, ВТО и другие).

Государство, оценивая влияние внутренних и внешних факторов, должно определить стратегию национального агропродовольственного рынка как составную часть стратегии развития АПК и экономики страны в целом.

Основные стратегические задачи в сфере агропродовольственного рынка, на наш взгляд, состоят прежде всего в том, чтобы обеспечить экономическую и физическую доступность для всех групп населения к полноценному и здоровому питанию.

Как известно, Росстат фиксирует лишь прожиточный минимум, который, например, в среднем за 2006 г. равнялся 2376 руб. в месяц на человека. Если исходить из среднедушевых доходов по 20-ти процентным группам населения, то в первой (с наименьшими) они составили лишь 1,35 минимального прожиточного минимума, во второй – 2,5, в третьей – 3,8. При этом следует учитывать, что размер прожиточного минимума существенно занижен. Кроме того, надлежит считать размер необходимого дохода населения для полноценного питания. Экспертные оценки показывают, что по продовольствию он должен быть (в ценах 2006 г.) не менее 5 тыс. руб. в месяц, а весь доход – примерно 25 тыс. руб. (исходя из 20% расходов на питание в структуре затрат домашнего хозяйства). В этом случае 80% граждан нашей страны сейчас не располагают таким уровнем среднедушевого дохода, а в среднем их доходы населения должны быть в 2,5 раза больше, чем в настоящее время и более равномерно распределяться по группам населения.

На определенный период возможно потребовалось бы ввести систему продовольственных купонов, позволяющих существенно улучшить структуру и качество питания тех групп населения, которые в силу объективных причин не могут это сделать за счет получаемых ими доходов. Так, среднемесячная пенсия в 2006 г. составила лишь 2726 руб. и была выше прожиточного минимума для этой группы населения лишь в 1,5 раза, а, следовательно, можно предположить, что из 38 млн. пенсионеров более половины не имеют возможности полноценно питаться. Еще более тяжелое положение в многодетных семьях.

Другая задача стратегии – выработать условия, необходимые для наращивания производства продовольствия, обеспечивающего достаточный уровень его потребления и отвечающий требованиям полноценного и здорового питания. На современном этапе, как уже указывалось, наиболее сложные проблемы возникают в производстве мясной и молочной продукции, овощей и плодов.

Конечно, частично дефицит этих видов продукции может и будет покрываться за счет импорта, однако надо иметь в виду, что одновременно часть продукции отечественного производства может экспортироваться. Поэтому в расчетах на перспективу целесообразно принять обеспеченность отечественным продовольствием основными видами продукции, как минимум, в размере 85-90%

В таком случае, потребовалось бы увеличить производство мяса в 1,9 раза, молока и молочных продуктов – в 1,5 раза, овощей – в 1,3 раза, плодов – более чем в 3 раза. Это в свою очередь вызовет необходимость существенного роста валовых сборов зерновых культур, преимущественно на кормовые цели, а также производства сочных и грубых кормов.

Однако, меры предусмотренные в Федеральном законе и Государственной программе, для решения такой задачи недостаточны. Поэтому предстоит в нее вносить дополнения, разрабатывать специальные федеральные продуктовые программы.

Следует отметить, что наращивание отечественного производства до необходимых размеров является вполне реальным делом, однако это потребует серьезной, а в ряде направлений коренной корректировки экономических механизмов и рычагов воздействия на агропромышленное производство и агропродовольственный рынок [7].

Одним из первоочередных направлений развития агропродовольственного рынка с позиций государства должно стать формирование современной и доступной его инфраструктуры. На первом этапе такую инфраструктуру следует формировать преимущественно за счет средств федерального бюджета и средств субъектов Российской Федерации с тем, чтобы ускорить этот процесс и обеспечить доступ к ней всем сельскохозяйственным товаропроизводителям. В последующем она может быть передана в аренду кооперативам сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий. Одновременно это позволит поднять их доходы и, в конечном счете, сократить расходы государства на поддержку производства.

К этому направлению можно отнести и регулирование логистических расходов, прежде всего на транспортировку продукции. Необходимость такого регулирования определяется тем, что в прогнозном периоде предполагается повышение тарифов на все виды транспорта, либерализация цен на электроэнергию и газ, что в свою очередь приведет к значительным дополнительным расходам в отраслях экономики страны, в т.ч. и агропродовольственном секторе.

Если этого не сделать, то межрегиональные потоки сельскохозяйственной продукции будут сокращаться, что приведет к деспециализации регионов на производстве продукции, наиболее отвечающей их природно-экономическим условиям, росту издержек и обернется большими потерями как для агропромышленного комплекса, так и экономики страны в целом.

Еще одним направлением стратегии развития агропродовольственного рынка является совершенствование системы разработки технических регламентов и организации контроля за качеством продукции.

Если законодательное обеспечение разработки технических регламентов, определяющих требования качества продукции, имеется и к этой работе предусмотрено подключение отраслевых союзов (ассоциаций), то в части реального контроля за качеством продовольственных товаров положение в последние годы не улучшается.

Видимо рост количества контролирующих организаций нецелесообразен, однако стимулирование высокого качества и наказание за его неудовлетворительное состояние и несоответствие техническим регламентам должно быть многократно увеличено. Возможно, следовало бы принять специальный федеральный закон о качестве сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

В части внешнеэкономической деятельности стратегия должна основываться, прежде всего, на принципах национальных интересов с одновременным учетом условий, которые фиксируются при вступлении во Всемирную торговую организацию. Как и у каждого государства, задача заключается в том, чтобы, с одной стороны, защищать отечественного производителя, с другой – обеспечить приемлемый по количеству доступ на свой рынок продукции других государств, сообразуясь преимущественно из экономических интересов.

В последние годы еще одним важным направлением во внешнеэкономической деятельности России становится экспорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Основным экспортным ресурсом страны в настоящее время является зерно. По мере роста его валовых сборов объем экспорта зерна будет возрастать и можно предположить, что к 2020 г. он выйдет на уровень 15 млн тонн. Вместе с тем, сложившаяся в России система экспорта приносит крайне мало выгоды непосредственным сельскохозяйственным товаропроизводителям. Экспортная цена значительно превышает, согласно таможенной статистике, внутренние цены, при этом большая часть разницы в этих ценах остается у компаний, закупающих зерно у отечественных товаропроизводителей, и у его экспортеров.

Было бы целесообразно формирование на основе государственно-частного партнерства организации, которая закупала зерно у сельскохозяйственных товаропроизводителей для экспорта и после его реализации распределяла между ними основную часть дополнительно полученных доходов. Такая организация выступала бы конкурентом на рынке экспорта продукции, не давая опуститься ценам от ее реализации ниже определенного уровня.

В 2007 г. наметилась тенденция роста цен реализации продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей. В известной мере этому предшествовало ожидание более низкого валового сбора зерна, чем ранее прогнозировалось. Другой, возможно основной причиной такого положения, стал рост затрат на приобретение материально-технических ресурсов, потребляемых в сельском хозяйстве. Наконец, уровень оплаты труда и доходов по отношению к другим видам деятельности на протяжении всех последних 16 лет был настолько низким, что не мог не вызвать рано или поздно такой реакции.

Существенное влияние на ценовую ситуацию оказало также повышение цен на зерно и другие виды продовольствия на мировом рынке.

Таким образом, стратегия развития агропродовольственного рынка России должна преследовать двуединую цель: обеспечить экономическую и физическую доступность всех групп населения к достаточному по количеству и высокому по качеству продовольственных товаров и одновременно создавать для сельскохозяйственных товаропроизводителей условия для осуществления расширенного воспроизводства, т.е. улучшения плодородия почвы, перехода на новые ресурсосберегающие технологии и использование новой техники, полноценной оплаты сельскохозяйственного труда.

В качестве одного из важнейших направлений, на наш взгляд, следует выделить торговлю сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием с государствами-участниками СНГ. Именно торговля, культура и наука могут быть одними из важнейших факторов, определяющих условия формирования единого экономического пространства.

Это прежде всего относится к перспективам развития и взаимодействия агропродовольственных рынков России и Украины.

Агропродовольственные рынки России и Украины, как и агропромышленные комплексы наших стран, имеют много общего. Это обусловлено как историческими факторами, связанными с тем, что они длительное время развивались в рамках единого государства, так и природными, экономическими и социальными. В результате у наших стран за долгие годы сложились относительно близкая специализация и технология производства, набор отраслей, организационно-правовые формы хозяйствования, в какой-то мере – экономический механизм функционирования АПК. В России и Украине требует решения проблема обеспечения собственного населения в достаточном объеме высококачественным продовольствием, во многом совпадает структура экспорта [8].

С одной стороны все это создает условия для взаимной адаптации агропродовольственных комплексов, обмена продукцией, с другой – обостряет конкуренцию на внутренних и внешних рынках. Поэтому во внешнеэкономической деятельности России и Украины могут сложиться два варианта отношений.

Первый – рыночная конкуренция со всеми вытекающими из этого последствиями, а именно «подавление» конкурентов на внутренних рынках, введение различного рода ограничений экономического и административного характера, взаимные претензии с учетом условий, на которых Россия и Украина вступают в ВТО. Этот вариант рассчитан на то, что формирование единого экономического пространства на рыночных принципах без каких-либо ограничений и барьеров отрегулирует спрос и предложения на рынках наших стран.

Однако нужно учитывать  то, что на эти рынки с вступлением в ВТО получат свободный доступ  третьи страны и положение национальных товаропроизводителей не улучшится.

Второй вариант исходит из иных подходов к формированию отношений на агропродовольственном рынке. В свое время основные их принципы были разработаны и согласованы в рамках Концепции развития агропромышленного комплекса государств-участников СНГ. Однако Россия в 2007 г. приостановила участие в этом документе.

В каких направлениях было бы целесообразно формировать взаимовыгодные отношения на агропродовольственном рынке России и Украины?

На наш взгляд, на первом этапе ими могли бы стать следующие:

создание единого информационного поля в части агропродовольственного рынка. Для этого не нужны большие материальные и денежные затраты, а целесообразно использовать уже имеющиеся информационные и научно-информационные и издательские центры. Важно обеспечить доступ пользователям к рыночной и прогнозной информации;

формирование и развитие совместной или специализированной в каждой стране инфраструктуры агропродовольственного рынка, в том числе в виде электронных бирж, торговых домов и других форм свободного продвижения продукции, интегрированных банков;

координация и в последующем постепенная унификация на основе совместных разработок рыночных регламентов, включая качество продукции, правил и норм поведения на рынке;

расширение тематики совместных исследований по проблемам участия на мировом рынке.

В части организационных форм могли бы использоваться структуры как созданные в рамках СНГ, так и на двусторонней основе.

Видимо, следовало бы создать совместную рабочую группу (смешанную комиссию) по выработке взаимовыгодных решений на агропродовольственном рынке, в задачу которой входила подготовка согласованных нормативных правовых документов, программ, рассмотрение и регулирование возникающих проблем и спорных вопросов.

Не меньшее значение, чем на уровне высших органов власти, должно иметь двухстороннее взаимодействие на региональном уровне, особенно в приграничных областях. Здесь возможна выработка особых условий, благоприятствующих обмену товарами агропромышленного комплекса и услугами.

Целесообразно расширить взаимный доступ товаропроизводителей АПК на равных условиях с отечественными предприятиями на республиканские и региональные выставки, ярмарки, аукционы.

Одним из направлений взаимовыгодных отношений должен стать ассортиментный обмен продукцией, который возможен и необходим при любой насыщенности продовольственного рынка отечественными товарами. Это потребует упорядочения рекламной деятельности, информационного обеспечения, разработки логистических схем движения продукции, совместных маркетинговых исследований [9].

Развитие взаимовыгодных отношений на агропродовольственных рынках России и Украины будет отвечать интересам агропромышленных комплексов наших стран, способствовать укреплению их позиции на мировом экономическом пространстве, повышению доходности сельских товаропроизводителей и благосостояния населения.

 

Литература

 

1. Саблук П.Т. Современные тенденции социально-экономического развития АПК Украины. – М., Изд. «Прометей» МПГУ, 2004.

2. Российский статистический ежегодник – М.: Росстат, 2007

3. Экономические институты аграрного рынка (состояние и оценка). Коллектив авторов: Серков А.Ф., Амосов А.И., Никонова Г. Н. и др. – М. ГНУ ВНИИЭСХ, РАСХН, 2003

4. И.И. Лукинов Эволюция экономических систем. -  М., Экономика, 2002

5. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», Собрание законодательства Российской Федерации, №1 (часть 2), 2007 г.. раздел 1, ст.27, стр. 173

6. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 2007 г., раздел 4, ст. 4080, стр. 8629

7. Серков А.Ф., Пощкус Б.И. Трансформационные процессы в сельском хозяйстве. Економiка АПК. Мiжнародний науково-виробничий журнал. – 2007, № 10

8. Амосов А.И. О направлениях развития внутренних и внешних агропродовольственных рынков России и Украины // Международный сельскохозяйственный журнал, 2006, № 5. с. 3-8

9. Развитие агропродовольственных рынков России и Украины. Авторский коллектив: А.Ф. Серков, А.И. Амосов, Б.И. Пасхавер и др. – М., МИД, 2007

 

Статья опубликована в Вестнике Российского гуманитарного научного фонда, № 1, 2008 г.

 

 


Приложеные файлы: Формирование экономических отношений и стратегия развития агропродовольственных рынков России и Украины