ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




Повысить качество техники, поставляемой селу

 

Жукова Ольга Ивановна, кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник ВНИИЭСХ

 

Ж. «АПК: экономика, управление» №7, 2009 г.

 

сельскохозяйственная техника и ее производственные дефекты, запасные части, дилерское обслужива­ние сельхозтоваропроизводителей, контроль качества, экономическая ответственность поставщиков

farm machinery and its production defects, spare parts, dealers' service of agricultural commodity producers, quality control, economic responsibility of suppliers

 

Во всех странах с развитой рыночной экономикой уделяется большое внимание контролю за качеством поставляемых сельскому хозяйству материально-технических ресурсов и прежде всего техники и запасных частей к ней. Это определяется значимостью контрактов на поставку товаров производственного назначения, среди условий которых неотъемлемой составной частью являются показатели качества, комплектности и надежности поставляемых машин, деталей, узлов и другой продукции, за соблюдение которых поставщики несут имущественную ответственность. Наряду с конкуренцией на рынке других фирм, реализующих аналогичную продукцию, это обеспечивает высокий уровень качества  материально-технических средств, что выгодно потребителям.

В нашей стране в ходе рыночных реформ сложилась другая, негативная ситуация. Резкое снижение покупательной способности основной массы сельских товаропроизводителей в результате диспаритета цен на их продукцию и промышленные средства производства привело к падению объемов поставки техники селу, зависимости сельскохозяйственных предприятий от заводов-поставщиков при оплате продукции, росту кредиторской задолженности поставщикам и другим  негативным последствиям.

Вместе с тем сохранилась высокая степень монополизации производства в отраслях I сферы АПК, которая исключает свободную конкуренцию на рынке техники и ресурсов и лишает потребителей выбора выгодных для них поставщиков. Так, в сельхозмашиностроении 19 предприятий производят от 54 до 100 % техники для растениеводства и 18 предприятий от 51 до 100 % техники и оборудования для животноводства.

Эти объективные факторы приводят к подчинению рынка сельхозтехники интересам производителей машин и не способствуют борьбе за их высокое качество.

С другой стороны, резкое падение выпуска техники для села привело к деградации самой отрасли тракторного и сельхозмашиностроения, простою большей части производственных мощностей, старению и выбытию оборудования, уходу с предприятий квалифицированных кадров ИТР и рабочих и, как следствие, падению технологической дисциплины и ослаблению контроля за качеством выпускаемой продукции.

В результате, по оценке специалистов, до 70 % техники, выпускаемой отечественным сельхозмашиностроением, не соответствует мировому уровню по показателям надежности, практически каждая машина имеет отклонения от нормативно-технической документации. Из 170 предприятий отрасли лишь единицы сертифицировали систему качества производства в соответствии с требованиями мирового стандарта, а остальные не могут гарантировать качество, что и вызывает отказы машин уже в первые месяцы эксплуатации.

По данным Минсельхоза РФ, отклонения по основным эксплуатационным показателям имеет до трети машин, многие тракторы обеспечивают среднюю наработку на отказ в 2-3 ниже нормативного показателя, т.к. более половины из них имеют течь топлива, масел, повреждения различных прокладок и т.д.

Основные виды дефектов, выявленные при испытаниях, - некачественная сборка машин (10-20 % всех отказов), низкое качество сварочных работ (9-13 % отказов) – т.е. типичные результаты низкой технологической дисциплины и брака при сборке машин.

По тем же причинам до трети запасных частей и узлов сельхозмашин поступает с браком. Затем их скупают на заводах коммерческие структуры по более низким, чем заводские, ценам и продают сельским товаропроизводителям как качественные, причем не несут за это никакой ответственности.

Все эти нарушения в работе производителей техники и деталей приводят к тому, что затраты сельских товаропроизводителей на ремонт и техническое обслуживание машин достигают за срок эксплуатации 80-85 % их балансовой стоимости.

Вот почему даже с учетом отмеченного выше тяжелого положения в отрасли тракторного и сельхозмашиностроения нельзя признать нормальными низкое качество и массовый брак выпускаемых машин, т.к. такая практика наносит большой ущерб экономике сельских товаропроизводителей. Заводы-поставщики, обязанные по закону возмещать затраты по устранению отказов техники хозяйствам-покупателям, на практике возмещают их далеко не полностью.

Это в корне противоречит мировому опыту обеспечения высокого качества сельскохозяйственной техники, где применяются жесткие стандарты качества машины, их сертификация, за нарушения которых поставщики несут материальную ответственность. Кроме того, по закону они не имеют права реализовать машины без дилерского обслуживания, которое призвано оперативно устранять их брак и дефекты за счет поставщиков. Все это означает существенную поддержку фермерского хозяйства со стороны государства в деле механизации аграрного производства.

Об экономической значимости проблемы качества материально-технических средств, потребляемых селом, свидетельствуют объемы их поставок сельским товаропроизводителям, которые в 2007 г. приобрели их на 488 млрд. руб., в том числе новой техники на 127 млрд. руб. и запчастей на 50 млрд. руб., т.е. 36,3% общего объема. Следовательно, потери села от низкого качества техники и деталей могут достигать нескольких сотен миллионов рублей в год.

Наличие столь больших потерь свидетельствуют о неэффективности действующей системы санкций к поставщикам за нарушение качества техники и деталей и необходимости ее совершенствования.

Определенные меры в этом направлении проводят предприятия системы Росагроснаба – основного посредника между производителями техники и сельским хозяйством. Во многих региональных предприятиях Агроснаба уже ряд лет действуют пункты входного контроля качества поступающей от поставщиков техники и деталей.

Так, на областной базе Агроснаба в г. Сухой Лог Свердловской области организован такой пункт, оснащенный специальным оборудованием и измерительными приборами, который осуществляет постоянную проверку качества поступающей продукции и прежде всего запасных частей. По наиболее важным позициям деталей (поршневые группы, гильзы, коленчатые валы и др.) проводится 100 %-ный контроль и на каждое изделие ставится клеймо базы, гарантирующее качество.

Детали, по которым выявлен брак, возвращаются поставщикам с требованием их замены. Это сразу изменило ситуацию на рынке запчастей Свердловской области. Потребители покупают только детали с клеймом базы, что подорвало практику торговли бракованными деталями, которую осуществляли ранее частные коммерческие структуры. Выиграли от этого сельские товаропроизводители, которые теперь уверены в качестве приобретаемых деталей и узлов.

Аналогичная служба входного контроля действует на предприятиях Агроснаба Пензенской области, Пермского края и др., что способствует резкому повышению качества техники и запчастей.

Однако практики одного возврата бракованной продукции и ее замены заводами-поставщиками, на наш взгляд, уже недостаточно. Целесообразно ввести сверх возврата деталей штрафы с поставщиков за отгрузку бракованной продукции, причем размеры этих штрафов должны в 2-3 раза превышать стоимость возвращенных деталей и затраты на их транспортировку. Это существенно повысило бы имущественную ответственность поставщиков, свело бы до минимума случаи отгрузки бракованной продукции.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о большой роли в обеспечении качества техники и запчастей дилерской службы, которая является связующим звеном между фирмами-продуцентами машин и фермерскими хозяйствами. Эта служба осуществляет выявление потребности фермеров в технике, ее продажу и сервисное обслуживание как в гарантийный, так и послегарантийный срок эксплуатации, выявление дефектов и брака машин, их устранение, обеспечение фермеров всей номенклатурой деталей на весь срок службы  техники.

В условиях нашей страны аналогичная служба создается как силами заводов-поставщиков, так и при их взаимодействии с предприятиями Агроснаба и РТП. Учитывая сложное финансовое положение большинства предприятий сельхозмашиностроения и большие затраты, необходимые для создания и оборудования новых дилерских предприятий, предпочтительнее кооперация поставщиков с уже созданной сетью Агроснабов и РТП.

Пример удачного сотрудничества заводов-изготовителей с системой агроснаба - работа ОАО «Мособлагроснаб», который является официальным дилером более 10 крупных отечественных и зарубежных фирм-поставщиков техники. В частности, он входит в состав крупнейшей сервисной сети   «Ростсельмаш», включающей в себя 64 центра в России, Украине, Казахстане, Молдавии и Болгарии, которые обслуживают зерноуборочные комбайны и другую сельхозтехнику.

ОАО «Мособлагроснаб» имеет в своем составе хорошо организованную сервисную службу, оснащенную необходимым оборудованием, транспортом и включающую квалифицированных специалистов. В таких условиях поддержание качества техники и деталей на высоком уровне гарантируется, как и быстрое устранение отказов машин в полевых условиях.

Аналогичный опыт эффективной работы дилерской службы накоплен в течение ряда лет Агроснабом Пермского края, который является сертифицированным дилером более 20 заводов, производящих сельхозтехнику, как в России, так и за рубежом. Это стало возможным благодаря многолетним хозяйственным связям Пермагроснаба со многими заводами по поводу поставок техники и запчастей, его высокой платежеспособности и соблюдения сроков оплаты продукции. За услуги по дилерскому обслуживанию реализуемой техники ее поставщики оплачивают своему дилеру скидку в размере 1,5 % от стоимости реализованных машин. За счет этих средств техника поддерживается в работоспособном состоянии в гарантийный период ее службы, в том числе решаются и все вопросы по качеству как самой техники, так и необходимых для ее эксплуатации запасных частей.

Доказательством эффективности такой формы дилерского обслуживания является то, что Пермагроснаб увеличил гарантийный срок обслуживания комбайнов «Ростсельмаша» с 2 до 3 лет и тракторов МТЗ с 1 до 2 лет, что свидетельствует об уверенности дилера в надежности сервиса поставляемой техники, который осуществляется в тесном контакте с поставщиками машин.

Исходя из этого положительного опыта, напрашивается вывод о целесообразности повышения ответственности поставщиков за эксплуатацию их тракторов, комбайнов и другой техники путем обязательного возмещения всей суммы затрат на их обслуживание в гарантийный срок службы. Иначе предприятия Агроснаба и РТП не смогут обеспечивать регулярное выполнение своих дилерских функций в полном объеме.

Особо необходимо остановиться на возмещении затрат на сборку и регулировку техники в предпродажный период, поскольку большинство ее видов отгружается поставщиками в разобранном виде с учетом требований их транспортировки по железной дороге. В ходе сборки и регулировки машин дилерами заводов производятся сложные технологические операции на специальном оборудовании, возникают дополнительные затраты на оплату труда механиков и других специалистов, а также выявляются многочисленные факты производственного брака, допущенные заводами-поставщиками, что требует дополнительных затрат на их устранение. Поэтому в интересах обеспечения качества и надежности собираемых машин заводы-изготовители обязаны предоставлять своим дилерам специальные скидки на возмещение перечисленных выше расходов.

С учетом зарубежного опыта, заводы-изготовители обязаны обеспечивать дилеров полным набором деталей, узлов  и агрегатов по всей номенклатуре выпускаемых машин в течение не менее 10 лет с момента начала их продажи, включая и те марки, которые сняты с производства. Это должно обеспечить нормальную эксплуатацию всех марок машин, независимо от сроков их службы.

Нередко головные заводы-поставщики не берут на себя ответственность за качество и надежность узлов и агрегатов, поставляемых предприятиями-смежниками, что порождает безответственность за качество выпускаемых сельхозмашин. Поэтому необходимо установить порядок, по которому ответственность за качество выпускаемой техники несет головной завод, а он предъявляет санкции к смежникам в случае поставки некачественных узлов и агрегатов, включая все убытки головного завода, возникшие в результате такой поставки.

Все указанные выше направления повышения качества тракторов и сельхозмашин будут способствовать росту их надежности в эксплуатации и сокращению расходов на исправление дефектов и брака машин.

 

РЕЗЮМЕ. Проанализировано качество техники, поставляемой сельскому хозяйству. Обосновываются мероприятия по повышению ответственности поставщиков за надежность машин и организацию дилерской службы по их ре­монту и обслуживанию.

ABSTRACT. The quality of machinery supplied to agriculture has been analyzed, motivating the measures for raising the responsibility of suppliers for reliability of machinery and organization of dealers' service on its repair and maintenance. 

 


Приложеные файлы: Повысить качество техники, поставляемой селу