ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




ЗАНЯТОСТЬ НА СЕЛЕ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКОЙ ЭКОНОМИКИ

 

Бондаренко Людмила Васильевна, руководитель Центра социальной политики и мониторинга сельского развития Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (ГНУ ВНИИЭСХ), доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Россельхозакадемии

 

Резюме. Отмечено, что в сельском хозяйстве негативные процессы на рынке труда протекают более интенсивно, чем в среднем по экономике страны. При этом темпы роста открытой безработицы искусственно сдерживаются, что отражается на уровне заработной платы работников сельскохозяйственных организаций. Предложены меры, направленные на сбалансирование спроса и предложения рабочей силы в сельской местности, в том числе за счет диверсификации аграрной экономики.

 

Ключевые слова: рынок труда, занятость, уровень безработицы, массовое высвобождение работников, альтернативные виды деятельности, агротуризм, диверсификация сельской экономики

 

Сфера занятости населения является первоочередным и наиболее ярким катализатором финансового и экономического кризиса. Анализ данных проводимого Минздравсоцразвития России мониторинга ситуации на рынке труда свидетельствует о том, что в сфере сельскохозяйственной занятости негативные процессы протекают более интенсивно, чем в среднем по экономике. За период с 4 марта 2009 г., когда начался мониторинг рынка труда, по 28 июля 2010 г. количество сельскохозяйственных организаций, в которых началось массовое высвобождение работников, увеличилось в 4,4 раза, тогда как в целом по Российской Федерации – в 3,3 раза и достигло соответственно 8,9 и 1,7%. Опережающими темпами растет в отрасли и численность работников организаций, в которых осуществлялось высвобождение работников по инициативе администрации. За 16 анализируемых месяцев в сельском хозяйстве она увеличилась в 3 раза, тогда как по всем видам экономической деятельности – только в 1,8 раза (табл. 1).

Вместе с тем, необходимо отметить, что за период наблюдения численность уволенных из сельхозорганизаций увеличилась в меньшей мере (в 5,1 раз), чем общая численность уволенных (в 5,5 раза). Этот на первый взгляд противоречивый факт объясняется достаточно просто: в отрасли шел более масштабный процесс перевода лишних рабочих рук в запас посредством определенных административных регуляторов, к которым относятся: простои, сокращение рабочего времени по инициативе администрации, отправка в отпуск без сохранения содержания. Эти манипуляции позволяют сдерживать массовые увольнения и рост открытой безработицы на селе.

 

1. Данные мониторинга рынка труда в Российской Федерации

 

 

4.03.2009

30.12.2009

28.07.2010

Количество организаций, участвующих в мониторинге, - всего

 

25688

 

68845

 

84954

к общему количеству организаций, %

0,5

1,4

1,7

из них сельхозорганизаций

1197

4080

5252

к их общему числу, %

2,0

6,9

8,9

Среднесписочная численность работников - всего, тыс. человек

 

8884,7

 

13634,1

 

15557,6

из них в сельхозорганизациях, тыс. человек

 

166,9

 

413,4

 

499,7

Численность уволенных с начала высвобождения - всего, тыс. человек

 

234,2

 

870,3

 

1289,3

из них из сельхозорганизаций

5,6

18,3

28,8

 

Так, в сельскохозяйственных организациях за 2009 г. в 8 раз выросли простои по вине работодателя, в 6 раз увеличилась численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, и почти вдвое выросло количество работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации. При этом в целом по экономике простои сократились, а число работающих неполное время и отправленных в вынужденные отпуска увеличилось в 1,7 раза. Искусственное сдерживание высвобождения избыточной рабочей силы отрицательно сказывается на уровне заработной платы работников сельскохозяйственных организаций.

В 2010 г. по мере стабилизации финансово-экономической ситуации проявления скрытой безработицы и массовые увольнения стали затухать. Но в сельхозорганизациях эти процессы идут медленнее, чем по экономике в целом (табл. 2).

 

2. Вынужденная неполная занятость в организациях, участвующих в мониторинге рынка труда в Российской Федерации, тыс. человек

 

 

4.03.2009

30.12.2009

28.07.2010

Работники, находящихся в простое по вине работодателей – всего

 

209,4

 

202,0

 

69,8

из них в сельхозорганизациях

0,3

2,5

1,8

Работники, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации – всего

 

 

475,5

 

 

1296,9

 

 

598,4

из них в сельхозорганизациях

9,8

56,4

40,7

Работники, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации – всего

 

 

87,2

 

 

149,2

 

 

48,1

из них в сельхозорганизациях

3,2

6,0

4,8

 

Вследствие искусственного сдерживания увольнений в сельхозорганизациях в 2009 г. темпы роста открытой безработицы в сельской местности были намного ниже, чем в городской. Если численность безработных горожан в экономически активном возрасте увеличилась на 42%, то прирост численности безработных сельчан составил 18,8%. Тем не менее, уровень безработицы на селе в 1,5 раза выше, чем в городе. Невостребованное рынком труда предложение рабочей силы на селе за год увеличилось с 1,8 млн до 2,2 млн человек. На селе уровень общей безработицы в экономически активном возрасте (15-72 лет) превысил критическую массу, которая, по международным оценкам, составляет 10%, и достиг 11,3%, тогда как в городе он значительно ниже предельно допустимой черты – 7,5% (табл. 3).

 

3. Численность безработных и уровень общей безработицы в экономически активном возрасте (в среднем за год)

 

 

Безработные, тыс. чел.

Уровень безработицы, %

Городское население

 

 

2008

2979

5,2

2009

4219

7,5

Сельское население

 

 

2008

1813

9,6

2009

2154

11,3

 

Можно выделить три основные причины широкомасштабной безработицы на селе. Первая – это структурная несбалансированность спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалификационному составу. Вторая – крайне низкая заработная плата на вакантных рабочих местах, не обеспечивающая даже простого воспроизводства работника. И третья причина – неразвитость в сельской местности несельскохозяйственной деятельности.

Для решения проблемы занятости сельского населения необходимо, прежде всего, при пролонгации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2017 гг. и разработке аналогичных региональных программ провести балансовые расчеты планируемого количества рабочих мест в отрасли в разрезе их профессионально-квалификационной структуры, которые покажут, какая часть трудовых ресурсов села будет востребована аграрным сектором. Избыточная рабочая сила должна найти применение в альтернативной сфере деятельности.

С переходом отечественного сельского хозяйства к новому технологическому укладу и повышением производительности труда сокращение занятости в агросфере становится неизбежным. И чтобы сохранить село как подсистему общества, выполняющую не только производственную, но множество других важных общенациональных функций, необходимо диверсифицировать его экономику путем стимулирования несельскохозяйственной деятельности. По этому пути идут все развитые страны. В странах Европейского союза, США, Китая и других успешно реализуются специальные программы развития на селе несельскохозяйственной деятельности.

В России практически первый шаг в направлении стимулирования альтернативной занятости на селе предпринят в Государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». Предусматривается выдача из федерального и региональных бюджетов субсидий на погашение части процентной ставки по кредитам, полученным сельскохозяйственными и другими организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на организацию первичной и последующей промышленной переработки агропродукции. Субсидированные кредиты предусмотрены также на развитие в сельской местности туризма, народных промыслов и ремесел, торгового, бытового и социально-культурного обслуживания, заготовки и переработки дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья. Получателями этих кредитов являются личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Что касается практической реализации этих мер, то пока она незначительна. Необходимо внести определенные коррективы, устранить противоречия в соответствующей нормативно-правовой базе, обеспечить выполнение действующих законодательных положений. Недостаточно и самих мер, предусмотренных в Госпрограмме, чтобы ощутимо ускорить диверсификацию сельской экономики.

Учитывая большой мультипликативный эффект для общенациональных интересов, нужен мощный «локомотив», чтобы сдвинуть с места решение этой, на первый взгляд, чисто сельской проблемы. Дополнительный пакет мер по диверсификации сельской экономики и расширению сельского рынка труда предложен в проекте федеральной целевой программы устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года, который был подготовлен по заказу Минсельхоза России Центром социальной политики и мониторинга сельского развития ВНИИЭСХ в 2009 г.

В этом пакете предусмотрены меры: по расширению круга получателей субсидированных кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности на селе; введению налоговых и таможенных льгот для хозяйствующих субъектов, открывающих несельскохозяйственное дело; воссозданию на селе промысловой кооперации; правовой регламентации открытия агрохолдингами и другими интегрированными бизнес-структурами, ведущими сельскохозяйственное производство, рабочих мест в несельскохозяйственной сфере для трудоустройства высвобождаемых работников. В пакете мер предусмотрены также преференции в государственной поддержке регионам с особо напряженной ситуацией на сельском рынке труда.

Одним из наиболее перспективных направлений развития малого бизнеса в несельскохозяйственной сфере сельской местности является агротуризм. Агротуризм в России с ее огромным природным и культурным потенциалом находится в начале пути. Его развитие не только будет способствовать снижению напряженности на сельском рынке труда, но и принесет значительные экономические выгоды как самим селянам, так и государству.

Мы произвели некоторые ориентировочные расчеты. В 2009 г. поток иностранных туристов в Россию составил 2,1 млн человек. А в соответствии со Стратегией развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. поток иностранных гостей должен вырасти до 35-36 млн человек. По оценкам ВТО, емкость въездного туристического рынка в России при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры еще больше – 40 млн туристов.

Можно предположить, что 10% (а это 4 млн человек) потенциальной массы зарубежных туристов будет отдыхать в сельской местности. При этом выручка хозяев гостевых домов составит 1 млрд долл., а поступления в консолидированный бюджет страны от деятельности по обслуживанию иностранных агротуристов – 60 млн долл. Кроме того, учитывая, что, по оценкам экспертов, каждый иностранный турист тратит за время тура дополнительно в среднем 1 тыс. долл., за счет въездного агротуризма можно привлечь в страну в расчете на год дополнительно 4 млрд долл.

Если принять во внимание, что отдых в сельском гостевом доме обходится в 4-5 раз дешевле по сравнению с зарубежным туром, на сельский отдых могут переориентироваться не менее 10% отдыхающих за рубежом россиян. А это 1,1 млн чел. При этом 1,5 млрд валюты в расчете на год не будут вывезены за рубеж. Выручка хозяев сельских домов составит более 8 млрд руб., а налоговые поступления в бюджет – 0,5 млрд руб. в год.

Развитие агро- и экологического туризма названы в числе направлений увеличения рабочих мест в несельскохозяйственных сферах деятельности, предусмотренных Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденных распоряжением Правительства России от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.

 

Литература:

1.         Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2007.

2.         «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. № 1089. [Электронный ресурс]. http://government.consultant.ru/doc.asp?ID=50134

3.        Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 2136-р.

4.         Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга (одиннадцатый выпуск). М.: Минсельхоз России, ГНУ ВНИИЭСХ, ФГНУ «Росинформагротех», 2010.

5.         Бондаренко Л.В. Российское село в эпоху перемен. М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2003.

_________________________________________________________________

Бондаренко Людмила Васильевна, член-корреспондент Россельхозакадемии, руководитель Центра социальной политики и мониторинга сельского развития Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства (ВНИИЭСХ),

тел. (499) 195-60-76

E-mail: bondarenko_l@mail.ru

 

 

Abstract. It has been noted that negative processes at the labor market proceed more intensively in agriculture, than on the average in the country's economy. As this takes place, the rates of growth in open unemployment are artificially halted, and that reflects on the level of wages for workers of agricultural organizations. Suggested measures are directed for balancing the demand and supply of working force in rural areas, including on expenses of diversification of rural economy.

 

Key words: labor market, employment, unemployment level, massed release of workers, alternative kinds of activity, agrotourism, diversification of rural economy.

 

 

 

Журнал «Экономика сельского хозяйства России», № 1, 2011 г.