ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16





РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

 

Бондаренко Людмила Васильевна, руководитель Центра социальной политики и мониторинга сельского развития Всероссийского научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (ГНУ ВНИИЭСХ), доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Россельхозакадемии

 

сельские территории, устойчивое развитие, программный подход, демографическая ситуация, занятость, располагаемые ресурсы сельского населения, заработная плата, социальная и инженерная инфраструктура села

 

rural areas, sustainable development, programmed approach, demographic situation, employment, available resources of rural residents, wages, social and engineering infrastructure of the countryside

 

 

Сельские территории России обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом и выполняют не только функцию снабжения продовольствием, но продуцируют важнейшие общественные блага, связанные с пополнением демографического, трудоресурсного и культурного потенциала страны, обеспечением занятости городского населения в сферах материально-технического снабжения сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции, загородным отдыхом горожан, поддержанием общего экологического равновесия, сохранением и улучшением потенциала живой природы, социальным контролем за обширными малозаселенными территориями нашей страны.

Однако современная социально-экономическая, экологическая и демографическая ситуация на селе характеризуется комплексом накопившихся проблем, препятствующих его переходу к динамичному устойчивому развитию.

На работающих в сельское хозяйство приходится около 1/3 занятого сельского населения, что сдерживает внедрение в аграрном секторе инновационных технологий, ведущее к высвобождению работников и усилению напряженности на сельском рынке труда. В IV квартале 2010 г. уровень занятости сельского населения в экономически активном возрасте, включая занятых в личных подсобных хозяйствах, полностью или частично реализующих свою продукцию, составил 58,3% против 64,6% в городах. В сельских поселениях насчитывалось 1894 тыс. безработных, уровень общей безработицы составлял 10,1% (в городах – 5,8%).

Моноотраслевая экономика, низкая, экономически и социально несправедливая общественная оценка сельскохозяйственного труда не обеспечивают сельскому населению социально-приемлемый уровень доходов. Более того, относительный разрыв в материальном положении сельских и городских семей с 2000 по 2005 г. увеличивался и только в течение пяти последних лет стал сокращаться. В 2010 г. среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств составили 62,2% городского уровня. А абсолютный разрыв в среднемесячных значениях этих показателей достиг 6148,1 руб.

Уровень заработной платы в сельском, охотничьем и лесном хозяйстве уступает ее уровню по всем видам экономической деятельности, кроме текстильного и швейного производства. В среднем за 2010 г. он составил 10573 руб. в месяц, или 49,9% среднероссийского уровня. По данным за апрель 2010 г., 8,9% работников сельского, охотничьего и лесного хозяйства получали заработную плату в размере ниже законодательно установленного минимального размера оплаты труда, тогда как в целом по России этот показатель составлял 2,5%. Вследствие неполной и низкодоходной занятости, неразвитости институтов социальной защиты на селе медленнее, чем в городе, отступает бедность. В сельских поселениях концентрируется 42% всех российских бедных.

Из-за недостаточных объемов нового строительства и курса на концентрацию сети социальных объектов в условиях неразвитости дорожной сети, мобильных и дистанционных форм обслуживания для сельских жителей снижается территориальная доступность образовательных, медицинских, культурных, торговых, бытовых и других социальных услуг. По сравнению с дореформенным уровнем село утратило 13,5 тыс. школ, 22,3 тыс. детских дошкольных учреждений, 1375 больниц (после 1995 г.), 481 амбулаторию (после 1995 г.), 7,7 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов, 20,8 тыс. клубов. Охват детей дошкольным воспитанием составляет 41,1% против 65,5% в городе, обеспеченность сельского населения больничными койками на 10 тыс. жителей – 36,7%, амбулаториями – 35,4% городского уровня.

Село отстает от города по масштабам жилищного строительства. Если в 1990 г. ввод жилья на селе на 1 тыс. жителей на 60 кв. м (15%) превышал городской уровень, то в 2000 г. он был меньше, чем в городе, на 34 кв. м (16%), в 2005 г. – на 81 (25%), в 2008 г. – на 77 кв. м (16%). И только в 2009 г. эта разница снизилась до 1 кв. м (0,2%).

Остро стоит проблема обеспечения сельского населения доброкачественной питьевой водой. В 2009 г. 27,9 млн (72%) жителей села пользовались водой из централизованных систем водоснабжения, остальные употребляли для питья воду из колодцев, рек, родников и др. При этом только 20% подаваемой водопроводными сетями воды проходит очистку, из нее 12% не соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Всего, по данным Роспотребнадзора, обеспечено доброкачественной водой только 2/5 жителей села.

Сетевым газом оборудовано 52,6% домов (квартир). В домах с централизованным отоплением проживает только каждый пятый сельский житель, 34,7% сельских домохозяйств для отопления и нагрева воды используют уголь, кокс, дрова.

Низкий уровень и качество сельской жизни и, как следствие, увеличение притягательной силы города негативным образом сказываются на демографических и миграционных процессах на селе. За 1991-2009 гг. несмотря на приток в сельскую местность беженцев и переселенцев из ближнего зарубежья и административно-территориальные преобразования городских населенных пунктов в сельские, численность сельского населения сократилась на 947,8 тыс. человек (2,4%). Основной причиной – естественная убыль, впервые зарегистрированная в 1992 г. и составившая к началу 2010 г. накопительным итогом 3,9 млн. человек. Смертность превышает рождаемость на сельских территориях 56 субъектов Российской Федерации. Сельская депопуляция охватила весь Центральный и Северо-Западный федеральные округа (кроме Мурманской области и Ненецкого автономного округа).

Значительный урон демографическому и трудовому потенциалу сельских территорий наносит миграция сельского населения в города. В 2009 г. из сельских поселений выбыло 635,2 тыс. человек, в том числе 304,3 тыс. в возрасте 14-29 лет. Особенно интенсивна миграция сельского населения в города в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока.

В период между двумя последними переписями населения российское село утратило 10,7 тыс. населенных пунктов, на 40% увеличилось количество сел и деревень, не имеющих постоянных жителей. Как показали первые итоги всероссийской переписи населения 2010 г., исчезновение сел и деревень с карты России интенсивно продолжается. Обезлюдение сельских территорий приводит к выводу из хозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий и других природных ресурсов и представляет геополитическую опасность. Сельское развитие сдерживается слабостью институтов гражданского общества, прежде всего местного самоуправления, низкой бюджетной обеспеченностью сельских муниципальных образований, отсутствием системы финансовой поддержки местных инициатив, низкой престижностью жизнедеятельности на селе.

Реализация Федеральной целевой программы социального развития села до 2010 г., приоритетных национальных проектов «Развитие АПК», «Образование», «Здоровье», ряда других федеральных, региональных и ведомственных программ и проектов создала определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала села, развития его экономики, повышения занятости и доходов сельского населения, улучшения жилищных условий и социальной среды обитания. Федеральная целевая программа социального развития села (далее – ФЦП) была продлена до 2012 г. и включена в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (далее – Госпрограмма). В раздел Госпрограммы по устойчивому развитию сельских территорий помимо мероприятий ФЦП была включена поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов, начиная с 2009 г.

Устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения декларируются в Госпрограмме в качестве главной цели пятилетнего периода. В 2008 г. на развитие социальной и инженерной инфраструктуры села из федерального бюджета было направлено, как и предусматривалось ФЦП, 8,1 млрд руб. Плановые объемы финансирования из средств бюджетов субъектов Российской Федерации были перевыполнены на 20,3% и составили почти 17 млрд руб. Вклад внебюджетных источников, в основном за счет дополнительного привлечения средств населения на жилищное строительство, достиг 18,6 млрд руб. (в 2,2 раза больше плана). Расходы на реализацию мероприятий ФЦП из всех источников составили 43,7 млрд руб., или 143,1% к плану.

Экономический и финансовый кризис осложнил реализацию Госпрограммы. Сказалось это прежде всего на социальных мероприятиях. В 2009 г. лимиты ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий в области развития социальной и инженерной инфраструктуры села были сокращены по сравнению с планом на 53%, а объем субсидий на реализацию пилотных проектов – на 24%. Объем недофинансирования этих направлений составил соответственно 9,1 млрд и 267,1 млрд руб.

В 2010 г. сокращение средств на социальные мероприятия было еще более ощутимым. Расходы на социальную и инженерную инфраструктуру села из федерального бюджета уменьшились по сравнению с предусмотренными программой на 67,8% (объем недофинансирования 16,2 млрд руб.). А пилотные проекты не финансировались вообще. В связи с пересмотром объемов государственной поддержки из федерального бюджета были снижены и объемы финансирования социальной и инженерной инфраструктуры села из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

В 2010 г. скорректированный общий плановый объем финансирования ФЦП за счет всех источников по Минсельхозу России составил 26,9 млрд руб., что в 3 раза меньше предусмотренного.

Государственная поддержка социального развития села за счет средств федерального бюджета в 2010 г. осуществлялась по пяти направлениям: улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов; развитие газификации, водоснабжения, сети общеобразовательных учреждений, учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта. Федеральные бюджетные обязательства, предусмотренные ФЦП, по указанным направлениям были скорректированы соответственно до 35, 47,3, 31,6, 4,5 и 19,2%.

Государственную поддержку за счет средств федерального бюджета на развитие программных мероприятий в 2010 г. получили 78 субъектов Российской Федерации, с которыми Минсельхозом России заключал соглашения. Фактические расходы по мероприятиям ФЦП составили 36,2 млрд руб. и на 9,2 млрд руб. (34,2%) превысили скорректированный плановый объем. Это было достигнуто за счет превышение лимитов ассигнований из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Хотя финансовые обязательства федерального бюджета были выполнены полностью, основная нагрузка в ресурсном обеспечении мероприятий ФЦП легла на внебюджетные источники, доля которых составила 43,3% против 31,4% по плану (табл. 1).

 

1. Ресурсное обеспечение мероприятий ФЦП в 2010 г.

 (по Минсельхозу России – государственному заказчику)

 

Предусмотрено

Фактические расходы

Фактические расходы к скорректированным, %, п.п. (+,-)

по программе

скорректированные ресурсы

Ресурсное обеспечение, всего, млн руб.

81759,36

26949,7

36161,29

134,2

в том числе:

 

 

 

 

федеральный бюджет*

23948,11

7720,0

7720,0

100,0

%

29,3

28,6

21,3

-7,3

бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

34784,75

10774,0

12801,29

118,8

%

42,5

40,0

35,4

-4,6

внебюджетные источники

23026,5

8455,7

15640

185

%

28,2

31,4

43,3

+11,9

из них:

 

 

 

 

Капитальные вложения, всего, млн руб.

38443,55

11672,7

16766,76

143,6

в том числе:

 

 

 

 

федеральный бюджет*

10971,9

3199,0

3199,0

100,0

%

28,5

27,4

19,1

-8,3

бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

17533,05

4712,9

7597,39

161,2

%

45,6

40,4

45,3

+4,9

внебюджетные источники

9938,6

3760,8

5970,37

158,8

%

25,9

32,2

35,6

+3,4

НИОКР, всего, млн руб.

4,81

1

1

100,0

в том числе федеральный бюджет

4,81

1

1

100,0

Прочие нужды, всего, млн руб.

43311,0

15276,0

19393,53

127,0

в том числе:

 

 

 

 

федеральный бюджет *

12971,4

4520,0

4520,0

100,0

%

30,0

29,6

23,3

-6,3

бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

17251,7

6061,1

5203,9

85,9

%

39,8

39,7

26,8

-12,8

внебюджетные источники

13087,9

4694,9

9669,63

в 2,1 р.

%

30,2

30,7

49,9

+19,1

 

* Перечисление субсидий из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации.

 

Более половины средств, направленных за счет всех источников финансирования на реализацию мероприятий ФЦП, составили расходы на улучшение жилищных условий сельского населения (направление «Прочие нужды»). Данная статья расходов увеличилась по сравнению с 2009 г. на 1,8 млрд руб. и достигла 19,4 млрд руб. Доля федерального бюджета в общем объеме финансирования строительства (приобретения) жилья составила 23,6%.

Субъектами Российской Федерации было привлечено из бюджетных и внебюджетных источников на реализацию мероприятий по социальному развитию села в расчете на 1 рубль средств федерального бюджета 3,68 руб. (в 1,5 раза больше, чем было предусмотрено ФЦП). Наиболее активно участвовали в софинансировании мероприятий программы субъекты Центрального и Уральского федеральных округов, которые в расчете на 1 рубль средств федерального бюджета направили соответственно 4,48 и 5,15 руб. за счет средств из региональных бюджетов и внебюджетных источников.

В связи со снижением государственной поддержки целевые индикаторы Госпрограммы по вводу и приобретению жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов, а также обеспеченности сельского населения питьевой водой были скорректированы. Утвержденные в ФЦП масштабы ввода и приобретения сельским населением жилых домов и квартир сокращены в 3,4 раза, в том числе для молодых семей и молодых специалистов – в 2,7 раза, индикатор обеспеченности сельского населения питьевой водой снижен с 54,9 до 52,5%. Индикатор газификации домов (квартир) сетевым газом остался на предусмотренном программой уровне – 51%. С учетом пересмотра все целевые индикаторы, реализуемые с участием средств федерального бюджета, превысили запланированный уровень (рис. 1 – см. выше, слева от заголовка статьи).

В связи с ухудшением финансового состояния сельхозтоваропроизводителей их и без того низкая инвестиционная активность в жилищной сфере еще более уменьшилась. На указанные цели в рамках ФЦП сельхозооганизации направили 19,7 млн руб., что на 4,9 млн руб. меньше, чем в предыдущем году. Средства работодателей, привлеченные для софинансирования программных мероприятий по улучшению жилищных условий сельского населения и обеспечению жильем молодых семей, молодых специалистов, составили только 0,2% от общего объема финансирования строительства и приобретения жилья за счет внебюджетных источников.

В 2010 г. в рамках Госпрограммы улучшили жилищные условия 16,3 тыс. сельских семей, в том числе были обеспечены жильем 8,6 тыс. молодых семей, молодых специалистов. Однако численность желающих стать участниками программы значительно больше. По данным региональных органов управления АПК, в 2010 г. потребность в средствах федерального бюджета на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в 1,8 раза превысила лимит бюджетных ассигнований.

Не соответствуют современным требованиям к жилому помещению в сельской местности, особенно для молодых семей, установленные в рамках ФЦП нормы предоставления жилой площади – 33 м2 для одиноко проживающих граждан, 42 м2 – на семью из двух человек и по 18 м2  - на каждого члена семьи из трех и более человека. В это связи сельские жители вкладывают дополнительные средства в строительство (приобретение) жилья, что приводит к  повышению их долевого участия в решении жилищной проблемы. За период реализации программы общая площадь жилых помещений, приходящейся на одну сельскую семью, участвующую в программе, увеличился на 1/3 (19,1 м2): в 2008 г. – 58,5, в 2010 г. – 77,6 м2, а на молодую семью – на 37,3% (20 м2): 2008 г. – 53,6, 2010 г. – 73,6 м2.

Целевые индикаторы Госпрограммы по располагаемым ресурсам в расчете на одного члена сельского домашнего хозяйства в месяц в 2009 и 2010 гг. были недовыполнены соответственно на 5,7% (8928 и 8417 руб.) и 2,5% (10388 и 10127 руб.).

Очевидно, что без серьезного повышения доходов сельского населения, увеличения инвестиций в жилищное строительство, объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры не удастся повысить уровень и качество жизни на селе, обеспечить приток и закрепляемость молодых специалистов и квалифицированных кадров массовых профессий, необходимые для модернизации сельского хозяйства и экономического роста. Согласно прогнозу Федеральной службы государственной статистики, по низкому (пессимистическому) сценарию численность сельского населения по сравнению с 2010 г. (на 1 января) сократится в 2021 г. (на 1 января) на 2,2 млн (5,9%), а его удельный вес снизится до 26,4%.

Между тем, в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2009 г.    № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» финансирование социального развития села в 2011-2012 гг. сокращается по сравнению с объемами, предусмотренными ФЦП, еще в больших размерах, чем в два предыдущих года: в 2011 г. – на 72,8%, в 2012 г. – на 74,3% и фиксируется без учета инфляции на уровне 7720 млн руб. С этим крайне усеченным объемом государственной поддержки из федерального бюджета ФЦП пролонгирована на 2013 г.

Социально-психологический климат в сельском социуме ухудшается, высоки миграционные настроения. По данным социологических обследований Центра социальной политики и мониторинга сельского развития ВНИИЭСХ, доля жителей села, указавших на упадок веры в скорое улучшение жизни в деревне, в 2010 г. повысилась по сравнению с предыдущим годом до 24,7% (в 2009 г. – 20,1%), а отметивших увеличение количества желающих покинуть деревню – до 28,8% (в 2009 г. – 24%).

Миграционные настроения имеются у 25,2% сельчан, а среди молодежи 16-30 лет – у 41,3%. Собираются точно переехать в ближайшие 2-3 года на постоянное место жительства в город 6,8% опрошенных, в том числе 14% молодежи.

При инерционном сценарии развития сложившаяся на сельских территориях проблемная ситуация усугубится и село будет все хуже выполнять свою продовольственную и другие общенациональные функции, подрывая устойчивость российского государства.

Сегодня Минсельхоз России разрабатывает Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Необходимо, чтобы в ней был предусмотрен более высокий уровень государственной поддержки села с учетом восполнения недофинансирования этого направления на предшествующем этапе. Нуждаются также в совершенствовании механизмы поддержки села, чтобы повысить комплексность его развития и эффективность использования направляемых ресурсов. Программные мероприятия должны быть максимально нацелены на реализацию Концепции  устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 г. № 2136-р.

Кроме того, в целях более полного удовлетворения потребностей сельского населения в рамках разрабатываемых в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р государственных программ, направленных на улучшение условий жизнедеятельности населения, следует выделить мероприятия, реализация которых предусматривается в сельской местности. Объемы ресурсного обеспечения и целевые индикаторы этих мероприятий должны согласовываться с Минсельхозом России.

Одним из наиболее важных мероприятий в области социального развития села остается улучшение жилищных условий сельского населения и обеспечение жильем молодых семей, молодых специалистов на селе. В этой связи считаем необходимым рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации увеличить за счет средств их консолидированных бюджетов нормы строительства (приобретения) жилых помещений, осуществляемого в рамках Госпрограммы: для одиноко проживающих граждан – до 46 м2, на семью из двух человек – до 58 м2, на семью из трех и более человек – по 25 м2 на каждого.

 

РЕЗЮМЕ. Дана оценка социального состояния сельских территорий России, проанализирован ход реализации мероприятий по их развитию. Предложены научные подходы к решению проблем сельского развития в 2013-2020 гг. Подчеркнута необходимость усиления господдержки села.

 

ABSTRACT. The social condition of rural areas in Russia has been evaluated, analyzing the course for realization of measures on their development. Proposed scientific approaches will resolve the problems of rural development in 2013-2020. The necessity of enforcing the state support of the countryside has been stressed.

 

 

 


Приложеные файлы: Ресурсное обеспечение развития сельских территорий