ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕНТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

Э. Сагайдак, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства

А. Сагайдак, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и организации сельскохозяйственного производства Государственного университета по землеустройству

А. Лукьянчикова, кандидат экономических наук, доцент  кафедры экономики и организации сельскохозяйственного производства Государственного университета по землеустройству

 

Ключевые слова: земельная собственность, земельная рента, рентное регулирование сельскохозяйственного производства, земельный налог, арендная плата за землю, цена земли

 

В современных условиях особую актуальность приобретает повышение эффективности сельского хозяйства, обеспечение устойчивого развития сельскохозяйственного производства, достижение продовольственной безопасности страны, что вытекает из положений и требований Федерального закона Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» (ФЗ-264 от 29.12.06) и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.

В связи с этим в условиях рынка важное значение  приобретает внедрение экономического механизма реализации отношений земельной собственности. Основой построения его выступает теория ренты, которая обеспечивает создание системы платы за землю  на базе научно обоснованных принципов формирования, изъятия и распределения земельной ренты. Однако в настоящее время многие вопросы теории и практики рентных отношений остаются дискуссионными.

Поэтому особую актуальность приобретает исследование сущности и процесса формирования земельной ренты, разработка методологических подходов по построению рентного механизма регулирования сельскохозяйственного производства в рамках многоукладной, рыночной экономики.

Общепринятое определение земельной ренты состоит в том, что она представляет собой вид дохода, связанного с присвоением и использование земли как основного производственного ресурса в сельском хозяйстве и выражает взаимосвязь интересов собственников и арендаторов этих ресурсов.

            Формирование научных позиций по проблемам земельной ренты происходило в процессе развития общей экономической теории, особенно в связи с исследованием проблем воспроизводства.

Это характерно для учения физиократов, и, в частности, Франсуа Кенэ (1694-1774) и других представителей этого направления, в котором земельная рента рассматривалась как единственная форма «чистого продукта» и как дар природы.

            Английский экономист Вильям Петти (1623-1687) – родоначальник трудовой теории стоимости-рассматривал источник образования ренты с позиций этой теории, но при этом отождествлял ренту с понятием прибавочного продукта в целом.

            Конкретизация условий образования земельной ренты  нашла отражение в работах английского экономиста Джона Андерсена (1739-1808), который показал, что возникновение ренты  не является даром природы, а связано с ценой продукта труда и с различиями в производительности труда, обусловленными относительными различиями плодородия почвы.

            Тем самым взгляды Джона Андерсена предшествовали теории дифференциальной ренты, разработанной Давидом Рикардо (1772-1823) на основе трудовой теории стоимости.

            В своем учении Давид Рикардо  обосновал отличие земельной ренты от таких экономических категорий как прибыль и процент на капитал, и определяет ее как избыток стоимости над средней прибылью.

            Заслуга Давида Рикардо состоит также  и в определении уровня цен  на сельскохозяйственную продукцию и, соответственно, величины дифференциальной ренты на основе регулирования этих цен затратами труда на относительно худших по качеству сельскохозяйственных землях.

            Наиболее полное завершение  научной трактовки земельной ренты с позиций теории трудовой стоимости получило в работе Карла Маркса « Капитал».

К. Маркс отмечал, что присвоение ренты есть экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность.  «Какова бы ни была специфическая форма ренты, всем ее типам обще то обстоятельство, что присвоение ренты есть экономическая форма, в которой реализуется земельная собственность, и что земельная рента, в свою очередь, предполагает земельную собственность..." [1, с. 183].

 

Земельная собственность представляет собой исторически опре­деленную форму экономических отношений по поводу присвоения земли как средства производства конкретными лицами или их группами.

Отношения земельной собственности наиболее важное значение имеют в сельском хозяйстве, так как земля выступает в нем в ка­честве главного средства производства. В результате, отношения земельной собственности выступают в качестве основы всех других отношений, складывающихся в воспроизводственном процессе в сельском хозяйстве.

В условиях рынка различные формы землевладения и землепользования начинают функционировать по единым законам ры­ночной экономики. Вследствие этого происходит процесс освобождения отношений земельной собственности от различных видов внеэкономического принуждения, реальное формирование двух видов монополии на землю: как на объект собственности и как на объект хо­зяйствованиям

Земельная собственность, при этом, представляет собой весьма сложное и противоречивое явление, выступает как единство противоположностей таких категорий, как владение, пользование и распоряжение. В связи с этим важное значение приобретает исследование соотношения этих категорий. Его можно рассматривать как соотношение категорий всеобщего, особенного и единичного в процессе формирования отношений собственности на землю в сельском хозяйстве

Собственность на землю относится к категориям владения и пользования, как всеобщее к единичному. Распоряжение земельными угодьями выступает как особенное, являясь связующим звеном между категориями владения, пользования и собственности, отражая более высокий качественный уровень развития отношений земельной собственности.

Это связано также с тем, что степень развития отношений земельной собственности непосредственно влияет на эффективность сельскохозяйственного производства.

Формирование земельной ренты в сельском хозяйстве, в отличие от других отраслей, связано с особенностями ценообразования на его продукцию. Поскольку общественная стоимость единицы товара складывается на основе затрат не при средних, а при относительно худших условиях производства. Происходит это потому, что продукции сельского хозяйства, производимой в средних и относительно лучших условиях, недостаточно для удовлетворения общественных потребностей. Вместе с тем производители, работающие и в относительно худших условиях, должны иметь возможности получать общественно необходимую величину прибыли; в противном случае они не будут заинтересованы в ведении воспроизводственного процесса. Таким образом, цена производства единицы сельскохозяйственной продукции в относительно худших условиях и будет являться регулирующий (рыночной) ценой.

В результате, производители, использующие относительно лучшие земли, получают дополнительный доход, который представляет собой разницу между общественной и индивидуальной стоимостью единицы товара и, обособляясь, принимает форму дифференциальной ренты.

Механизм образования абсолютной земельной ренты был предложен Марксом, который определил причиной ее формирования монополию частной собственности на землю. Условием образования абсолютной ренты является различие в органическом строении капитала между сельским хозяйством и промышленностью. Под органическим строением капитала понимается отношение стоимости средств производства к стоимости рабочей силы.

 На практике это означает, что земельный собственник передает свою землю в аренду только за плату; и, тем самым реализуется экономический смысл частной собственности. Арендная плата взимается и с худших земель, если возникает необходимость их хозяйственного использования. В результате арендатор должен обеспечить себе получение не только средней прибыли, но и сверхприбыли – в противном случае ведение сельскохозяйственного производства было бы для него невыгодным.

 Этот дополнительный доход приобретает форму абсолютной ренты при реализации сельскохозяйственной продукции на рынке. Тем самым, при соединении собственника земли и непосредственного производителя в одном лице, абсолютная земельная рента не исчезает, меняется лишь форма ее реализации.

Монопольная земельная рента возникает при продаже сельскохозяйственной продукции по монопольно высоким ценам. Образуется она, прежде всего, на землях исключительного качества, на которых возделываются редкие по своим потребительским свойствам сельскохозяйственные культуры. Ввиду ограниченности таких земель образуется сверхвысокая прибыль, часть которой передается производителем собственнику земли в виде монопольной ренты. Монопольная рента может иметь место и в крестьянском хозяйстве, в случае если оно осуществляет воспроизводственный процесс в особенно благоприятных природно-экономических условиях.

Для обособленных сельскохозяйственных производителей, в том числе и крестьянских хозяйств, все эти виды земельной ренты выступают как единая  экономическая рента. Это обусловлено тем, что все эти разновидности земельной ренты тесно взаимосвязаны между собой.

 

В условиях рыночных отношений в сельском хозяйстве проблема земельной ренты приобретает особое значение. Во-первых, это связано с изменением системы регулирования воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве. Снижается степень прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность производителей, что преимущественно выражается в переходе от прямых дотаций, субсидий к косвенным методам регулирования процесса воспроизводства за счет использования более гибкой ценовой, налоговой и кредитной политики. Во-вторых, развитие различных форм собственности и организации производства, приватизация земли существенно расширяют сферу рентных отношений. Это проявляется в том, что их субъектами наряду с крупными и средними сельскохозяйственными организациями и предприятиями выступают арендаторы, фермеры, а также другие сельскохозяйственные производители. В сельском хозяйстве наряду с дифференциальной рентой формируется  абсолютная рента. Возрастает значение монопольной ренты. В условиях рынка рентные отношения находят свое проявление в земельном налоге, отражающим отношения по поводу владения национальным достоянием - землей между обществом и ее собственниками; в арендной плате за землю, как выражении отношений по поводу использования земельных угодий между собственниками земли и арендаторами; в цене земли, как категории характеризующей процесс купли-продажи земельных участков, а также возмещения ущерба сельскохозяйственным производителям при отчуждении их земель в другие отрасти народного хозяйства.

Как указывалось выше, многие вопросы развития земельных отношений остаются дискуссионными и в настоящее время. К ним следует отнести следующие проблемы.

1.      Соотношения земельной собственности и земельной ренты;

2.      Формирования абсолютной ренты в сельском хозяйстве;

3.      Наличия земельной ренты в крестьянском хозяйстве.

Следует подчеркнуть, что данные вопросы широко дискутировались еще в 20-е годы прошлого века в связи с переходом к новой экономической политике (НЭП) и опыт этих дискуссий сохранил свое научное и практическое значение. Именно в период 20-х годов впервые  назрела необходимость использования рентного механизма для решения практических задач экономического развития. Н. Суханов отмечал: «Установление… налога на землю является необходимым элементом ...земельного строя и нашего финансового хозяйства…» [6, с.22]. Эти взгляды нашли в то время свою практическую реализацию. В сборнике «Рента», изданном Наркомфином СССР в 1925 году, отмечалось: «…современная экономическая наука расчленяет земельную ренту на абсолютную и дифференциальную. В соответствии с этим законом о налогообложении различает основную (абсолютную) и дополнительную (дифференциальную) ренту» [8, с.8].

Важнейшим вопросом теории ренты является проблема ее формирования в крестьянском хозяйстве. Она остается дискуссионной и в настоящее время, хотя активно обсуждалась еще в 20-е годы. Тогда сформировались три основные точки зрения по этому вопросу.

Одна группа экономистов, А.Н. Челинцев, Н.П. Макаров и другие, отрицала наличие земельной ренты в сельском хозяйстве. Основной аргумент этих ученых сводился к тому, что земельная рента является нетрудовым доходом и потому не может иметь место в крестьянском трудовом хозяйстве. Некоторые исследователи признавали наличие земельной ренты только в товарных крестьянских хозяйствах. Так, А.В. Чаянов писал: «Абсолютная рента как объективная народнохозяйственная категория дохода, которая складывается из валового дохода, за вычетом вещественных издержек производства, заработной платы и обычного процента на капитал… невозможна в семейном хозяйстве… потому, что вычитаемые величины в этом случае отсутствуют» [7, с.122]. Однако А.В. Чаянов указывал, что для товарных семейных хозяйств действие обычных рентообразующих факторов сохраняется [7, с.122].

Такие ученые, как, например, С.И. Солнцев, Г.А. Студенский, считали, что крестьянское хозяйство является составным элементом экономики и подчиняется всем ее законам, в том числе в нем образуется и земельная рента. С.И. Солнцев отмечал: «Идея отсутствия земельной ренты в крестьянском трудовом хозяйстве исходила у нас от тех экономистов народнического толка, которые видели в крестьянском хозяйстве особого рода социально-экономическое образование… не подчиняющееся… рынку…» [4, с. 18].

Важно при этом определить само понятие «трудового крестьянского хозяйства» как обособленного товаропроизводителя. Н.Д. Кондратьев писал: «Трудовое хозяйство… это есть хозяйство, в котором роль организатора, исполнителя организационно-хозяйственного плана и владельца дохода играет семья» [9, с.5].

Из данного определения следует, что крестьянское хозяйство производит свои продукты как товары и, следовательно, получает доход. Крестьянское хозяйство имеет монополию на свой участок земли, как на объект собственности, так и на объект хозяйства. Поэтому часть этого дохода носит фиксированный характер и принимает форму ренты. С.И. Солнцев в этой связи писал: «…в условиях переходного периода с превалирующим давлением рынка и рыночных отношений… крестьянское хозяйство во всех своих хозяйственных действиях, подчинено влиянию… рынка; …категория земельной ренты… присуща и крестьянскому хозяйству…» [4, с.32-34]. В связи с этим крестьянские хозяйства могут быть включены в сферу действия механизма рентного регулирования. Г.А. Студенский отмечал, что крестьянское хозяйство по своей природе не отличается от менового хозяйства вообще и подчиняется действию всех принципов менового режима [5, с.30].

Для обособленных сельскохозяйственных производителей, в том числе и крестьянских хозяйств, все эти виды земельной ренты выступают как единая рента. Это обусловлено тем, что все эти разновидности земельной ренты тесно взаимосвязаны между собой.

Все эти концептуальные положения имеют важное значения для теоретического обоснования и разработки практических мер, направленных на создание научно обоснованного механизма платы за землю.

Экономический механизм платного землепользования в условиях  рынка включает:

-          земельный налог;

-          арендную плату за землю;

-          цену  земли.

 

Построение экономического механизма регулирования земельных отношений должно осуществляться на основе следующих принципов:

 

-          разграничение объективных и субъективных факторов воспроизводственного процесса;

-          использование земельной ренты в качестве методологической и практической основы формирования земельного налога, арендной платы за землю и цены земли;

 

-          тесного взаимодействия рентных регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т.д.);

 

-          необходимости развития различных форм собственности на землю;

-          обеспечения относительно равных стартовых возможностей осуществления воспроизводственного процесса для всех сельскохозяйственных производителей;

-          формирование гибкой системы землевладения и землепользования;

 

-          стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства;

-          усиления экологической защиты земельных угодий.

Земельный налог играет важную роль в обеспечении равных возможностей хозяйствования для всех людей,  работающих на земле. Реализация этого может осуществляется путем изъятия земельной ренты у сельскохозяйственных производителей, работающих в относительно лучших условиях.

В этой связи необходимо, чтобы средства, поступающие в региональные бюджеты в виде земельного налога, расходовались в основном на нужды сельского хозяйства. В первую очередь к ним следует отнести затраты на проведение мероприятий, направленных на улучшение плодородия земель, мелиорацию, развитие социальной и производственной инфраструктуры и т.д.

Важнейшим методологическим положением является и то, что общая сумма земельного налога, который поступит на общественные нужды с данной территории, будет равен земельной ренте с нее.

В случае, когда земельный налог будет больше, чем рента, то у сельскохозяйственных производителей будет извлекаться не только ее величина, но и часть необходимой прибыли. Это приведет к ущемлению экономических интересов предприятия, к подрыву стимулов устойчивого ведения процесса расширенного воспроизводства. С другой стороны, если земельный налог будет ниже, чем рента, то это будет сдерживать внедрение достижений научно-технического прогресса, способствовать снижению заинтересованности производителей в сокращении издержек производства.

Соотношение между величиной средств, поступивших в виде налога, и использование их на региональные  нужды, не может быть постоянным. Не исключена возможность того, что часть ренты будет направляться в специальные резервные фонды, которые могут расходоваться в случае стихийных бедствий (засухи, наводнения и т.д.).

Земельный налог должен учитывать процесс формирования в сельском хозяйстве в условиях  рынка дифференциальной, абсолютной и монопольной земельной ренты. В связи с этим земельный налог должен устанавливаться для всех сельскохозяйственных производителей.

С земельным налогом тесно связана и арендная плата за землю, поскольку в основе этих категорий лежит земельная рента. Арендная плата выступает в качестве превращенной формы ренты, а, следовательно, и земельного налога и тем самым выражает более сложные экономические отношения по поводу реализации права земельной собственности. В частности, это проявляется в том, что арендная плата, как правило, количественно не совпадает с земельным налогом. Фактически, величина земельного налога выступает в качестве нижней теоретической границы арендной платы за землю.

Основой определения цены земли также является земельная рента. В цене земли проявляются еще более  сложные отношения по поводу реализации права земельной собственности, поскольку кроме величины ренты и ссудного процента на нее влияет и множество других факторов и, в первую очередь, спрос и предложение на конкретные участки земли.

         Экономический механизм платного землепользования при своем функционировании должен учитывать взаимосвязь - земельного налога, арендной платы за землю и цены земли. Это необходимо, чтобы избежать противоречий и диспропорций в системе рентного регулирования. К реальным противоречиям в сфере рентных отношений в сельском хозяйстве следует отнести ситуацию, которая свидетельствует о том, что сложившийся фактический уровень рентабельности в сельском хозяйстве не позволяет количественно выявить ренту в среднем по отрасли как величину, представляющую сверхприбыль по отношению к отраслевому уровню предпринимательского дохода: в 2010 году показатель рентабельности (как отношение прибыли к себестоимости реализованной продукции, работ и услуг) составил 10,3%, в то время как его минимально необходимый уровень предпринимательской прибыли должен составлять не менее 30%. Для сравнения, данный показатель по отраслям топливно-энергетического комплекса в 2010 году фактически составил 33,1%.(10, с.449-450).

Перспективы функционирования рентных отношений в сельскохозяйственном производстве России связаны с улучшением общеэкономической ситуации и с разработкой методов определения величины созданной (потенциальной) и реализованной ренты и механизма ее распределения на основе сочетания интересов бюджета и сельскохозяйственных товаропроизводителей. В связи с этим, научное и практическое значение имеет исследование этого процесса, особенно на региональном уровне.

Данные теоретические и методические подходы были апробированы на материалах Орловской области и представлены в проектном виде.

Методика включает следующие этапы:

-          определение нормативной себестоимости по основным сельскохозяйственным продуктам, приносящим дифференциальную ренту;

-          расчет величины произведенной и реализованной дифференциальной ренты, а также абсолютной земельной ренты;

-          определение ставок земельного налога;

-          уточнение ставок земельного налога;

-          определение арендной платы за основные виды сельскохозяйственных угодий;

-          обоснование индикативной цены земли по основным видам сельскохозяйственных угодий.

В качестве основных рентоносных продуктов  для хозяйств Орловской области были приняты зерно, молоко, крупный рогатый скот.

Такой выбор обоснован тем, что производство этих видов продукции осуществляется практически  во всех сельскохозяйственных предприятиях области.

На основе комплексных баллов оценки ресурсного потенциала, отражающего природно-экономические условия, была осуществлена группировка хозяйств по объективным условиям производства. При этом были выделены группы предприятий с относительно худшими: средними и лучшими условиями воспроизводства.

Определение нормативной себестоимости сельскохозяйственной продукции производилось на основе иерархического принципа построения показателей с использованием уравнений регрессии.

Нормативная себестоимость продукции сельского хозяйства определялась по группам природно-экономических условий воспроизводства, выделенных при их комплексной оценке. Это позволило перейти к расчету величины дифференциальной ренты, которая представляет собой разницу между ценами производства в худших и относительно лучших условиях.

Нормативная рентабельность при расчете цен производства  была принята на уровне 40%, что на наш взгляд, должно обеспечить всем сельскохозяйственным производителям необходимые и достаточные возможности для расширенного воспроизводства.

В таблице 1 приведены цены производства по основным рентоносным продуктам в хозяйствах Орловской области (в среднем за 2007-2009 гг.),

Таблица 1. Цены производства основных рентоносных продуктов в хозяйствах Орловской области (в среднем за 2007-2009 гг.), руб/ц (проект)

Группы хозяйств

Число хозяйств

Средний балл

Зерновые

Молоко

КРС

I

77

70

426,0

1010,7

7317,9

II

79

99

413,0

919,4

6197,8

III

80

138

367,5

802,1

5284,9

В среднем:

х

102

410,5

911,8

6240,2

В таблице 2 показаны величины дифференциальной земельной ренты по основным рентоносным продуктам  в хозяйствах Орловской области (в среднем за 2007-2009 гг.),

Таблица 2.  Дифференциальная рента в расчете на 1 ц  сельскохозяйственной продукции в хозяйствах Орловской области (в среднем за 2007-2009 гг.), руб/ц (проект)

Группы хозяйств

Число хозяйств

Средний балл

Зерновые

Молоко

КРС

I

77

70

-

-

-

II

79

99

13,0

91,3

1120,1

III

80

138

58,5

208,6

2033,0

В среднем:

х

102

-

-

-

В целом по сельскохозяйственным предприятиям Орловской области в среднем за 2007-2009 гг.  произведенная дифференциальная  рента составила 1485,1 млн. руб, тогда как реализованная 1037,8 млн. руб.

В таблице 3 показаны ставки земельного налога определенные , исходя из величины реализованной дифференциальной ренты I и абсолютной земельной ренты по основным видам сельскохозяйственных угодий  в хозяйствах Орловской области (в среднем за 2007-2009 гг.),

Таблица 3. Ставки земельного налога в Орловской области, руб/га(проект)

Группы хозяйств

Сельскохозяйственные угодья

пашня

сенокосы

пастбища

I

60

34

15

II

163

93

41

III

355

202

89

В среднем:

193

110

48

Как показали проведенные исследования, изъятие земельного налога, рассчитанного по данной методике, лишь незначительно снизит рентабельность сельскохозяйственного производства в области . В то же время его введение будет способствовать более рациональному использованию земли, стимулировать рост производства продукции. Средства, изъятые в качестве земельного налога, должны направляться на формирование фондов местных органов власти и расходоваться на повышение плодородия земли, проведение мелиоративных мероприятий и т.д.

Методика предусматривает уточнение размера земельного налога для отдельных предприятий. Это приходится делать потому, что, хотя комплексная оценка природно-экономических условий достаточно надежна, она не может учесть существенных различий между хозяйствами в специализации производства.

В частности, среди предприятий области имеется небольшая группа хозяйств, находящихся в наилучших условиях, процесс воспроизводства в которых практически не зависит от природно-экономических условий. В силу специфики производства они имеют высокий уровень совокупной рентабельности.

В ходе исследования они были исключены из общего рассмотрения, но это, конечно, не означает, что они не должны уплачивать налоги. Ставки изъятия рентных доходов, отражающих плату за использование наилучших условий воспроизводства, для этих предприятий целесообразно устанавливать в фиксированном размере (в процентах от стоимости основных производственных фондов).

В таблице 4 показаны ставки арендной платы за землю, определенные , исходя из ставок земельного налога и 40% уровня доходности земельного собственника по основным видам сельскохозяйственных угодий  в хозяйствах Орловской области (в среднем за 2007-2009 гг.),

Таблица 4. Арендная плата в Орловской области, руб/га (проект)

Группы хозяйств

Сельскохозяйственные угодья

пашня

сенокосы

пастбища

I

84

48

21

II

228

130

57

III

497

283

125

В среднем:

270

154

67

 

Следует подчеркнуть, что установление данных ставок арендной платы за землю предполагает ограничение  доходности операций с арендой земли для земельного собственника, т.е. по сути введения так называемого « рентного контроля».

В таблице 5 показаны индикативные цены земли, определенные , исходя из дифференциальной ренты I и II, абсолютной ренты, а также  ставки ссудного процента (14 %) по основным видам сельскохозяйственных угодий  в хозяйствах Орловской области (в среднем за 2007-2009 гг.),

Таблица 5 Цена земли в Орловской области, руб/ га ( проект)

Группы хозяйств

Сельскохозяйственные угодья

пашня

сенокосы

пастбища

I

4911

2799

1228

II

11918

6793

2980

III

25004

14252

6251

В среднем:

13944

7948

3486

 

Таким образом, функционирование экономического механизма реализации отношений земельной собственности предполагает, что на цены возлагается функция рентного регулирования в межзональном аспекте, за счет оптимизации процесса специализации и размещения сельскохозяйственного производства, а на земельный налог, арендную плату за землю и цену земли – во внутризональном.

Эффективное функционирование экономического механизма реализации отношений земельной собственности невозможно также и без создания устойчивых условий ведения процесса расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве в межотраслевом аспекте. Для этого необходимо осуществить комплекс мер, направленных на демонополизацию народного хозяйства, и в первую очередь отраслей I и III сфер АПК. Это во многом будет способствовать обеспечению ценовой сбалансированности между сельским хозяйством, ресурсопроизводящими отраслями АПК и перерабатывающей промышленностью.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Маркс К.Капитал Т.III, Ч.II//Маркс К. Энгельс Ф.  Соч. 2-е изд.-Т.25-Ч.II. с.183.
  2. Назаренко В.И., Шмелев Г.И. Земельные отношения и рынок земли. – М.: Памятники исторической мысли, 2005. – 292 с.
  3. Сагайдак Э.А. Рентные отношения в системе экономического регулирования сельхозпроизводства//АПК: экономика, управление. № 2, 2007.  с.15-18.
  4. Солнцев С.И. Земельная рента и крестьянское хозяйство.-Л.:ГИОА,1929,с.18,с.32-34.
  5. Студенский Г.А. Крестьянское хозяйство и принципы его обложения.-М.: Центросоюз, 1925, с.30.
  6. Суханов Н. Земельная рента и принципы земельного обложения - Петроград: Госиздат 1922, с.22.
  7. Чаянов А.В. Крестьянское хозяйство-М.:Экономика,1989,с.122.
  8. Рента М.: НКФ СССР-1925 №10, с.8.
  9. О крупно-крестьянских хозяйствах. Труды  комиссии по подготовке земельной реформы .- Выпуск III-Петроград,1917,с.5.
  10. Россия в цифрах 2011: Краткий статитстический сборник/Ростат, М., 2011, с.449-450.

 

РЕЗЮМЕ. Сформулированы основные методологические положения, определяющие содержание ренты как категории, выражающей прибавочный продукт в сельском хозяйстве сверх среднего уровня предпринимательского дохода. Рассмотрена специфика каждого из видов земельной ренты (дифференциальной, абсолютной, монопольной) и механизм их взаимодействия в процессе определения конкретных форм платного землепользования (земельный налог, арендная плата, цена земли по видам сельскохозяйственных угодий). Предложенные методические подходы апробированы на материалах Орловской области.

 

 


Приложеные файлы: Методологические основы рентного регулирования сельскохозяйственного производства