ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




СОЗДАТЬ ЭФФЕКТИВНУЮ СЛУЖБУ СЕРВИСА ТЕХНИКИ ДЛЯ СЕЛА

 

О.ЖУКОВА, кандидат экономических наук,

ведущий научный сотрудник ГНУ ВНИИЭСХ

 

Ключевые слова: Сельскохозяйственная техника, сервисное обслуживание, принципы его построения, задачи и функции, ответственность заводов-поставщиков и дилеров

 

Во всех экономически развитых зарубежных странах, для которых характерно высокомеханизированное сельское хозяйство, большую роль играет эффективная дилерская служба, обеспечивающая реализацию фермерам новой и подержанной техники и поддержание её в работоспособном состоянии.

Создание такой дилерской службы особенно актуально для сельского хозяйства нашей страны в условиях деградации отечественного сельхозмашиностроения в пореформенный период, повлекшего за собой резкий спад производства и реализации селу машин с одновременным снижением их качества и надежности в связи с износом оборудования заводов, уходом из отрасли квалифицированных кадров рабочих и инженеров. Это приводит к нарушениям технологической дисциплины и массовому браку выпускаемой техники при ослаблении технического контроля за их качеством.

В дореформенный период функции дилерской службы выполняли ремонтные предприятия Союзсельхозтехники (позднее Госкомсельхозтехники) и базы Агроснаба, которые имели разветвленную ремонтную и торговую сеть на всей территории страны – практически в каждом сельском районе. Они осуществляли реализацию и ремонт поставляемой техники. Несмотря на определенные недостатки в работе этих систем (бюрократизация в ряде случаев планирования и организации ремонта, недостаточное качество, дефицит запчастей и др.), в целом они обеспечивали регулярное снабжение села новой техникой и ее поддержание в работоспособном состоянии.

Однако с началом реформирования сельского хозяйства,  поспешной приватизации предприятий и уходом многих из них из системы обслуживания сельского хозяйства, была нарушена единая система дилерского обслуживания села, что намного ослабило важную отрасль его производственной инфраструктуры, привело к снижению ответственности поставщиков техники за её  качество и надежность.

Кроме того сокращение поставок новой техники начиная с 1992 года обусловило старение машинно-тракторного парка сельских товаропроизводителей, преобладание в нем подержанных машин, приобретаемых на вторичном рынке. Так, по данным Минсельхоза Российской Федерации, в 2009 г. поступило новых тракторов всего 31 % от их общего поступления, зерноуборочных комбайнов – 50%, грузовых автомобилей – 29 %, а все остальные машины по этим видам техники были приобретены на вторичном рынке.

Наряду с низким качеством новой техники преобладание подержанных машин в МТП хозяйств вызывает повышенный расход запасных частей на их ремонт. В 2009 г. расход запасных частей составил в сельхозорганизациях МСХ РФ более 50 млрд. руб. или 45 % от затрат на приобретение техники.

Хозяйства вынуждены ремонтировать подержанную технику в собственных мастерских, оснащенных устаревшим изношенным оборудованием, что не позволяет проводить сложные виды ремонтов, и все ремонтные работы сводятся зачастую к замене изношенных запасных частей  деталями со списанных машин. В результате такого ремонта машины быстро вновь выходят из строя в разгар полевых работ.

Вот почему необходимо создание в сельском хозяйстве эффективной дилерской службы, способной помочь хозяйствам в поддержании их МТП в работоспособном состоянии.

При рыночной экономике встают новые задачи в формировании дилерской службы при организации ее предприятий, определения задач деятельности, финансирования, экономических отношений с заводами-поставщиками техники и обслуживаемыми хозяйствами, в частности, ответственности за своевременное и качественное выполнение дилерских функций.

В условиях резкого падения объемов выпуска техники предприятиями тракторного и сельхозмашиностроения, их тяжелого финансового положения в пореформенный период абсолютно нереальна задача организации своей, отдельной дилерской сети каждым заводом-поставщиком всех регионах страны и в их районах. Тем более, что и в развитых странах в последние годы большинство дилеров перешли от обслуживания отдельных фирм-изготовителей машин к реализации техники сразу нескольких фирм, что говорит о более высокой эффективности такой формы организации дилерской службы, позволяющей экономить на устранении параллельно действующей торгово-сервисной сети.

Поэтому и в нашей стране единственным разумным решением является максимальное использование сохранившейся материально-технической базы торговых и ремонтных предприятий для организации единой дилерской сети для всех предприятий тракторного и сельхозмашиностроения.

Вместе с тем необходимо определить четкие границы дилерской деятельности, поскольку некоторые авторы считают, что к ней относится весь объем ремонтного обслуживания техники в течение всего срока ее эксплуатации. Опыт дилерской службы в зарубежных странах показывает, что она несет ответственность за предпродажное и послепродажное   обслуживание   реализуемых   машин   до   истечения    гарантийного срока их эксплуатации, а также обеспечение запасными    частями до конца их службы. Это определяется кругом обязанностей  дилера,    которые    оплачиваются    ему    фирмой-изготовителем    при предоставлении   торговой   скидки   с   цены   реализуемых   машин   и запчастей.

Поэтому проведение обслуживания техники после окончания ее гарантийного срока выходит за рамки прямых обязанностей дилеров и осуществляется по особой договоренности и за отдельную плату.

При создании дилерской службы необходимо учитывать опыт работы аналогичных структур в зарубежных странах, где сервис осуществляется сетью дилерских предприятий, работающих в тесной кооперации с фирмами-производителями машин, которые финансируют деятельность дилеров за счет предоставления им скидок с цены реализуемой техники (до 10-15 %), причем покрываются все транспортные и накладные расходы по доставке, а также стоимость работ по техуходу в гарантийный период работы машин.

В связи с недостатками в организации технического сервиса импортной техники, затруднениями в обеспечении ее запчастями, особенное внимание необходимо обратить на организацию сервисных центров для ее ремонта и техобслуживания, которое в гарантийный период должно осуществляться за счет фирм- поставщиков, а в последующий период последние обязаны гарантировать срочную доставку необходимых для ремонта техники запчастей.

Эти условия следует  предусматривать в контрактах на поставку новой и особенно подержанной зарубежной техники, за невыполнение которых фирмы-производители обязаны выплачивать материальные санкции.

Обслуживание новых машин в гарантийный период включает в себя входной контроль их комплектности и качества с выявлением и устранением заводских дефектов; предпродажное обслуживание: досборку, регулировку, обкатку; устранение отказов в гарантийный период эксплуатации; выполнение планового технического обслуживания.

Большинство из перечисленных элементов, кроме последнего, являются либо завершением процесса производства машины, либо устранением последствий производственного брака, допущенного заводами-изготовителями. Выполнение этих работ дилерами по существу является услугой предприятиям-изготовителям техники, именно поэтому затраты на них должны компенсироваться заводами-изготовителями за счет издержек производства и прибыли.

Практически же затраты на входной контроль и досборку пока оплачиваются непосредственно потребителями.                                                                                                                                

Дилерские предприятия могут создаваться на базе системы агроснабжения, имеющей и разветвленную товаропроводящую сеть на всей территории страны, на основе кооперации агроснабов с РТП (когда первые не имеют необходимой ремонтной базы) и, наконец, как самостоятельные органы маркетинговой службы заводов-изготовителей техники.

Примером такой формы дилерской службы является сеть сервисных центров ОАО «Ростсельмаш», которая включает 76 предприятий (с учетом филиалов – 140), действующих на территории России (54 центра), Украины, Казахстана и др.

Все предприятия сети работают по единому стандарту обслуживания – имеют: классификаторы отказов комбайнов, справочник сервисных работ, новые требования отчетности по гарантийному ремонту, которые позволяют точно формулировать перечень, причины отказов техники, сроки и объемы ремонтных работ.

Каждый сервисный центр оснащен оборудованием для проведения диагностики, технического обслуживания, среднего и капитального ремонта комбайнов, располагает специализированными автомобилями (на базе авто «Газель»), позволяющими проводить диагностику и устранение отказов прямо в поле и в максимально короткое время по программе «Запасная часть – в поле за 24 часа».

Такая четкая система сервисного обслуживания комбайнов, построенная по лучшим зарубежным образцам, позволяет сокращать отказы и простои техники, быстро вводить ее в строй.

Создание параллельной дилерской сети возможно при условии восстановления  массового производства техники отечественным машиностроением, возникновении конкуренции заводов-изготовителей однотипной техники и необходимости их борьбы за рынки сбыта своей продукции, а также при создании необходимых финансовых возможностей для организации и функционирования разветвленной дилерской сети.

В современных условиях частные коммерческие структуры, реализующие сельским товаропроизводителям ограниченную номенклатуру наиболее ходовых марок машин, обязаны либо организовать их дилерское обслуживание, либо прекратить продажу машин, не обеспеченных таким обслуживанием и вызывающих крупные затраты хозяйств-покупателей на устранение своими силами брака и дефектов машин в гарантийный период их службы.

Основную   ответственность   за   организацию   четкого   и своевременного дилерского    обслуживания новой техники должны нести ее заводы-изготовители, которые обязаны финансировать дилерскую деятельность путем предоставления скидок от цены выпускаемых машин, обеспечивать дилеров необходимыми запасными частями и узлами для устранения брака и дефектов машин в гарантийный период, а также технической документацией и необходимой оснасткой и оборудованием, оказывать помощь в обучении кадров дилерских предприятий и хозяйств-покупателей.

Целью   предпродажной    подготовки   техники   является предоставление   её дилером потребителю   в      исправном,   подготовленном   к эксплуатации состоянии с устранением неисправностей, вызванных транспортированием, отклонениями, от норм работы узлов и агрегатов, монтаж комплектующих  изделий, не установленных изготовителем.

Задачей гарантийного сервиса машин является обеспечение их работоспособности в течение всего гарантийного срока эксплуатации путем оперативного исправления выявленных потребителями заводского брака и дефектов, приводящих к простоям техники.

Цену     гарантийного       сервиса    следует    определять      по  фактическим данным действующего предприятия или расчетным путем.

Она включает в себя: расходы на запасные части, узлы, агрегаты и материалы;    амортизацию занятого оборудования;  оплату труда,  общепроизводственные и общехозяйственные расходы, прибыль.

Изложенные выше принципы построения и функционирования дилерской службы села должны служить повышению ее эффективности для сельских товаропроизводителей, поддержанию их техники в работоспособном состоянии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Совершенствование рынка материально-технических ресурсов для  сельскохозяйственного производства, М. Выпуск  ВНИИЭСХ, 2006 г.

2. В.И.Черноиванов, А.А. Ежевский и др. Модернизация инженерно-технической системы сельского хозяйства, М. ФГНУ Росинформагротех, 2010 г.

 

РЕЗЮМЕ. Обосновываются принципы организации и функционирования эффективной дилерской системы обслуживания техники сельских товаропроизводителей с учетом зарубежного опыта деятельности аналогичных систем.

 

 

 


Приложеные файлы: Создать эффективную службу сервиса техники для села