ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




НОРМАЛИЗАЦИЯ РЫНКА СЕЛЬХОЗТЕХНИКИ

В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

 

Алферьев Владимир Петрович – доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом рынка средств производства и услуг Всероссийского института экономики сельского хозяйства

 

Ключевые слова: рынок средств производства, сельхозтехника, состояние сельхозмашиностроения, экономическая политика государства, лизинг сельхозтехники, повышение платежеспособного спроса, финансовая поддержка государством рынка сельхозтехники.

 

Экономический кризис больно ударил по ряду ресурсопоставляющих отраслей АПК – и, прежде всего по тракторному и сельхозмашиностроению. Уже к началу  кризиса эта отрасль находилась в тяжелом состоянии в связи с потерей рынка сбыта ее продукции вследствие резкого снижения покупательной способности предприятий сельского хозяйства. Мощности отрасли использовались всего на четверть, производство техники многократно сократилось, а в 2009 г. использование мощностей еще более снизилось – по тракторам на 42 % и комбайнам на 38 %.

Последствия кризиса рынка сельхозтехники не были преодолены и в 2010 г. Так, Госпрограмма закупок техники в 2009 г. была выполнена по  тракторам на 42 % и в  2010 г. – на 54,9 %, по зерновом комбайнам – соответственно на 22,9 и 39,4 %, кормоуборочным комбайнам – на 22,9 и 24,7 %, т.е. кризисные явления сохранялись и спад поставок техники в 2009 г. не был возмещен в 2010 г. 

Об этом же свидетельствуют данные Минсельхоза РФ о поступлении техники в сельхозорганизации в 2010 г., согласно которым продолжался спад (или незначительный прирост) поступления важнейших видов техники по сравнению с 2009 г. Так, в 2010 г. поступило 6352 новых тракторов против 5767 в предыдущем году, 4041 тракторных сеялок против 3617, комбайнов всех марок 3640 против 4265, в том числе зерноуборочных 2511 и 3339, грузовых автомобилей 2693 и 2963.

При таких объемах поставок техники селу невозможно восстановить МТП хозяйств, поскольку списание изношенных машин намного опережает поступление новых.

Трудности реализации  техники не позволяют использовать еще сохранившиеся в стране мощности по производству тракторов до 65 тыс. и комбайнов до 31 тыс. в год.

Между тем, сельское хозяйство, являющееся стратегической отраслью страны, не может нормально развиваться без регулярного снабжения новой техникой и оборудованием.

В 2010 г. началось медленное оживление, рынок сельхозтехники вырос всего на 15 % к провальному уровню 2009 г., но импорт зарубежной техники увеличился на 57 %, чему способствовали отмена в 2010 г. импортных пошлин на все виды сельхозтехники (кроме тракторов и комбайнов). В результате этой меры число работников сельхозмашиностроения снизилось в 2010 г. до 49 тыс. человек против 78 тыс. в 2008 г., что привело к спаду производства основной массы машин.

Не утешительны прогнозы и на 2011 г. По данным Ассоциации «Росагромаш» общий объем рынка российской техники достигнет  840 млн. дол. (рост всего на 7 %). В то же время импорт зарубежной техники вырастет на 20 % и составит 1,2 млрд. дол. Доля российского производства машин снизится на 6,6% и составит всего 36,5 %. Другими словами будет продолжено вытеснение отечественной техники с российского рынка.

Следует отметить, что в годы кризиса производство сельхозтехники в России сократилось в 3 раза, в то время как в странах Евросоюза всего на 7 %, а в США совсем не упало. Это говорит о преимуществах зарубежного экономического механизма поддержки сельхозмашиностроения  (льготные кредиты на модернизацию производства машин, финансовая поддержка экспорта техники банками, субсидии покупателям стран Евросоюза на приобретение машин, производимых предприятиями этого сообщества и др.).

В России обновление технологического оборудования на заводах происходит за счет ограниченных собственных источников финансирования, поэтому его обновление не превышает 1-2 % в год и  средний возраст составляет 16-25 лет (за рубежом 5-8 лет). Ставки кредитов на модернизацию оборудования заводов в России больше в 3 раза и составляют 15 % годовых против 2-6 % за рубежом. Государство не оказывает должной помощи в модернизации оборудования, поэтому накапливается техническая отсталость производства.

Наша налоговая система не стимулирует инвестиций в машиностроение, тогда как  Евросоюз поддерживает через банки экспортируемую из стран ЕС технику кредитами на 10 лет под 4 % годовых (у нас такие программы предполагают кредитную ставку 15 % годовых).

В Евросоюзе и США фирмам оказывается господдержка в виде 50 % скидки на покупку машин, выплаты всей суммы с рассрочкой, минимальный процент по выплате остальной части ссуды и т.д.

В таких условиях понятно, почему сельхозмашиностроение ЕС и США понесло незначительный урон от кризиса, тогда как наше машиностроение сократило производство в 3 раза.

Необходимо перенять описанный выше ценный опыт зарубежных стран по поддержке сельхозмашиностроения.

Вот почему  ошибочно мнение ряда экономистов о необходимости «ухода государства из экономики». Наоборот, в период кризиса государственное регулирование экономики должно усиливаться.

Это понимают правительства многих западных стран, которые в  условиях экономического кризиса, начавшегося в 2008 г., приняли меры, защищающие интересы общества в целом. Так, уже в конце 2008 г. по инициативе президента США был принят закон о запрете участия фирм в оффшорных зонах (что увеличило доходы федерального бюджета на 24 млрд. дол. в год), выявлены тайные вклады граждан США в ряде зарубежных банков. Впоследствии была ограничена бесконтрольная деятельность крупных финансовых монополий, по вине которых начался экономический кризис, решается вопрос об увеличении налогов с высокодоходных фирм и корпораций путем  отмены предоставленных им ранее законом налоговых льгот. Эта финансовая политика в 2008 -2010 годах позволила создать условия для выхода экономики США из кризиса за счет полученных дополнительных доходов бюджета.

Такая специфическая отрасль как сельское хозяйство с влиянием на него природных факторов, сезонности производства, стихийных бедствий вообще не может развиваться без вмешательства и серьезной поддержки со стороны государства. Доказательством этого является высокий уровень расходов США и стран Евросоюза на финансовую поддержку аграрного производства, регулярно выделяемых в бюджетах этих стран.

Аналогичная поддержка особенно необходима сельскому хозяйству и обслуживающим его отраслям инфраструктуры в России, где аграрный сектор за 20 лет намного отстал от потребностей страны.

В связи с этим вызывает тревогу намечаемое вступление России в ВТО. По условиям ВТО государство вынужденно будет в значительной мере отказаться от финансовой поддержки сельхозмашиностроения (субсидий, защитных мер, государственных закупок, стандартов и др.)

По всей номенклатуре техники таможенные пошлины будут снижены до 5%, что откроет путь к резкому увеличению объемов импорта зарубежной техники. Так, по мнению экспертов в 2020г. из 65 тыс. штук тракторов на долю импорта придется 60 тыс. штук, по зерноуборочным комбайнам рынок составит 9,2 тыс. штук, из них 8 тыс. штук придется на долю импорта, рынок навесного и прочего оборудования составит 101 млрд. руб., из них на 81,7 млрд. руб. будет импортное оборудование.

Это означает, что экономически развитые страны ВТО, пользуясь своим превосходством в производстве техники для села могут полностью захватить рынок России, ликвидировав отечественное машиностроение. В этом случае страна может попасть в полную зависимость, от завоза всей основной номенклатуры сельхозмашин, что никак не соответствует задачам достижения продовольственной безопасности страны.

Поэтому необходимо коренным образом изменить экономическую политику государства в поддержке сельхозмашиностроения, выделив необходимые финансовые ресурсы для восстановления и модернизации  этой отрасли и повышения емкости рынка ее продукции, в частности путем субсидирования затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение наиболее дорогостоящих самоходных машин. Наши расчеты показывают, что применительно к объемам поставки за 2010г это потребует при уровне субсидий 30% от стоимости машин примерно 20 млрд. руб.- сумму, меньшую, чем объемы субсидированного кредитования приобретения новой техники.

Следует отметить, что поставка сельхозтехники по лизингу в 2011 г. уже осуществляется с субсидией из федерального бюджета 50% от цены машин, что увеличило рынок этой техники более чем на 3 млрд. руб. в год. Многие регионы страны в течение последних лет субсидируют из региональных бюджетов приобретение сельскохозяйственной техники в размере 30-50% от ее стоимости, а также оказывают финансовую поддержку хозяйствам, получающим машины по лизингу (авансовые платежи, оплату ежегодных платежей в течение сроков лизинга). Здесь кроются большие возможности увеличения поставок техники селу при финансовой поддержке государства, а, следовательно, и роста объемов ее реализации заводами-поставщиками. Тем самым повышается платежеспособный спрос потребителей на 30-50%, что может устранить угрозу разорения и ликвидации многих заводов.

Одновременно, вопреки требованиям ВТО, государству необходимо наращивать эффективность таможенной службы путем увеличения размеров пошлин на зарубежную технику (до уровня 15 и более процентов от ее цены), устранения различного рода уловок с целью освобождения от оплаты НДС (т.е. удешевления машин на 18 %), завоза новой техники в виде деталей и узлов, не подлежащих налогообложению, и др. В сложившейся ситуации следует не ослаблять таможенный контроль, а наоборот усиливать его с целью охраны рынка отечественной техники.

Здесь также необходимо учитывать опыт США, где нормы ВТО, которые противоречат внутренним американским законам, не подлежат исполнению на территории страны. Аналогичную политику проводит и член ВТО Китай, что позволяет и России  действовать таким же образом.

В последнее время возникли проблемы в организации лизинга сельхозтехники, в котором произошел спад в 2010 году. В начале этого года «Росагролизинг» был выведен из подчинения МСХ РФ и подчинен Правительству, в связи с чем было назначено новое руководство фирмой, которое резко ужесточило условия выделения техники по лизингу. В частности, была введена оплата аванса в 20 % от стоимости машин, залог в 80 % от остальной их стоимости и др.

«Росагролизинг» ужесточил практику работы с сублизинговыми компаниями – требовал ликвидировать разрешенную ранее  задолженность по лизинговым платежам (вплоть до разрыва договоров в одностороннем порядке). В 2009 г. правительство выделило Росагролизингу 25 млрд. руб. на закупку техники у поставщиков, но поскольку из-за новых принципов поставки она была приостановлена, техника осела на ее площадках.

Общий объем поставок по лизингу упал в 2010 г. на 64 % к 2009 г.

В 2009 г. в регионы было отгружено 12,8 тыс. единиц техники на общую сумму 20,5 млрд. руб., а в 2010 г. – всего  4,9 тыс. единиц, на сумму 7,4 млрд. руб.

Динамика поставок основной массы техники по лизингу видна из данных таблицы.

Таблица

Поставка основных видов техники по лизингу в 2008-2010 гг.

/штук/*

Виды техники

2008

2009

2010

2010 в % к

2008

2009

Тракторы

2256

1808

1161

51,4

64,2

Сеялки тракторные

699

362

344

49,2

95,1

Комбайны

1382

1315

668

48,3

50,7

  в т.ч. зерноуборочные

994

1099

469

47,1

42,6

Жатки рядковые

97

76

40

41,2

52,6

Грузовые автомобили

816

1054

588

72,1

55,7

*)Данные Минсельхоза РФ по сельскохозяйственным организациям.

 

Из нее следует, что в период 2008-2010 гг. происходило последовательное снижение лизинговых поставок техники селу, причем самый низкий уровень наблюдался в 2010 г. (41-72 % к уровню 2008 г.). Это определяется ошибочным ужесточением условий предоставления лизинга в обстановке кризиса  и падения платежеспособного спроса хозяйств, основная масса которых была не в состоянии выполнить эти условия.

В результате на площадках Росагролизинга к середине 2011 г. скопилось нереализованной техники на 6,7 млрд. руб., и правительство было вынуждено ввести в марте 2011 г. субсидии хозяйствам в размере 50%  стоимости машин. Затем был снижен уровень авансового взноса за технику с 20 до 7% ее цены.

После принятия этих мер, реализация техники пошла нормально, что свидетельствует о том, что спад лизинговых поставок в 2010г был вызван недоучетом со стороны руководства «Росагролизинга» реально сложившейся на рынке обстановки.

Поэтому впредь следует очень осторожно изменять принятые в 2009г льготные условии лизинговых поставок, способствующие росту его объемов, что особенно важно в условиях спада реализации техники в период кризиса.

Задача состоит в том, чтобы добиться доступности и выгодности использования лизинга для основной массы сельхозтоваропроизводителей, что будет способствовать укреплению материально технической базы села.

Таким образом, предстоит большая работа по нормализации рынка сельхозтехники в посткризисный период и чем раньше она будет выполнена, тем быстрее сельское хозяйство сможет укрепить техническую базу своего производства.

 

 

Литература:

 

1. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 г. М. Ассоциация «Росагромаш», 2011 г.

          2.  Российский статистический ежегодник: М. Федеральная служба государственной статистики, 2010 г.

 

 

Резюме. Проанализировано состояние российского сельскохозяйственного машиностроения в посткризисный период 2010-2011 гг., в том числе организация поставок техники по лизингу. Обоснованы направления подъема машиностроения при поддержке государства в связи со вступлением России в ВТО и нормализацией рынка техники.

 

 


Приложеные файлы: Нормализация рынка сельхозтехники в посткризисный период