ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




Рейтинг субъектов Российской Федерации по эффективности

сельскохозяйственного производства в 2009 г. и в среднем за 2007-2009 гг.

 

В. С. Чекалин, кандидат экономических наук, заведующий отделом аграрной политики и прогнозирования развития сельского хозяйства

А. Ф. Серков, академик Россельхозакадемии, главный научный сотрудник

В. Ф. Виноградова, старший научный сотрудник

(Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства)

 

Рейтинг субъектов Российской Федерации по эффективности сельскохозяйственного производства составляется Всероссийским научно-исследовательским институтом экономики сельского хозяйства с 2004 г. Его целью является определение по единой методике относительной эффективности функционирования сельского хозяйства на региональном уровне, выявление наиболее проблемных его направлений в каждом из субъектов Российской Федерации.

Одновременно рейтинг представляет интерес как информационная база для выработки предложений по дальнейшему совершенствованию экономического механизма на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающего реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Для составления рейтинга субъектов Российской Федерации по эффективности сельскохозяйственного производства в 2009 г. использовалась информация Росстата и бухгалтерская отчетность Минсельхоза России о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных организаций по следующим показателям:

валовая продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в расчете на одного занятого в сельском хозяйстве, характеризующая уровень производства и использования трудовых ресурсов в сельском хозяйстве;

отношение выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг к стоимости основных средств (на начало года), указывающее на уровень использования производственного потенциала в сельскохозяйственных организациях;

уровень рентабельности по всей деятельности и удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в их общем числе – показатели, отражающие их финансовое состояние;  

коэффициент относительной финансовой устойчивости, рассчитанный как средний показатель трѐх коэффициентов – текущей ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами и автономии, позволяющий оценить финансовую устойчивость и платежеспособность сельскохозяйственных организаций;

отношение среднемесячной заработной платы в сельскохозяйственных организациях к среднемесячной заработной плате в среднем по экономике субъекта Российской Федерации, характеризующее уровень социального положения занятых в сельском хозяйстве.

Совокупный рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню эффективности сельскохозяйственного производства определен исходя из рейтинговых мест по каждому из принятых показателей.

В 2009 г. состав первых десяти мест рейтинга обновился наполовину. Сохранили свое присутствие лишь пять регионов: Ставропольский, Красноярский, Краснодарский края, Иркутская и Новосибирская области. Значительное снижение уровня рентабельности и уменьшение доли прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе обусловили понижение рейтинга и выход из первой десятки Саратовской области (с 4 места в 2008 г. на 19 место в 2009 г.), Курганской (с 6 места на 24 место), Ростовской (с 7 на 25), Волгоградской (с 9 на 16) и Воронежской (с 10 на 14) областей. В число первых десяти вошли Ленинградская область, Амурская область, Республика Коми, Республика Калмыкия и Белгородская область (табл. 1).

Сопоставление рейтинга субъектов Российской Федерации за среднегодовой период 2007-2009 гг. по сравнению с 2006-2008 гг. показало на незначительное изменение состава регионов, занимающих первые десять мест. Восемь регионов, а именно Иркутская область, Ставропольский, Красноярский, Краснодарский края, Саратовская, Ленинградская, Воронежская и Волгоградская области удержали свои позиции. Вышли из их состава Ростовская и Свердловская области, несколько понизив рейтинговые места. В то же время с двенадцатого места на седьмое место переместилась Новосибирская область и с тринадцатого на десятое место – Курганская область (табл. 2).

В ряде регионов страны экономическое положение сельскохозяйственных организаций оставалось сложным, что и определило их низкие места в сравнительной оценке эффективности сельскохозяйственного производства субъектов Российской Федерации. К ним преимущественно относятся регионы Центрального и Северо-Кавказского федеральных округов.

По итогам за 2009 г. в перечень десяти таких регионов по мере снижения занимаемого места в рейтинге вошли Ярославская, Ивановская, Орловская области, Республика Дагестан, Тверская область, Республика Северная Осетия-Алания, Смоленская, Псковская области, Чеченская Республика и Республика Ингушетия. 3

По сравнению с 2008 г. несколько улучшили экономические показатели и вышли из этой группы Астраханская область и Карачаево-Черкесская Республика, заняли их места Ярославская и Орловская области.

В среднем за 2007-2009 гг. наиболее низкие рейтинговые места имели Астраханская область, Забайкальский край, Тверская область, Республика Дагестан, Смоленская, Псковская области, республики Карачаево-Черкесская, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская. По сравнению с периодом 2006-2008 гг. из этой группы вышла Кабардино-Балкарская Республика и включена Смоленская область.

 

 

Чекалин В.С., Серков А.Ф., Виноградова В.Ф. Рейтинг субъектов Российской Федерации по эффективности сельскохозяйственного производства // АПК: экономика, управление. – 2011. – № 6


Приложеные файлы: Статья по рейтингу