ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




О результатах реализации в 2010 году «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» в части оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению

 

Савенко Владимир Гаврилович, д.э.н., директор ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования.

Демишкевич  Галина Михайловна, д.э.н., главный консультант отдела экономики и развития системы сельскохозяйственного консультирования  ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования».

 

Развитие сельскохозяйственного консультирования предусмотрено сводным планом реализации мероприятий Минсельхоза России по выполнению Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, раздел IV «Создание общих условий функционирования сельского хозяйства», подраздел «Оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и переподготовка специалистов для сельского хозяйства».

За последние  пять лет наблюдается увеличение количества  как региональных, так и районных центров сельскохозяйственного консультирования  (рисунок 1).

В таблице 1 представлена структура системы  сельскохозяйственного консультирования в 2006-2010 годах.

Таблица 1 – Структура системы сельскохозяйственного консультирования

(2006-2010 г.г.)

Компоненты системы

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

 ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования»

1

1

1

1

1

Количество регионов, развивающих сельскохозяйственное консультирование

52

54

58

64

67

Количество региональных  центров сельскохозяйственного консультирования, ед.

52

52

56

60

64

в т.ч. в форме государственных учреждений (предприятий)

15

19

22

31

33

при образовательных учреждениях

17

16

15

14

10

при органах управления АПК

9

6

7

5

5

в других формах

11

11

12

10

16

Количество районных центров сельскохозяйственного консультирования, ед.

309

385

465

549

531

 

Федеральный уровень представлен Российским центром сельскохозяйственного консультирования. Региональные формирования системы сельскохозяйственного консультирования организовываются в форме государственных учреждений и предприятий, таких  большинство - 33 центра (+ 3 к 2009 году), структурных подразделений образовательных учреждений - 10 центров (- 4),  некоммерческих и коммерческих организаций - 16 центров (+ 6). В 5 регионах функции региональных структур возложены на отделы органов управления АПК субъектов РФ.

За 2010 год произошло снижение количества районных центров (на 18 организаций). Всего на начало 2010 года функционируют 531 районных (межрайонных) центров сельскохозяйственного консультирования, из которых 209 (+ 16 центров к 2009 году) являются структурными подразделениями региональных формирований,  7 образовательных учреждений, 181 центр (- 8) организован в форме муниципальных учреждений (предприятий). Существенное снижение в 2010 году наблюдается в организации деятельности районных  центров   в виде некоммерческих и коммерческих структур. Если в 2009 году работало 79 таких организаций, то на конец 2010 года без бюджетной поддержки «выжило» только 38 центров, что можно объяснить снижением платежной способности сельских товаропроизводителей. В районных органах управления сельского хозяйства Орловской, Псковской, Астраханской  и Еврейской автономной областях, а также в Забайкальском крае  в 2010 году консультационные услуги оказывало 96 подразделений (+ 15).

В системе сельскохозяйственного консультирования занято 3115 чел., из которых 1333 чел. (43%) работают в региональных центрах, 1787 чел. (57%) в районных центрах. 2014 сотрудников (67%) являются штатными, а 1141 (37%) работают  по совместительству (таблица 2).   

Таблица 2 -  Кадровый состав организаций  сельскохозяйственного консультирования (2010 г.)

 

Всего, чел.

в том числе

в федеральных

центрах

в региональных

центрах

в районных

центрах

Штатные сотрудники

2014

35

789

1190

Совместители

1141

-

544

597

Всего

3155

35

1333

1787

 

В составе консультационных центров работают консультанты различных (534 –экономисты, 417 -бухгалтеры, 218 – юристы, 433 - агрономы, 487 – зоотехники и ветеринары, 200 -  специалисты по информационным технологиям  и других) специальностей (рисунок 3).     

Из ряда показателей развития сельскохозяйственного консультирования особой строкой можно выделить состояние  финансового обеспечения консультационной деятельности, от которой в значительной мере зависят ее возможности и объемы консультационной помощи. Отсутствие в 2010 году финансовой поддержки из федерального бюджета на развитие консультационной помощи сельским товаропроизводителям и сельскому населению отразилось на общем объеме ее финансирования, которое в суммарном объеме по всем организациям системы сельскохозяйственного консультирования по году составило 500 млн. руб. (- 156,5 млн. руб.).  На 82,8 млн. руб. увеличился объем финансовой поддержки из региональных бюджетов (264,3 млн. руб.) и на 47,6 млн. руб. из бюджетов муниципальных образований (107,4 млн. руб.). Как и в предыдущие годы идет увеличение в структуре финансирования средств из внебюджетных источников, в 2010 году их объем достиг  116,2 млн. руб. (рисунок 4, таблица 3).

Таблица 3 – Динамика финансирования развития и деятельности организаций системы сельскохозяйственного консультирования (2006-2010 г.г.)

Источники финансирования

Объем финансирования,

млн. руб.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Федеральный бюджет

9,1

34,8

157,6

309,2

11,9

Бюджеты субъектов Российской Федерации

82,1

104,9

153,1

181,6

264,4

Бюджеты муниципальных образований

-

25,5

32,9

59,8

107,4

Внебюджетные источники

38,5

52,6

106,9

105,8

116,2

ВСЕГО

129,7

217,8

450,5

656,4

499,9

 

В 2010 году формированиями системы сельскохозяйственного консультирования оказано около 740 тыс. консультационных услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению     (рисунок 5). Наблюдается замедление в сравнении с прошлыми годами динамики роста объемов консультационной помощи. Так, если в 2008-2009 годах процент роста количества консультационных услуг составлял 63-61%, то в 2010 году он замедлился до 32 %. Поскольку связывать снижение объема консультационных услуг с насыщением потребности в них мало вероятно, то это можно с большей уверенностью отнести к снижению инновационной и инвестиционной активности их потребителей.  

Наиболее востребованными в 2010 году остаются консультационные услуги в области  растениеводства (15,3%) и  животноводства (13,9%). Возрос и достиг               12,1 % объем услуг по бухгалтерскому учету и вопросам по экономике - 10,6%            (в 2009 году 8%).  Увеличился интерес сельских жителей к консультационной помощи по оформлению кредитов (9,8%). На уровне 2009 года остались  объемы консультационных услуг в области маркетинга, правовых и других вопросов (рисунок 6).

Наблюдается изменение в структуре пользователей консультационных услуг. На 5% увеличился контингент крестьянских (фермерских) хозяйств, он составил треть (29,2%) всех  пользователей и достиг уровня сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, процент которых снизился с 38,6% в 2009 году до 29,5% в 2010 г.  Совершенствуется взаимодействие органов управления АПК с организациями сельскохозяйственного консультирования, в общем объеме пользователей их доля увеличилась почти вдвое и возросла до 12,1% (в 2009 году 6,8%). Доля  владельцев ЛПХ и садоводов-огородников остается на прежнем уровне (рисунок 7).

Отсутствие федеральной финансовой поддержки в 2010 году существенным образом отразилось на структуре инновационной деятельности. Произошло сокращение в организации дорогостоящих демонстрационных объектов и проведении выставочно-демонстрационных мероприятий. На 60 ед. сократилось количество демонстрационных объектов (в 2010 году  функционировало 149 выставочно–демонстрационных площадок). Соответственно, произошло сокращение с 1821 до 1679  выставочно-демонстрационных и иных зрелищных мероприятий. Для сохранения темпов развития инновационной деятельности организации сельскохозяйственного консультирования вынужденно  изменили формы передачи новых знаний сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению путем увеличения объемов проведения менее затратных инновационных мероприятий и распространения информации через  печатную и электронную продукцию. Так, в 2010 году  было организовано больше на 1670 ед. конгрессных и обучающих мероприятий (4104 против 2434 в 2009 году), на 195 наименований книг, 29 журналов и почти 3 тыс. статей в средствах массовой информации и научных изданиях.

В системе сельскохозяйственного консультирования  совершенствуется и несколько изменяется приоритет инновационно-внедренческой деятельности. Увеличиваются объемы инновационных продуктов в БД инновационных ресурсов, за год БД пополнились на 1666 инноваций (823 на федеральном уровне в РЦСК и 843- в региональных), за 2010 год было разработано больше на 209 ед. инновационных проектов (всего 429). Предположительно, в связи со снижением инвестиционной активности в сельскохозяйственном производстве в 2010 году наблюдалось снижение объемов внедрения инноваций и инновационных проектов (- 209 и - 268,соответственно). В производство внедряются более эффективные инновационные продукты, что подтверждается увеличением суммарного экономического эффекта от их внедрения при снижении количества освоенных инноваций.  В 2010 году суммарный экономический эффект от освоения инноваций увеличился на 469 млн. руб.(63%) и достиг 742 млн. руб.

«Российский центр сельскохозяйственного консультирования» провел исследование качества предоставления консультационных услуг.  Обработка анкет  по качеству предоставления консультационных услуг (обработано 1283 анкеты  из 30 субъектов Российской Федерации) дают основание считать, что более 90% сельскохозяйственных товаропроизводителей и жителей сельских территорий имеют возможность оперативно получать консультационную помощь, при этом  66 % респондентов дают хорошую и 33 % удовлетворительную оценку качества предоставления консультационных услуг.

В целом необходимо отметить, что несмотря на  сложную экономическую ситуацию и множество нерешенных проблем, развитие системы сельскохозяйственного консультирования продолжается. Целевые индикаторы  Государственной программы  в части оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению в 2010 году в основном достигнуты.