ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16






 

СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ В АПК

 

Аржанцев Д.А., науч. сотрудник отдела организации научно-технической деятельности в АПК ГНУ ВНИИЭСХ

 

Ключевые слова: субсидирование, государственные инвестиции, механизм управления, бюджет, агропромышленный комплекс, сельхозтоваропроизводители, автономное учреждение.

 

Эффективное управление инвестициями есть одна из основ инновационного развития любой системы.

На наш взгляд, эффективное управление инвестициями заключается в таком механизме реализации, который при заданном количестве инвестиций дает максимальный социально-экономический эффект. В настоящий момент существуют все предпосылки для того, чтобы государственные инвестиции в АПК стали основой его инновационного развития, что в определенной степени зависит от механизма управления данными инвестициями.

На рис. 1 (см. выше, слева от заголовка статьи) представлен механизм управления государственными инвестициями в АПК на примере существующего порядка компенсации субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам (Постановление Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 90).

Министерство сельского хозяйства является главным распорядителем и получателем средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию федеральных целевых программ (п. 5.11 «Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»), и по Соглашениям с Департаментами АПК субъектов РФ перечисляет им  бюджетные средства. При этом на Департаментах АПК субъектов РФ завязан весь «документально-финансовый поток» - сводные  документы по выплатам субсидий он получает от региональных муниципалитетов, которые уже непосредственно взаимодействуют с сельскохозяйственными товаропроизводителями. Департамент АПК региона осуществляет перераспределение бюджетных средств, полученных по соглашению с МСХ, по соответствующим направлениям поддержки сельхозтоваропроизводителей.

Проанализировав механизм компенсации субсидий из федерального бюджета бюджетам регионов можно высказать осторожное предположение, что указанное «перераспределение средств федерального бюджета», осуществляемое Департаментами АПК субъектов РФ, не полностью соответствует сущности управления государственными инвестициями.

Мы полагаем, что на современном этапе развития агропромышленного комплекса страны, государственные инвестиции должны стать в первую очередь источником роста материально-технической оснащенности отрасли, т.е. источником роста средств производства как государственной, так и частной собственности (а также на условиях государственно-частного партнерства).

В целях совершенствования механизма управления государственными инвестициями в АПК, с целью преобразования их в источник роста материально-технической оснащенности отрасли, можно предложить следующее.

Создать в структуре Министерства сельского хозяйства РФ специализированный Департамент, объединяющий в себе функции реализации федеральных целевых программ, которые в данный момент распределены между всеми Департаментами Министерства. Такой Департамент должен выполнять главные координационные функции, а функции непосредственно управления государственными инвестициями должны осуществляться на местах, т.е. в каждом конкретном регионе.

Далее на уровне региона создать Автономное учреждение, реализующее функции управления государственными инвестициями в АПК (рис. 2 - см. выше, слева от заголовка статьи).

В предлагаемом варианте центр ответственности за реализацию государственных инвестиций в АПК перемещается в региональные Автономные учреждения, при этом финансирование, координация и контроль за их деятельностью, остается на уровне Министерства сельского хозяйства и Департамента АПК соответствующего региона.

Функциями Автономного учреждения являются: выплаты субсидий и дотаций сельхозтоваропроизводителям; перечисление средств банкам по статье субсидирование процентных ставок; но главную функцию таких учреждений мы видим в реализации конкретных инвестиционных проектов, направленных на развитие материально-технической оснащенности отрасли.

Возникает закономерный вопрос об источниках финансовых средств на реализацию таких проектов. На наш взгляд, одним из источников финансирования таких проектов может стать преобразование бюджетных средств из категории «субсидирование» (косвенные инвестиции) в категорию «прямые инвестиции». Конечно не всех, а только тех, которые таким образом могут быть трансформированы.

Приведем пример одной из возможностей такой трансформации. Одна из задач отраслевой целевой программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хо­зяйствования в АПК на 2009-2011 годы» предусматривает «Создание УСЛОВИЙ для развития инфраструктуры сбыта, первичной переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции», которая реализуется через механизм субсидирования процентных ставок по кредитам, полученным КФХ и СПоК на реализацию инвестиционных проектов по созданию такой инфраструктуры.

Предусматривается реализация 500 проектов в 81 регионе, исходя из средней стоимости одного проекта 20 млн. руб. Ежегодные субсидии на один проект составляют (20,0 млн. руб. * 13% * 95%) 2,5 млн. руб.

Итого программой предусмотрены 3,7 млрд. руб. субсидированных процентов. Мы полагаем, что эти субсидии возможно трансформировать в прямые инвестиции, и направить их на конкретные инвестиционные проекты создания такой инфраструктуры.

Как может выглядеть реализация таких инвестиционных проектов:

1. Перед Автономным учреждением ставится задача реализации 2-3 проектов по созданию инфраструктуры сбыта, переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, т.е. созданию складского комплекса с цехом переработки и небольшим автотракторным парком.

2. Автономное учреждение готовит и объявляет конкурсы:

основной из них – это отборочный конкурс среди СПоК региона на право использования данного объекта инфраструктуры (от чего зависит где данный объект будет построен). По итогам конкурса с кооперативом заключается договор на право использования данного комплекса. При этом сам комплекс остается в собственности государства (на балансе Автономного учреждения), а кооператив использует его на праве оперативного управления. 

При этом можно предусмотреть различные механизмы использования объекта инфраструктуры, к примеру:

- использование с правом выкупа в течение 10-20 лет в собственность кооператива; или – софинансирование строительства: если кооператив вкладывает в строительство объекта 50% собственных средств, остальное финансируется из бюджета безвозмездно, и по окончании строительства объект инфраструктуры сразу переходит в собственность кооператива.

После основного конкурса, Автономное учреждение проводит остальные конкурсы: на проведение строительных работ; на поставку оборудования и др. По результатам конкурса определяются поставщики и подрядчики для реализации данного инвестиционного проекта.

Положительные возможности такой формы реализации проектов:

1. Прямое расходование бюджетных средств на конкретные объекты инфраструктуры с возможностью оперативного контроля;

2. Трансформация бюджетных средств из категории «субсидирование» (косвенные инвестиции) в категорию «прямые инвестиции»;

3. Государственная собственность на построенные объекты;

4. Прямая связь между затратами бюджетных средств на развитие инфраструктуры и собственно развитием инфраструктуры.

5. Превращение Автономного учреждения в центр активизации и роста экономики АПК региона, под руководством профессиональной команды менеджеров, ежегодно отчитывающихся в МСХ за реализацию бюджетных средств и развитие материально-технической оснащенности отрасли.

Есть и недостатки проекта, которые необходимо отметить – это возможно усиленное лоббирование интересов банковского сообщества, заинтересованного в существующем механизме реализации – «субсидировании процентных ставок».

В целом, реализацией проектов создания инфраструктуры сбыта, переработки, хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, деятельность Автономного учреждения не ограничивается. На нем можно «завязать» и создание машинно-тракторных парков, и сферу социального строительства на селе – школы, детские сады, жилищное строительство, и проработать варианты взаимодействия с информационно-консультационными службами.

Предлагаемые изменения действующего механизма управления государственными инвестициями позволят:

1. «Разгрузить» сотрудников Министерства и Департаментов АПК регионов от функций реализации целевых программ и оставить за ними функции координации и контроля в этой области;

2. Дополнительно привлечь в отрасль профессиональных менеджеров для управления государственными инвестициями;

3. Усовершенствовать порядок взаимоотношений с/х товаропроизводителей с государственными органами АПК;

4. Преобразовать поток государственных инвестиций в источник роста материально-технической оснащенности отрасли.

Таким образом, предлагаемые изменения действующего механизма управления государственными инвестициями, на наш взгляд, могут обеспечить дополнительные возможности для развития отечественного АПК.

 

Статья опубликована в журнале «АПК: экономика, управление» – 2011. – № 3. – С. 90-93.

 

 


Приложеные файлы: Совершенствовать механизм управления государственными инвестициями в АПК