ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




Воспроизводство в аграрной экономике: вопросы теории, государственного регулирования и эффективности производства

Под научной редакцией академика РАСХН И.Г. Ушачева и зав. отделом Н.А. Борхунова

 

Работа посвящена наиболее острым экономическим проблемам воспроизводства в агропромышленном комплексе. Они рассмотрены с позиций теории, в исторической ретроспективе и практическом аспекте. При этом учтены особенности циклического развития аграрной экономики. Такой подход позволил объективнее оценить создавшееся положение и предложить конструктивные решения несмотря на то, что аграрный кризис продолжает развиваться на общем относительно неблагоприятном фоне.

Монография рассчитана на научных и практических работников, занимающихся проблемами экономики АПК.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ  

 

1. ВОСПРОИЗВОДСТВО, ЦИКЛЫ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ

(АГРАРНЫЙ АСПЕКТ)  

1.1 Исходные теоретические положения, характеризующие цикличность воспроизводства

1.2 Особенности воспроизводства в агарной сфере экономики

1.3 Совершенствование системы экономического регулирования АПК

 

2. ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ ОБМЕНА В АПК

2.1 Обмен — ключевая стадия воспроизводственного процесса

2.2 Особенности обмена в АПК

2.3 Эквивалентность отношений сельского хозяйства с отраслями III сферы АПК

2.4 Экономические отношения между отраслями II и I сфер АПК

2.5 Воспроизводство и обмен в сельскохозяйственных организациях с разным уровнем рентабельности

 

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ В АПК

3.1 Теоретический обзор проблемы

3.2 Методы и показатели измерения экономической эффективности

3.3 Институциональные особенности и эффективность участников кооперативной формы хозяйствования

3.4 Эффективность вертикальной интеграции в АПК

 

4. ОТРАСЛЕВАЯ ИНДИКАТИВНАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА

4.1 Тенденции изменения цен и затрат

4.2 Определение индикативной отраслевой рентабельности сельского хозяйства

4.3 Фактические и индикативные затраты: методология расчета и возможности практического применения   

4.4 Отраслевая рентабельность, соответствующая показателям Государственной программы развития сельского хозяйства  

 

5. ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ  

5.1 Политика инвестиций в период индустриализации   

5.2 Инвестиции в сельское хозяйство в 60-80 гг.  

5.3 Инвестиционная деятельность в начальный период реформирования

5.4 Инвестиционно-инновационная деятельность в период общего укрепления экономики России и в условиях нового кризиса  

5.5. Государственная поддержка инновационно-инвестиционной деятельности сельскохозяйственных организаций через создание особых экономических зон регионального уровня  

 

6. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА  

6.1 Основные положения концепции   

6.2 Взаимодействие подсистем в механизме экономического регулирования воспроизводства   

6.3 Управление многоукладным сельским хозяйством   

6.4 Дифференцированный подход к государственному регулированию воспроизводства в сельском хозяйстве   

6.5 Цены и регулирование рынка   

6.6 Финансы как элемент экономического механизма регулирования воспроизводства   

6.7 Страхование как элемент механизма регулирования   

6.8 Налогообложение инновационной деятельности в сельском хозяйстве

6.9 Эффективное использование ресурсов в сельском хозяйстве

 

ПРИЛОЖЕНИЯ  

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

После длительного системного кризиса экономика России перешла в стадию оживления и стала развиваться быстрее. Только за 2005-2007 гг. ее ВВП возрос на 23%, реальные располагаемые доходы – на 43%.  Страна, богатая ресурсами, накопившая большой интеллектуальный  потенциал, стала проявлять присущие современной экономике признаки. Энергетический и продовольственный кризисы, затронувшие многие станы мира, были восприняты, как реальные предпосылки для того, чтобы российская экономика занять прочное место в мировом хозяйстве.  Однако новый финансовый кризис со всей очевидностью напомнил об общей нестабильности мировой хозяйственной системы. Проблемы, которые, казалось, начали разрешаться, возникли вновь, а пути их решения стали еще сложнее. Потребность в том, чтобы осознать происшедшее, поделиться своим видением возникших теоретических и практических задач, предложениями по их решению ощущается и научной общественностью, и практическими работниками. Все это и послужило причиной написания данной работы, вобравшей результаты исследования ряда аналитических и образовательных организаций.

Книга условно делится на несколько частей. Начало ее посвящено теории воспроизводства, занимающей видное место в марксистской, кейнсианской, современной российской и других экономических школах. Интерес к теории и обобщению практики понятен. Они должны помочь не только разобраться в сложившейся ситуации, но и найти решение накопившихся проблем. А их не становится меньше. Поэтому используя положения теории воспроизводства о стадиях и циклах воспроизводственного процесса, теорию кризисов, авторы попытались изложить свое отношение к перспективам выхода аграрного сектора из кризиса.

Вторую, третью и четвертую главы объединяют проблемы эффективности воспроизводства. Авторы постарались представить их с разных сторон. Исходя из воспроизводственного подхода, в качестве фактора воспроизводства была рассмотрена стадия обмена и обращено внимание на неэквивалентность обмена продукцией между сельским хозяйством и другими отраслями экономики. Эквивалентность может достигаться и с привлечением финансово-кредитных отношений. Опыт этого способа сбалансированности межотраслевых отношений имелся в СССР. В период реформирования в России основной причиной нарушения пропорций обмена стали цены. Причины и последствия диспаритета цен рассматриваются во второй главе.

В третьей главе проблемы эффективности в изложении разных авторов критически обобщены с позиций аграрной науки. Сформулированы конструктивные предложения по поводу применения их в интересах экономики сельского хозяйства, причем с учетом региональной и организационной его специфики. В третьей главе обоснована и предложена методология определения отраслевого показателя эффективности – индикативной рентабельности, расчет которой, по мнению авторов, имеет практическое значения для организаций, управляющих сельским хозяйством.

В последние годы назрела потребность в индикаторе отраслевой рентабельности. Государство под давлением обстоятельств стало возвращаться в экономику, то есть определять объемы и направление денежных потоков бюджетных средств, учитывая их эффективность, отдачу, социальную составляющую. Оказалось недостаточным использовать для этого только отчетные данные. Потребовалась и другая информация, прежде всего, индикаторы, то есть желаемые показатели эффективности, которые сменили нормативы, используемые в период директивной плановой экономики. Расчет индикативных показателей открывает целое направление в исследовательской и управленческой деятельности, так как позволяет маневрировать материальными, трудовыми и денежными ресурсами, ориентируясь на наиболее эффективное их использование. В книге можно найти подробные рекомендации к расчетам рекомендуемых показателей и сами показатели, рассчитанные для федерального и регионального уровней.

Как одно из важных современных направлений в исследованиях по эффективности отрасли, предприятий или регионов, в работе представлен материал, посвященный эффективности государственных субсидий, направленных в сельское хозяйство. Оно возникло по понятной причине. Бюджетные поступления сельскохозяйственным предприятиям в 2008 г. достигли 100 млрд. руб. Это примерно равно чистой прибыли, что они получили от реализации своей продукции. Поэтому вполне правомерны вопросы об оптимизации этих средств, рациональном их использовании, дальнейшем увеличении или сокращении и т.п. Определить результат от вложения бюджетных субсидий – трудная задача, так как они выделяются для резных целей. Однако, анализ экономической аграрной истории показывает, что с помощью бюджетных средств в условиях плановой директивной экономики удалось решить самые разные задачи. Были создано специализированное зерновое производство на целинных землях, свиноводство и птицеводство промышленного типа, а в 80-х гг. существенно повысить долю животноводства в валовой продукции сельского хозяйства крупных сельскохозяйственных организациях. В книге читатель найдет ответ на вопрос о том, как же определить эффективность бюджетных субсидий в настоящее время.

Отдельная глава посвящена инвестициям в аграрную экономику. Такое внимание объясняется тем, что инвестиции – двигатель развития и большей части преобразований в аграрной сфере. Кроме того, инвестиционный кризис в сельском хозяйстве к 1998 г. достиг наивысшей силы, когда физический объем инвестиций составил к уровню  1990 г. всего лишь 3,6%.  При написании главы, посвященной инвестициям, авторы преследовали несколько задач, а именно: 1. начиная с периода коллективизации инвестиционные процессы в сельском хозяйстве протекали очень активно; 2. исключением из этого правила стал начальный период реформирования 90-х гг., чему были как объективные, так и субъективные причины; 3. в 2006-2008 гг. государство снова стимулировало инвестиционные вложения в аграрной сфер, что заслеживает понимания и поддержки.

Существенную часть работы составляет концепция государственного регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве.

Научной гипотезой, представленной в программе и методике по заданию Россельхозакадемии на 2007-2008 гг. по теме: «Разработать концепцию совершенствования экономического регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве» определено, что методологической основой этого регулирования является взаимодействие государственного влияния на экономику и рыночных факторов. При этом рыночные факторы являются преобладающими. Государственное вмешательство в аграрную экономику представляется объективно необходимым, а в отдельные периоды развития сельского хозяйства определяющими.

Вопрос о сочетании саморегулирования и государственного регулирования в аграрном секторе экономики после принятия Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства решается с учетом возросшей роли государства. В соответствии с этим в 2007-2008 гг. были проведены следующие исследования:

-проанализированы экономические отношения паритетности в АПК России и определено влияние ценовых диспропорций между сельским хозяйством и другими отраслями экономики на воспроизводственный процесс;

-определено соотношение ценовых и неценовых методов регулирования паритетности экономических отношений в АПК, что позволило оценить масштабы удорожания энергетических ресурсов, поступающих в сельское хозяйство, а также роль бюджета, кредита и других экономических регуляторов в сфере агропромышленного производства;

-выявлено существенное значение платежеспособного спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольственные товары как фактора, влияющего на стабильность и устойчивость агропромышленного производства и конкурентоспособность отечественной продукции;

-раскрыта роль пропорций воспроизводства в формировании паритетности экономических отношений на всех уровнях функционирования структуры АПК: макроуровне, региональном уровне, на уровне сельскохозяйственных организаций и агропромышленных объединений;

-сформулирован нормативный принцип оказания государственной поддержки аграрному сектору экономики с определением объёма финансовых ресурсов, необходимых для устойчивого развития сельскохозяйственного производства.

Меры по постепенному смягчению и преодолению сложившихся в ходе воспроизводства диспропорций предполагают ряд предпосылок макроэкономического, отраслевого, регионального характера. К исходным методологическим предпосылкам, выражающим эти условия, относятся следующие положения:

-агропромышленное производство является органически составной частью всего реального сектора экономики страны; соответственно экономическая ситуация в агропромышленном производстве зависит от общей макроэкономической ситуации и в порядке обратной связи влияет на эту общую макроэкономическую ситуацию. Влияние – в порядке обратной связи – агропромышленного производства на общую макроэкономическую ситуацию проявляется в степени насыщенности агропродовольственного рынка отечественной продукцией, уровне издержек производства на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, что наиболее существенно зависит от инфляции издержек производства (результат удорожания промышленных средств производства) и в конечном счете проявляется в инфляции, выражающейся в росте потребительских цен на продовольствие, а также влияет на конкурентоспособность национальной экономики, обеспечение продовольственной безопасности страны;

-организационно-экономический механизм АПК является частью общего народнохозяйственного организационно-экономического механизма и соответственно его совершенствование требует принятия кардинальных мер на макроэкономическом уровне;

-основным звеном агропромышленного производства является сельское хозяйство; соответственно особенности воспроизводства в этой отрасли – переплетение естественных и экономических условий в значительной степени определяют специфику воспроизводственного процесса в агропромышленном производстве в целом.

Из сказанного следует, что доминирующим в воспроизводственном процессе является макроэкономический подход. В то же время при переходе к рынку возрастает значение индивидуального воспроизводства, а его связи с макроэкономическим уровнем в основном утрачивают директивный характер и становятся более опосредованными через цены и другие экономические регуляторы.

Воспроизводственный процесс в аграрном секторе, отражая межотраслевые связи сельского хозяйства с другими отраслями экономики, непосредственно сам базируется на рентных отношениях по поводу владения и использования главного средства производства в сельском хозяйстве – земли. Проблеме рентных отношений серьёзное внимание уделяют учёные, занимающиеся проблемами ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.

При этом вопросы образования и распределения земельной ренты также связаны с проблемой паритетности экономических отношений в АПК. В России это подтверждается тем, что фактический уровень рентабельности в аграрном секторе экономики  (отношение прибыли к себестоимости реализованной продукции, работ  и услуг) в 2007 году составил 17% против минимально необходимого (для обеспечения условий расширенного воспроизводства) уровня рентабельности по предпринимательской прибыли в размере 30%. Отрицательное значение для формирования необходимой величины прибыли и хотя бы минимальных значений величины земельной ренты, играет изъятие доходов сельского хозяйства через систему диспаритета цен: по расчётам учёных Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, размер этого изъятия составляет свыше 100 млрд руб. в год.

Дальнейший процесс  преодоления диспропорций в агропромышленном комплексе России связан с реализацией основных положений Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (ФЗ №264 от 29 декабря 2006 г.) и утверждённой в соответствии с этим законом Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Этими нормативными документами предусмотрены меры, направленные на создание условий для осуществления эквивалентных отношений в сфере агропромышленного производства:

-наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырьё и индексов цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен;

-единство рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке;

-информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;

-включение - в обязательном порядке – в систему государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства информации о результатах проведения на рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия мониторинга цен на основные продовольственные товары и материально-технические ресурсы, приобретаемые сельскохозяйственными организациями;

-антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

Исследования, направленные на разработку предложений по совершенствованию экономического регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, являются этапом разработки темы по совершенствованию механизма ценовых и финансово-кредитных отношений в АПК. Экономическое регулирование осуществляется в процессе воспроизводства на разных его стадиях с помощью сложного взаимодействия между элементами экономического механизма, который используется хозяйствующими субъектами в своей деятельности. Задача органов управления заключается в том, чтобы обеспечить такое взаимодействие между ними, которое отвечало бы одновременно интересам общества и задачам, поставленным в федеральном законе «О развитии сельского хозяйства».

Решение обозначенных проблем обуславливает необходимость разработки Концепции совершенствования  экономического регулирования воспроизводства в сельском хозяйстве, которая рассматривается как органически составная часть общей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России, с выделением основных этапов ее реализации: 2008-2012 гг., 2013-2020 гг., включая прогноз до 2030 г. При этом основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:

- обеспечение потребности населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием за счет отечественного производства;

- устойчивое развитие с5льских территорий, повышение уровня жизни сельского населения и сокращение его отставания от городского;

- повышение конкурентоспособности отечественного аграрного комплекса, эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала(особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом аграрном рынке;

- улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

В работе заинтересованный читатель найдет расчеты, выполненные на федеральном уровне, изъятого дохода из сельского хозяйства, на федеральном и региональном уровня – индикаторы отраслевой рентабельности, на уровне отдельных сельскохозяйственных организаций – пропорции распределения, перераспределения и конечного использования валовой продукции и другие расчеты.

Предлагаемая монография рассчитана на научных и практических работников, занимающихся проблемами экономики АПК.

Авторы заранее благодарны за отзывы и замечания в связи с публикацией данной работы.

 

Для оформления заказа книги воспользуйтесь формой обратной связи на сайте