ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




Фалина М.С. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности на продовольственном рынке России: Обзорн. информ./ Центр информации и технико-экономических исследований АПК. М. 2008. 56 с.

В обзоре рассматриваются основные направления таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности на продовольственном рынке России и обосновывается необходимость его применения с учетом основных принципов построения импортного таможенного тарифа. Приводится анализ регулирования отдельных продовольственных рынков в динамике за 2002-2006 гг.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

2.     ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

3.     ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ

4.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.     ЛИТЕРАТУРА

ВВЕДЕНИЕ

Темпы развития мировой экономики, по данным Всемирной торговой организации (ВТО), в 2006 г. составили 3,7%, а темпы развития мировой торговли – 8,0%. Рост мировой торговли и увеличение объемов внешнеторгового оборота сельскохозяйственным сырьем и продовольственными товарами в Российской Федерации свидетельствует о возможности расширения участия страны в мировой торговле продовольствием. Активное вовлечение России во внешнеэкономические отношения на мировом продовольственном рынке требует грамотной политики, способствующей защите российского продовольственного рынка от конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей. основу такой политики составляет таможенно-тарифное регулирование.

Активно используемое всеми странами и охватывающее подавляющую часть внешнеторгового оборота таможенно-тарифное регулирование является самым распространенным инструментом воздействия на экспортно-импортные потоки. Данное направление внешнеторговой политики определяет порядок и методологию таможенного обложения товаров, виды таможенных тарифов и пошлин, режимы предоставления таможенных льгот и преференций.

Мировой опыт показывает, что таможенно-тарифная политика в сфере АПК позволяет в относительно короткие сроки и без значительных бюджетных затрат обеспечить продовольственную безопасность страны, быстрый рост сельского хозяйства и уровня жизни сельского населения. Большинство развитых стран прошли периоды жесткой таможенно-тарифной политики, основанной на принципах прагматического протекционизма, и перешли к либерализации продовольственных рынков только после достижения достаточного уровня самообеспечения населения основными продуктами питания собственного производства.

Стоит отметить, что именно на импорт сельскохозяйственных и продовольственных товаров установлены наиболее высокие ставки таможенных пошлин. Такая жесткая торговая политика в отношении отрасли АПК характерна для большинства стран. При этом, несмотря на значительные усилия по либерализации международной торговли, уровень таможенно-тарифной защиты в данном секторе экономики остается по-прежнему высоким. Это обусловлено наличием ряда факторов, которые  определяют специфику сельскохозяйственной отрасли и одновременно делают ее более уязвимой по сравнению с другими секторами экономики.

Главные направления таможенно-тарифной политики разрабатываются Правительством Российской Федерации. Как отмечено в проекте Основных направлений таможенно-тарифной политики на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 годов, тарифно-таможенная политика в предстоящий период имеет особенности, ряд которых можно отнести и к регулированию продовольственного рынка. Среди них такие, как реализация принципа эскалации тарифа, усиление значения таможенно-тарифной политики в регулировании внутренних рынков, повышение уровня их конкурентоспособности, а также единая таможенно-тарифная политика стран таможенного союза, формирующегося в рамках ЕврАзЭс.

Важнейшим процессом интеграции России в мировое экономическое пространство является вступление России в ВТО, что, несомненно, позволит защитить интересы России на мировых рынках, а также будет способствовать завоеванию на мировом рынке собственных ниш и стимулированию развития российской экономики.

Но в то же время страна столкнется с условиями острой иностранной конкуренции, необходимость ослабления наиболее негативных последствий которой или выравнивание условий конкуренции, несомненно, требует совершенствования таможенно-тарифной политики с учетом того, что изменения в таможенно-тарифной политике оказывают влияние на производство, потребление и импорт агропродовольственных товаров посредством воздействия на внутренние цены. Искажающее воздействие этих изменений отражается не только на структуре соответствующего рынка, но и на ситуации в смежных отраслях.

Совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности должно осуществляться в тесной взаимосвязи со структурными изменениями в экономике страны, особенно в условиях все более возрастающей интеграции в мировую экономику, когда сырьевые колебания на зарубежных рынках создают резонанс на соответствующих внутренних. Поэтому внешнеторговое регулирование должно быть ориентировано на решение следующих задач, обозначенных Правительством РФ в рамках программы по развитию агропромышленного комплекса (2001-2010 годы):

использование механизмов гибких импортных тарифов;

совершенствование системы таможенного контроля над агропродовольственным рынком;

активное противостояние демпингу на внутреннем рынке и субсидируемому экспорту;

переориентация торговых представительств  за рубежом с деятельности по привлечению импорта продукции на деятельность по привлечению технологий и поиску рынков сбыта российской продукции;

вступление в ВТО, активное использование его механизмов для участия в международной торговле и защите внутренних рынков от недобросовестных зарубежных импортеров.

В этой связи таможенно-тарифное регулирование в рамках внешнеторговой политики должно проявляться не только в обеспечении защиты отечественного производства и стимулировании его развития, но и в рационализации товарной структуры импорта.