ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




Папцов А.Г. Государственное регулирование экономики за рубежом: аграрный аспект. – М.: МиД, 2006. – 350 с.

В книге изложены теоретические основы государственного регулирования экономики, определены его особенности в хозяйственном комплексе стран с развитой рыночной экономикой и развивающихся стран. Представлены направления и дана оценка уровня государственной поддержки аграрного сектора в ряде стран.

Книга рассчитана на самый широкий круг читателей, интересующихся проблемами экономики зарубежных стран. Рекомендуется для научных работников, преподавателей и студентов высших учебных заведений.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1.         Роль государства в экономике

1.2.         Экономические функции государства

1.3.         Функции государства в условиях экономических кризисов

 

Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

2.1. Современные представления о роли государства в странах с развитой рыночной экономикой

2.2. Страны Западной Европы

2.3. США

2.4. Республика Корея

2.5. Китай

 

Глава 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В МИРОВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ И ТОРГОВЛЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ

3.1. Анализ и прогноз основных показателей развития мировой экономики

3.2. Современные тенденции производства и потребления сельскохозяйственной продукции в мире

3.3. Особенности и основные тенденции развития мировой торговли продовольственными товарами

 

Глава 4. УРОВЕНЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ЗА РУБЕЖОМ

4.1. Основные методологические аспекты определения уровня государственной поддержки сельского хозяйства

4.2. Формы и направления государственного регулирования сельского хозяйства

4.2.1. Ценовое регулирование

4.2.2. Прямое субсидирование

4.2.3. Финансово-кредитное обеспечение

4.2.4. Формирование производственной инфраструктуры сельского хозяйства

4.2.5. Налоговое регулирование

4.2.6. Регулирование земельных отношений

 

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА В ОТДЕЛЬНЫХ СТРАНАХ И РЕГИОНАХ

5.1. Европейский союз

         5.1.1. Наднациональный уровень регулирования

         5.1.2. Современные тенденции в регулировании аграрного сектора

         5.1.3. Новые тенденции развития аграрного сектора после расширения ЕС

5.2. Канада

         5.2.1. Основные направления аграрной политики

         5.2.2. Основные направления государственного регулирования аграрного сектора

5.3. США

         5.3.1. Основные направления сельскохозяйственной политики

5.4. Япония

5.4.1. Особенности системы государственного регулирования аграрного сектора

5.5. Республика Корея

5.5.1. Основные инструменты государственного регулирования

5.5.2. Организация исследований и применение новых технологий, консультационная служба, образование

5.6. Китай

5.6.1. Государственное регулирование сельского хозяйства в условиях реформирования экономики

5.6.2. Оценка преимуществ и негативных последствий для сельского хозяйства Китая после вступления в ВТО

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос об участии государства в рыночной экономике всегда был предметом острейших дискуссий в отечественной и зарубежной печати.

Вместе с тем, несмотря на жесткие позиции, занятые представителями либеральных научных концепций, теперь уже абсолютно ясно, что деятельность государства в современной рыночной экономике весьма значительна.

Как показывает практика, развитые государства мобилизуют все доступные им средства воздействия на экономический рост. Современная научно-техническая революция на передний план выдвигает задачи повышения эффективности производства, его технического уровня, наукоемкости, организации и управления. В странах с развитой рыночной экономикой решение этих задач напрямую связано с государственным регулированием, которое имеет достаточно давнюю историю.

Развитые страны вынуждены прибегать к экономическому регулированию в связи с тем, что современные производительные силы для своего функционирования более чем когда-либо требуют централизованного управления. Это обусловливается гигантским обобществлением и концентрацией производства, непрерывным усложнением всего хозяйственного механизма и его связей.

Возрастающее вмешательство государства в процесс воспроизводства, попытка путем элементов регулирования и программирования достигнуть сбалансированности развития в масштабе национальной экономики являются отражением и результатом процесса обобществления производства в условиях, когда объективно присущая любому высокоорганизованному производству потребность в обеспечении пропорциональности становится настоятельной необходимостью, решающим фактором дальнейшего развития производительных сил, а реальные возможности для осуществления регулирования базируются на ресурсах государственного сектора и наличия у государства финансовых средств, необходимых для превращения системы государственных доходов и расходов в активный инструмент экономической политики. И в этом особая роль придается государственным экономическим программам.

Экономическое программирование не является качественно новым этапом в развитии рыночной экономики. Это лишь более высокая стадия регулирования экономики, достигнутая в результате эволюции традиционных форм и методов государственного вмешательства в экономический процесс. При оценке роли программирования и связываемых с ним возможностей воздействия на развитие капиталистической экономики принято исходить из той системы рекомендаций и методов косвенного регулирования через рыночный и финансовый механизм, т.е. через индикативное планирование. Возможности индикативного планирования существенно ограничены отношениями частной собственности, конкурентным механизмом экономики, преимущественно рекомендательным характером государственного воздействия на воспроизводственные процессы. Тем не менее, оно призвано влиять на капиталистическое воспроизводство более активно и широко, чем традиционное регулирование, и осуществлять это влияние в долгосрочном аспекте, затрагивая непосредственно процессы производства и накопления.

В отдельных странах на тех или иных этапах экономического развития государственные программы провозглашали разные, соответствующие конкретным условиям, цели долгосрочной экономической политики. Однако вплоть до недавнего времени неизменной оставалась главная цель программирования – обеспечение высоких и стабильных темпов экономического роста.

В настоящее время большинство научных течений в целом едины в оценке капитализма, как системы неспособной к саморегулированию, и для его функционирования необходимо постоянное вмешательство государства, придерживаются равных взглядов по вопросам о том, каковы должны быть масштабы и инструментарий вмешательства государства в экономическую жизнь, где оптимальное соотношение между централизацией и децентрализацией в управлении в условиях рыночной экономики, как сочетать меры экономического стимулирования и принуждения частного предпринимательства в механизме обеспечения программ. Главный вопрос, который так и не найдет своего решения, состоит в том, как направить хозяйственную жизнь страны в русло государственной программы в условиях, где «национальный план» и хозяйственные задачи фирм не связаны между собой и часто противостоят друг другу и где предприниматели, определяя объем производства и капиталовложений, размер экспортной квоты, фактически ограничены в выборе решений лишь конъюнктурой.

В условиях, когда регулирование ограничивается постановкой общих задач и рекомендаций, когда принятие решений децентрализовано, а хозяйственные единицы не находятся под непосредственным контролем государственных органов, наиболее действенным средством обеспечения программ является стимулирование деятельности предприятий. Все большее значение приобретают стимулы, используемые для реализации конкретных целей экономической программы: содействие развитию науки и техническим нововведениям, подготовка и переподготовка кадров, структурно-техническая перестройка хозяйства, модернизация производственного аппарата, развитие новых перспективных отраслей, подъем отсталых районов. Имея такую направленность, государственное регулирование объективно содействует выполнению поставленных задач общенационального значения.

Вопросы государственного регулирования сельского хозяйства за рубежом долгое время являются объектом пристального изучения отечественных ученых. Ряд работ, в том числе и автора предлагаемой книги, посвящены анализу направлений регулирования аграрного сектора. Вместе с тем необходим постоянный мониторинг количественной оценки степени участия государства в обеспечении устойчивого развития аграрного сектора как в развитых странах, так и в развивающихся государствах. Это особенно становится актуальным в условиях глобализации мировой экономики и выполнения требований ВТО в отношении сельского хозяйства

В работе представлены и анализируются данные по уровню и структуре государственной поддержки сельского хозяйства в странах ОЭСР за последние 20 лет. При этом использовались данные официальной статистики, представленные в специализированных изданиях Организации экономического сотрудничества и развития, материалы Министерств сельского хозяйства анализируемых стран, данные, имеющиеся у автора.

Книга предназначена для научных работников, специалистов в области сельского хозяйства, представителей исполнительной и законодательной власти всех уровней, студентов высших и средних учебных заведений.