ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства Россельхозакадемии
+7 (495) 195-60-16




Методологические основы построения модели паритетных экономических отношений сельского хозяйства

Под научной редакцией академика РАСХН И.Г. Ушачёва и зав. отделом Н.А. Борхунова

 

Рецензент Серков А.Ф. – академик РАСХН, доктор экономических наук

 

Книга подготовлена коллективом авторов:

ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт сельского хозяйства: д.э.н., проф. Н.А.Борхунов (предисловие, глава 1; разделы 2.1, 3.3; приложение Г); д.э.н., проф. Э.А. Сагайдак (раздел 2.2); д.э.н. В.В.Маслова (раздел 2.3, приложение А); к.э.н. Н.Т.Тяпкин (раздел 3.1); к.э.н. Л.В.Счастливцева (раздел 2.5); к.э.н. А.В. Назаренко (раздел 2.1); к.э.н. С.К. Кот (раздел 1); к.э.н. Н.И.Лукашев (разделы 2.1, 3.2); аспирант М.В.Авдеев (глава 1); аспирант Н.А.Кузнецова (раздел 2.3).

ГНУ Всероссийский научно-исследовательский институт организации производства, труда и управления в сельском хозяйстве: д.э.н., проф. О.А.Родионова (раздел 3.3); к.э.н. Л.А. Головина (раздел 3.3).

ФГОУ ВПО Пензенская государственная сельскохозяйственная академия: д.э.н., проф. Н.Ф. Зарук (раздел 2.4).

ФГОУ ВПО Государственный университет по землеустройству: д.э.н., проф. А.Э.Сагайдак (раздел 2.2), к.э.н.. А.А.Лукьянчикова (раздел 2.2).

ФГОУ ВПО Российский государственный университет туризма и сервиса: к.э.н. Н.В. Губанова (раздел 2.5), к.э.н. М.А. Кукина

В работе также принимали участие научные сотрудники Г.А.Гурова и Н.А.Панина

 

В работе изложены результаты исследования в области паритетности отношений сельскохозяйственных организаций с другими отраслями экономики, уточнена методологическая база соответствующих расчетов и определена возможность прогнозирования отдельных показателей развития отрасли. Разработаны рекомендации по поводу моделирования отношений в интегрированных формированиях.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

1.ПАРИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

4

1.1 Критерии и показатели паритетности экономических отношений в сельском хозяйстве

6

1.2 Условно-паритетная группа хозяйств: методология формирования, экономика и применение

20

1.3 Показатели-индикаторы в модели паритетных экономических отношений сельского хозяйства: способы расчета и применение

27

1.4  Уточнение индикаторов в модели паритетности отношений сельского хозяйства на 2013-2020 гг.

31

2. ЦЕНЫ И ФИНАНСЫ В СИСТЕМЕ ПАРИТЕТНОСТИ

 

2.1  Цены и соотношения цен

39

2.2  Рентный доход и методы его определения

48

2.3  Финансы

65

2.4 Источники финансирования сельскохозяйственных организаций (региональный аспект)

79

2.5 Агрострахование

91

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕСУРСОВ И ПАРИТЕТ

 

3.1  Роль эффективного использования ресурсного потенциала

109

3.2  Определение уровня фондообеспеченности, адекватного паритетным экономическим отношениям 

120

3.3 Определение эффективной модели агроформирований

130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

167

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

175

ПРИЛОЖЕНИЯ

177

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Меры по поддержанию паритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию предусмотрены в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» и в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Предусмотрены они проектом Государственной программы развития сельского хозяйства на период 2013- 2020 г. Дальнейшее совершенствование экономических отношений, направленных на повышение эффективности сельского хозяйства и обеспечения ему предпосылок для нормального паритетного развития остается постоянной стратегической задачей, на решении которой концентрируется деятельность многих управленческих, научных и других структур.

Необходимость участия государства в решении проблем паритета в сельском хозяйстве – особенность аграрной экономики. В других отраслях эта потребность меньше, хотя в  кризисной экономике ценовые диспропорции также нарушаются, что выражается в росте убыточности, снижении сбыта, деловой активности и конкурентоспособности. Государственные власти, защищают интересы отечественных товаропроизводителей с учетом своих возможностей и социального значения конкретного вида деятельности, оказывает ему финансовую и иную помощь. Примером может служить российское авто- и авиастроение, предприятия текстильной промышленности.  Однако только в сельском хозяйстве  производители практически постоянно и повсеместно проигрывают в ценовом соревновании. Это сдерживает развитие аграрного сектора экономики. Но без развитого аграрного производства общество существовать не может. Иначе ему грозит утрата национальной независимости. Практика указывает на выход из положения – государственная поддержка сельского хозяйства, а затем и продовольственного сектора разными способами. Механизм такой поддержки был детально разработан в советской экономике и критически освоен странами Запада, которые внедрили новые эффективные приемы и методы такой поддержки.

Проблема паритетности сохраняет свое значение уже много лет. От понимания теории вопроса и методологии оценки паритетности зависят предложения и меры по государственному регулированию экономики, распределению бюджетных ресурсов, характер социальных мероприятий. Последние годы показали, что по всем этим направлениям произошли существенные сдвиги.  Органы государственного управления убедились в сложности аграрных отношений, на федеральном и региональном уровнях приняли законодательные акты и программы по развитию сельского хозяйства.

При подготовке Государственной программы развития сельского хозяйства на период 2013-2020 гг., над проектом которой работали и ученые-экономисты, ощущался недостаток в нормативах эффективности, затрат, рентабельности, обеспеченности основными и оборотными средствами, индикативных соотношениях собственных и заемных средств, допустимых пределах бюджетного финансирования и кредитования,  которые можно было бы использовать  при проработке экономических аспектов программы.

И еще одно: Россия вступает в ВТО. Это значит, что может существенно измениться подход к решению многих проблем государственной поддержки аграрной сферы. От ученых-аграрников, вероятно, потребуется творческий подход к решению многих вопросов, в том числе относящихся к Государственной программе развития сельского хозяйства.

 

Цена: 350 руб.

 

Для заказа книги воспользуйтесь формой обратной связи на сайте