icon icon icon

Эволюция институциональных структур региональных интеграционных формирований в СНГ

Тарасов В.И. Эволюция институциональных структур региональных интеграционных формирований в СНГ

Скачать файл
 

Доклад на Международном экономическом Форуме

государств – участников СНГ

«Новые инициативы в Год председательства России в СНГ»

5 марта 2010 г.

 

В.И. ТАРАСОВ

Руководитель Аграрного Центра ЕврАзЭС при ВНИИЭСХ,

действительный член Международной Академии информатизации,

кандидат технических наук

 

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР

РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В СНГ

 

1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

 

При рассмотрении современных тенденций в эволюции региональных интеграционных формирований в настоящем докладе основной акцент сделан на анализ динамики эволюции их институциональных форм. При этом имеется в виду, что в качестве институциональных форм интеграции аграрных рынков различных государств при их вхождении в региональные интеграционные формирования могут выступать Ассоциации, Зоны, Соглашения, Содружества, Сообщества, Союзы.

По мере возрастания степени сложности и эффективности  региональных интеграционных формирований институциональные формы могут быть представлены в форматах:

·      зон свободной торговли (Североамериканская ассоциация свободной торговли НАФТА, Содружество Независимых Государств, МЕРКОСУР, Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество);

·      таможенных союзов (Европейский Союз, Евразийское Экономическое Сообщество);

·      соглашений о едином экономическом пространстве (Норвегия – Европейский Союз, Исландия – Европейский Союз);

·      валютных и политических союзов (Европейский Союз, Союзное государство Россия – Беларусь).

Как показывает мировой опыт, при всем многообразии форм экономической интеграции, ее развитие, в основном, проходит через одни и те же этапы – от создания зоны свободной торговли (ЗСТ) через таможенный союз (ТС) к экономическому, валютному и политическому союзу.

Графически этот процесс имитирован в таблице 1.

1. Взаимосвязь институциональных форматов

региональной интеграции с объектами регулирования.

 

 

 

 

Институциональный формат региональной интеграции

Объекты регулирования
Регулирование внутренних тарифов вплоть до их отмены Регулирование тарифов на внешней границе таможенной территории Регулирование объемов производства в границах Таможенной территории Согласованное регулирование  курса национальных валют с переходом на единую региональную валюту Формирование наднациональных институциональных структур управления
Зона

свободной торговли

+
Таможенный Союз + +
Единое экономическое

пространство

+ + +
Валютный Союз + + + +
Политический Союз + + + + +

 

В контексте данного доклада интеграция аграрных рынков нами рассматривается как поэтапный процесс выравнивания, сближения и слияния аграрных рынков, а региональное интеграционное формирование (РИФ) как родовое понятие для интеграционных образований любой институциональной формы, в качестве которых в разных случаях могут выступать и выступают: Соглашение, Союз, Сообщество, Содружество и т.п.

Зона свободной торговли (ЗСТ), согласно статье XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ-94), определяется как группа из двух или более таможенных территорий, в которых между составляющими территориями в отношении товаров, происходящих из этих территорий отменены пошлины и другие ограничительные правила регулирования торговли для значительной части товаров.

Таможенный союз (ТС), согласно статье XXIV Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ- 47), определяется как замена двух или нескольких таможенных территорий одной таможенной территорией, таким образом, что пошлины и другие ограничительные меры регулирования торговли отменяются в отношении значительной части или всей торговли между составляющими территориями союза и в основном одни и те же пошлины и другие меры по регулированию торговли применяются каждым из членов союза по отношению к торговле с территориями, не входящими в союз.

В наблюдающемся в настоящее время хаосе, обусловленном начавшимся в 2007 году продовольственном кризисом и продолжающемся в форме фондового и финансового кризиса, трудно рассмотреть одну важную, фактически генеральную тенденцию, связанную с развалом глобальной торговой системы во главе с ВТО и переходом к образованию множества региональных интеграционных торговых формирований.

За истекшие 1,5-2 года образованы экзотические интеграционные формирования в виде зон свободной торговли как США — Южная Корея, Китай – Новая Зеландия и почти оформленная зона свободной торговли «ЕС – Индия». Совершенно очевидно, что представительные объемы мировой торговли уже контролируются в рамках юридически оформленных региональных интеграционных формирований, и эта тенденция продолжается.

Так, всем памятно недавно организованная Францией, как председательствующей в ЕС страной, представительной встречи в верхах, посвященной созданию региональной интеграционной группировки в форме зоны свободной торговли между государствами ЕС и другими государствами Средиземноморского бассейна. Первоначально эта зона свободной торговли должна была включать только государства Средиземноморского бассейна, но в этом случае в нее не попадали бы старожилы ЕС в лице Германии, крупные плательщики взносов в бюджет ЕС в лице Великобритании и амбициозные новички в лице Польши, Чехии, Эстонии и др.

Совершенно естественно, что формирование Средиземноморской зоны свободной торговли по истинно географическому признаку привело бы к существенным трениям и даже возможному расколу в рядах ЕС, в связи с чем, такая альтернатива была своевременно погашена руководящими органами ЕС в лице генерального секретаря.

Данные о географическом распределении региональных интеграционных формирований по континентам приведены в таблице 2, а данные об интенсивности их прироста – в таблице 3 и на рисунке 1.

2. Данные о географическом распределении региональных интеграционных формированиях по континентам

 

Год Формат интеграции Африка Северная Америка Южная

Америка

Азия Европа СНГ Итого
2009 Итого 2 4 8 8 7 0 29
2008 Итого 2 0 2 10 8 9 30
2007 Итого 3 0 3 5 6 0 17
2006 Итого 4 1 5 8 4 0 22
2005 Итого 2 1 4 3 4 0 14
2004 Итого 2 1 2 5 4 5 19
2003 Итого 1 3 2 6 4 0 16
2002 Итого 0 1 2 5 5 0 13
2001 Итого 0 0 3 1 1 6 11
2000 Итого 4 0 1 0 6 1 12
1999 Итого 3 0 0 1 0 5 9
1998 Итого 1 0 0 0 2 0 3
1997 Итого 0 2 1 1 3 0 7
1996 Итого 0 0 0 0 3 0 3
1995 Итого 1 1 0 1 5 0 8
1994 Итого 0 0 0 0   0 0
ИТОГО 26 15 32 54 63 26 218

3. Динамика прироста региональных интеграционных формирований с момента образования ВТО

 

Накопительный рост FTA

 

год FTA Количество FTA
1994 0 0
1995 2 2
1996 2 4
1997 6 10
1998 1 11
1999 6 17
2000 13 30
2001 11 41
2002 12 53
2003 16 69
2004 17 86
2005 13 99
2006 22 121
2007 17 138
2008 29 167
2009 29 196

 

 

Рис. 1. Динамика прироста региональных интеграционных формирований

с момента образования ВТО

 

 

Для прогнозирования процесса образования региональных интеграционных формирований в среднесрочном и долгосрочном периодах полученные данные были обработаны разработанным Российским НИИ планирования и нормативов программным комплексом FAR-FOOD-AREA. Результаты такой обработки приведены в таблицах 4 и 5.

 

4. Прогноз интенсивности образования региональных интеграционных формирований в мире на 2010-2020 гг.

 

Годы Факт Линейная Экспонента
2001 11,0 9,8 11,0
2002 12,0 11,9 12,3
2003 16,0 14,1 13,8
2004 17,0 16,3 15,5
2005 13,0 18,4 17,4
2006 22,0 20,6 19,5
2007 17,0 22,8 21,9
2008 29,0 24,9 24,6
2009 29,0 27,1 27,6
2010 0,0 29,3 30,9
2015 0,0 40,1 55,0
2020 0,0 50,9 97,7
Дисперсия   3,172 2,949
Уравнения   Y=2.166x+7.611 Y=9.792e*115

 

 

Вместе с тем, эволюция аграрного рынка ЕС и отдельных стран, входящих в ЕС, дают основания полагать, что для каждого уровня интеграции существуют свои наиболее эффективные экономические механизмы, обеспечивающие сочетания национальных и региональных интересов, кроме используемых до настоящего времени в рамках СНГ, ЕврАзЭС и Союза Россия – Беларусь.

 

5. Прогноз количества региональных интеграционных формирований в мире на 2010-2020 гг.

Годы Факт Линейная Экспонента
2001 41,0 32,1 44,8
2002 53,0 51,0 54,2
2003 69,0 69,9 65,5
2004 86,0 88,9 79,3
2005 99,0 107,8 95,8
2006 121,0 126,7 115,9
2007 138,0 145,6 140,2
2008 167,0 164,5 169,5
2009 196,0 183,4 204,9
2010 0,0 202,4 247,8
2015 0,0 296,9 640,8
2020 0,0 391,5 1657,0
Дисперсия   6,857 4,716
Уравнения   Y=18.916x+13.194 Y=37.068e*19

 

За весь анализируемый период во всем мире среди региональных интеграционных формирований доминируют зоны свободной торговли как самые простые для оценки ожидаемых выгод и не нуждающиеся в формировании корпоративных институтов управления ими. Попытки создания таможенных союзов в Африке, Латинской и Северной Америке, Юго-Восточной Азии по этим причинам не привели пока к массовым положительным результатам.

 

 

2. ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ЕВРОПЕ

 

Эволюция институциональных структур региональных интеграционных формирований в европе имеет достаточно длительную историю. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951ФРГБельгияНидерландыЛюксембургФранцияИталия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС, ECSC — European Coal and Steel Community), целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля. В силу данный договор вступил с июля 1952 года.

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом, Euratom — European Atomic Energy Community). Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трех европейских сообществ являлось ЕЭС.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

В настоящее время для вступления в Евросоюз страна кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.

Когда речь идет о динамике эволюции региональных интеграционных формирований, то следует отметить, что фактическое формирование Таможенного союза шести государств произошло лишь через 14 лет, а валютного союза через 27 лет после создания зоны свободной торговли.

В настоящее время действует три соглашения, предполагающих разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении и вхождение в зону евро. Так: Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства.

Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро. Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.

НорвегияИсландия и Швейцария не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону как участники Единого экономического пространста.

Экономика Европейского союза, по данным МВФ, произвела ВВП в 2009 году, в расчете по ППС на сумму свыше 12,256  трлн. € ($16,523 трлн.). Экономика ЕС представляет собой единый рынок и в ВТО представлена в качестве единой организации.

В тот период, когда началась деятельность Европейского сообщества, в Европе возникло и другое интеграционное объединение. Соперничество Великобритании с Францией и ФРГ на рубеже 1950—1960-х годов сделали невозможным её вступление в ЕЭС («Общий рынок»). Создание второго интеграционного объединения в определённом смысле отражало это соперничество.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960 как альтернатива для европейских государств, которые не могли или не желали присоединиться к Европейскому экономическому сообществу (теперь Европейский союз) и считали планы создания Европейского общего рынка слишком амбициозными.

ЕАСТ ограничивалась более скромными задачами, чем ЕС. По Стокгольмской конвенции, таможенная политика ЕАСТ распространялась только на промышленные товары. Страны ЕАСТ не вводили единого тарифа на продукты, импортируемые из третьих стран, и сохраняли национальные таможенные пошлины, осуществляя таким образом самостоятельную торговую политику. Кроме того, государства ЕАСТ совместно заключили соглашения о свободной торговле со множеством стран во всем мире.

Таким образом, ЕАСТ представляет собой менее развитую интеграционную форму: при осуществлении свободной торговли между входившими в неё странами ни одна из них не поступалась какими-либо элементами своего суверенитета, к тому же не были созданы институты, обладавшие законодательной властью. Страны ЕАСТ оказались слабо связанными между собой экономически, она не смогла продвигаться по пути интеграции столь же эффективно, как ЕС.

К началу 1970-х в ЕАСТ был завершен процесс создания зоны свободной торговли. Она стала наиболее известной и значимой из всех уже построенных ассоциаций свободной торговли. Наметились тенденции к перерастанию этой организации в более развитые формы интеграции, в частности в экономический союз, но эти тенденции не были реализованы. Хотя планы создания ассоциации свободной торговли в Европе удалось претворить в жизнь, этот интеграционный процесс в странах ЕАСТ не оказывал такого же благотворного воздействия на экономику, как в конкурирующем с ней Европейском экономическом сообществе.

Перед Великобританией и другими странами ЕАСТ встала дилемма: или укреплять ЕАСТ, или добиваться слияния с ЕЭС. Великобритания извлекла выгоду из необходимости общих тарифов для членов ЕАСТ, импортируя товары из Содружества Наций и продавая их другим членам ЕАСТ. Из-за быстрого развития ЕЭС и решения сосредоточиться на Европе, а не на Соединенных Штатах и нациях Содружества, типа Австралии, Канады и Новой Зеландии, как на торговом партнере, Великобритания изменила решение о членстве в ЕЭС в 1961 (однако стала членом лишь в 1973). Таким образом, она сделала выбор в пользу участия в «Общем рынке».

За ней последовали Дания и Ирландия, экономически тесно связанные с Великобританией и имевшие с ней договор о торговой ассоциации. Одна за другой страны ЕАСТ стали выходить из этой организации и присоединяться к ЕС. Португалия оставила ЕАСТ в 1986, АвстрияШвеция и Финляндия вошли в Европейский союз в 1995 и, таким образом, прекратили быть членами ЕАСТ. В целом, данные о динамике институциональных преобразовании в ЕС приведены в таблице 6.

Как известно, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) была создана 3 мая 1960. Первоначальными членами ЕАСТ были Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Австрия, Швейцария и Португалия. Конвенция по ЕАСТ была подписана 4 января 1960 в Стокгольме семью государствами: Австрией, Исландией, Лихтенштейном, Норвегией, Финляндией, Швейцарией и Швецией. В 1961 Финляндия стала ассоциированным членом, а в 1986 стала ее полноправным членом. В 1970 в состав ЕАСТ вошла Исландия, а в 1991 присоединился Лихтенштейн (до 1991 г. интересы в ЕАСТ представляла Швейцария). С 1974 г. одна за другой страны ЕАСТ стали выходить из этой организации и присоединяться к ЕС. На сегодня только Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн остаются членами ЕАСТ.

Норвежцы дважды отклонили на референдумах присоединение к ЕС,хотя во время первого референдума (1972) присоединились их соседи датчане.

С тех пор как Швейцария отклонила присоединение к ЕЭП в 1992, референдум по вопросу о членстве в ЕС был проведен еще раз в 2001 и также закончился отрицательно.

Основными целями ЕАСТ являются:

— содействие постоянному росту экономической активностиобеспечению полной занятости, повышению производительности, рациональному использованию ресурсов, финансовой стабильности и неуклонному повышению уровня жизни на территории государств-членов;

— предоставление добросовестных условий конкуренции в торговле между государствами-членами;

— ликвидация неравенства в условиях снабжения сырьем, производимым на территории зоны свободной торговли;

— содействие гармоничному развитию и росту мировой торговли путем постепенной ликвидации торговых барьеров.

ЕАСТ имеет следующую структуру: Совет ЕАСТ; комитеты; секретариат.

Для достижения целей ЕАСТ предполагалось: постепенно ликвидировать между странами-участницами таможенные пошлины и количественные ограничения на ввоз и вывоз промышленных товаров; запретить предоставление экспортных субсидий и проведение иных действий, направленных на создание странами-участницами привилегированного положения для своих предприятий и т.д.

При наличии в Европе двух региональных интеграционных формирований, их отношения в рамках Европейского экономического пространства вормализовались.

Процессы экономической интеграции стран ЕС и стран-членов ЕАСТразвиваются с 1950-х гг. Первоначально это была рыночная интеграция, не сопровождавшаяся созданием каких-либо институциональных рамок экономических взаимосвязей между двумя интеграционными группами. Первым крупным шагом на пути институционализации было соглашение 1974 г., вводившее свободное движение промышленных товаров в регионе, охватываемом ЕС и ЕАСТ.

Создание ЕЭП имеет предусматривает свободное передвижение четырех факторов производства — товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Переговоры, имевшие целью подготовку текста соглашения, начались в июне 1990 г. На совещании министров государств-членов ЕС и ЕАСТ, состоявшемся 19 декабря 1990 в Брюсселе, были согласованы позиции по ряду важных аспектов будущего соглашения, в том числе по вопросам институциональной структуры ЕЭП. ЕЭП создано одновременно с единым рынком ЕС, то есть к 1 января 1993 г.

После двух лет переговоров ЕАСТ и ЕЭС в мае 1992 подписали соглашение о Европейском экономическом пространстве. Оно вступило в силу 1 января 1994 г. Швейцария оказалась единственной страной, которая не присоединилась к ЕЭП, так как общенациональный референдум высказался против этого.

 

3. ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ СТРУКТУР

РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В СНГ

 

3.1 Содружество Независимых Государств

СНГ было основано главами БССРРСФСР и УССР путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Белоруссия) Соглашения о создании Содружества Независимых Государств

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря — Верховным Советом России.

13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: КазахстанаКиргизииТаджикистанаТуркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.

В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: АзербайджанаАрменииБелоруссииКазахстанаКиргизииМолдавииРоссииТаджикистанаТуркменистанаУзбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали ЛатвияЛитваЭстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием».

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 годаГосударствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе

Основными целями организации являются:

  • сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
  • всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения;
  • взаимная правовая помощь;
  • мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.[28]

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся:

  • обеспечение прав и основных свобод человека;
  • координация внешнеполитической деятельности;
  • сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики;
  • сотрудничество в развитии систем транспорта, связи;
  • охрана здоровья и окружающей среды;
  • вопросы социальной и миграционной политики;
  • борьба с организованной преступностью;
  • сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.[29]

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-члены и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год

Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 годаГосударствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.[9]

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов.[9] Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств).[10]

Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе

СНГ как надгосударственное образование имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. Это заставляет лидеров стран Содружества искать альтернативные интеграционные варианты. На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами, в частности ЕврАзЭС и ГУАМ.

На сегодня СНГ не состоялось как союзное государствоДе-факто так называемый «институт СНГ» представляет из себя не более чем группу договоров о преимущественно двустороннем сотрудничестве по разным направлениям между Российской Федерацией и некоторыми бывшими республиками СССР

В целом динамика институциональных преобразование в СНГ приведено в табл. 7, а пояснения к ней – в разделах 3.2 и 3.3.

 

I этап – образование СНГ 8 декабря 1991 года руководителями Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины;

II этап – образование субрегиональных формирований ЕврАзЭС (1995) и ГУАМ (1997);

III этап – первая реструктуризация ЕврАзЭС и ГУАМ — переход Узбекистана в ЕврАзЭС (2005) с приостановкой членства (2008);

IV этап – реструктуризация ЕврАзЭС — образование Таможенного союза (2007);

V этап – реструктуризация СНГ — выход Грузии из СНГ (2009).

 

3.2 Субрегиональное интеграционное образование ЕврАзЭС

 

Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭСбыло образовано на основе созданного в 1995 году Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. С инициативой преобразования Таможенного союза в новую международную экономическую организацию в мае 2000 года выступил президент России Владимир Путин, а  10 октября 2000 г. в Астане президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества.

В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН,а 7 сентября 2005 года в Санкт-Петербурге на саммите ЦАС было принято решение объединить Организацию «Центрально-Азиатское сотрудничество» с ЕвразЭС.

24 января 2006 года на внеочередном заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в Санкт-Петербурге был подписан протокол о присоединении Узбекистана к ЕврАзЭС.

6 октября 2007 года в Душанбе прошел саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии. План действий по формированию таможенного союза рассчитан на три года. Также было принято решение о формировании комиссии Таможенного союза –наднационального органа. Россия получила в нем 57% голосов, а Казахстан и Белоруссия – по 21,5%.

В Интеграционном комитете решения принимаются большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном комитете соответствует взносу каждой стороны в бюджет Сообщества.

·                    Россия — 40 голосов

·                    Беларусь — 15 голосов

·                    Казахстан — 15 голосов

·                    Киргизия − 7,5 голосов

·                    Таджикистан — 7,5 голосов

·                    Узбекистан — 15 голосов

 

 

3.3. Субрегиональное интеграционное образование ГУАМ

 

ГУАМ — субрегиональная организация  создана в октябре 1997. С 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан. Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУУАМ.

Достигнутые в рамках ГУАМ договорённости о сотрудничестве были сразу же одобрены ОБСЕ. В сентябре 2000 в ходе саммита тысячелетия в ООН был принят меморандум, регулирующий цели создания и деятельность ГУАМ. В 2001 ГУАМ получил статус международной региональной организации. На саммите в Ялте 6-7 июня 2001 был подписан устав ГУАМ.

На Киевском саммите ГУАМ 23 мая 2006 г. было принято решение о реформировании организации. В ходе саммита главы государств подписали Устав Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ (ОДЭР-ГУАМ).

В 2009 году президент Молдавии Владимир Воронин на вопрос о перспективах организации заявил, что «ГУАМ как региональная организация нежизнеспособен и бесперспективен».

4. РЕГИОНАЛЬНОЕ ИНТЕГРАЦИОННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

 

Представляет интерес эволюция такого известного в середине XX века регионального интеграционного формирования как Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), представлявшего собой разновидность зоны свободной торговли.

В феврале 1991 г. в результате встречи на высшем уровне руководителей Венгрии, Польши и Чехословакии в г. Вышеграде (Венгрия) была образована еще одна субрегиональная организация, не предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вышеградской группой. Создание Вышеградской группы, инициатором которой считается премьер-министр Чехии В. Клаус, было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС и ВТО в условиях развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад.

В декабре 1992 г. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу 1 марта 1993 г. поскольку образование ЦЕФТА носило временный тактический характер до вступления перечисленных государств в ЕС, не было принято предложение Словакии о создании институциональных органов Соглашения.

Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям:

— наличие торгового договора с ЕС или статус ассоциированного члена Европейского сообщества;

— членство в ВТО / ГАТТ;

— наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран— участниц Соглашения.

С 1 января 1996 г. очередной стороной соглашения стала Словения, с 1 июля 1997 г. — Румыния, а с 1 января 1999 г. — Болгария, то есть фактически все страны народной демократии, входившие ранее в Совет экономической взаимопомощи.

Целью ЦЕФТА являлось стимулирование развития торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 г. зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, позволяющий нивелировать некоторые проблемы, связанные с тем, что экономики стран-участниц ЦЕФТА скорее однотипны, чем взаимодополняемы, их рынки бедны капиталом, ограничены в сфере высоких технологий, дефицитны по сырьевым (в том числе и по энергетическим) ресурсам. Кроме того, страны-участницы ЦЕФТА имели крупное отрицательное сальдо внешней торговли, большая часть которого приходилась на страны ЕС. Эти и другие экономические проблемы были разрешены не в рамках ЦЕФТА.

С 1 января 1997 г. в рамках ЦЕФТА практически существовала зона свободной торговли для большинства промышленных изделий, за исключением чувствительных товаров с более длительной тарифной защитой, постепенно ликвидируемой не позже 2002 г. Это относится прежде всего к странам — основателям ЦЕФТА, так как для товаров из стран, присоединившихся позже, степень защиты несколько шире. Особенно это касалось Румынии и Болгарии, основной этап либерализации торговли с которыми начался с 1 января 1999 г. Например, Польша отнесла к чувствительным товарам продукцию автомобилестроения, а также нефтепродукты и некоторые стальные изделия. Для сельскохозяйственных товаров ЦЕФТА предусматривала не создание зоны свободной торговли, а частичную и выборочную либерализацию, масштаб которой был расширен с 1 января 1996 г. в соответствии с Дополнительным протоколом. В результате этого в начале 1999 г. тарифные преференции охватывали свыше 90% сельскохозяйственных товаров, часть которых реализовывалась беспошлинно в рамках общего списка «А», часть — по пониженной и общей для всех стран ставке (список «В»), а торговля товарами из списка «С» осуществлялась на основе двусторонних соглашений. Часть сельскохозяйственных товаров не была охвачена никакими преференциями.

Степень либерализации товарооборота сельскохозяйственных продуктов в рамках ЦЕФТА гораздо ниже, чем промышленных товаров. Учитывая специфику сельскохозяйственных рынков, страны-участницы ЦЕФТА согласовали возможность применения в определённых ситуациях защитных средств для сельскохозяйственных товаров. Так, например, Польша в 1997 г. отменила тарифные преференции на крахмал и изделия из него для всех стран ЦЕФТА, а в 1998 г. преференции в импорте сахара из Чехии, кукурузы посевной и кормовой из Венгрии, кукурузы кормовой из Чехии и Словакии, а также томатной пасты из Чехии, Словакии и Венгрии. В 1998 г. Словения и Румыния также повысили таможенную пошлину на венгерскую пшеницу (Румыния ещё и на пшенично-ржаную муку), а Чехия и Словения установили ее минимальный размер и т.д.

С момента последней встречи премьер-министров стран ЦЕФТА в Праге в 1998 г., на которой формально была приостановлена либерализация торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами, условия торговли ими в рамках Соглашения значительно усложнились. Это объясняется тем, что в разных странах-участницах ЦЕФТА результат либерализации торговли сельскохозяйственными товарами был различным. Только Венгрия (благодаря развитой системе субсидий), а также Чехия имеют положительное сальдо торговли этими товарами, а остальные страны-дефицит. Кроме того, все страны ЦЕФТА были плохо подготовлены к этой либерализации, поскольку рынок предварительно не был изучен. Часто доходило просто до взаимной переброски излишков продовольствия. Не было никакой координации сельскохозяйственной политики. Это привело к необходимости создания подкомитета ЦЕФТА по вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией, который начал функционировать во второй половине 1999 г.

В то же время следует отметить, что в результате реализации Соглашения значительно восстановился и получил развитие взаимный товарообмен. Например, товарооборот Польши с государствами ЦЕФТА увеличился более чем в три раза. При сотрудничестве в рамках ЦЕФТА основное внимание уделялось проблемам, связанным со взаимной торговлей. Несмотря на то, что такие сферы сотрудничества, как предоставление услуг и перемещение капитала, нашли официальное отражение в Познаньской декларации, принятой премьерами государств ЦЕФТА в ноябре 1994 г., реального сотрудничества в этих областях не было.

 

5. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭВОЛЮЦИИ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Комментируя схемы, приведенные в таблицах 6 и 7 можно констатировать, что наблюдающееся на протяжении полувекового периода противостояние в Европе регионального интеграционного формирования ЕС, использующего формат Таможенного союза, и регионального интеграционного формирования ЕАСТ, использующего формат зоны свободной торговли, закончилось полным триумфом ЕС.

Аналогичным оказался итог в противостоянии зоны свободной торговли СЭВ и ЦЕФТА с Таможенным союзом ЕС.

По-видимому, такого же итога следует ожидать и на пространстве СНГ после появления Таможенного союза 3 государств – Белоруссии, Казахстана и России.

Такой вывод гораздо труднее сделать, если анализировать только приведенные в таблицах 8 и 9 статистические данные.

 

 

 

Сравнительные данные по региональным интеграционным формированиям по состоянию на докризисный 2007 год

 

Региональные интеграционные

формирования

Численность населения ВВП, долл. США ВВП на душу населения, 2007 г. Уровень интеграции
2006 2007 Прирост за год
Еврозона 324,879,195 10,685,946,

928,310

12,225,304,

229,686

14,41% 37,630 Экономический и валютный союз
ЕврАзЭC 207,033,990 1,125,634,

333,117

1,465,256,

182,498

30,17% 7,077 Таможенный союз
Европейский таможенный союз 574,602,745 15,331,827,

900,202

17,679,376,

474,719

15,31% 30,768
МЕРКОСУР 55,681,675 277,544,834,

196

305,692,671,

540

10,14% 5,490
АСЕАН+5 2,085,858,841 10,216,029,

899,764

11,323,947,

181,804

10,84% 5,429 Зона свободной торговли
СНГ 272,897,834 1,271,909,

586,018

1,661,429,

920,721

30,62% 6,088
АТЭС 25,639,622 401,810,366,

865

468,101,167,

294

16,50% 18,257

 

Основаны на статистике ООН.

 

 

Сравнительные данные по отдельным государствам

по состоянию на докризисный 2007 год

ООН и страны

для сравнения

Население ВВП,

млн. долл. США

ВВП

на душу населения, долл. США

Число админ.

единиц

OOH 6 411 682 270 55 167 630 8 604 192
Бразилия 187 560 000 1 616 000 8 600 27
Германия 82 438 000 2 585 000 31 400 16
Канада 32 507 874 1 165 000 35 200 13
Китай 1 306 847 624 10 000 000 7 600 33
Индия 1 102 600 000 4 042 000 3 700 35
Россия 143 782 338 1 723 000 12 100 85
США 296 900 571 12 980 000 43 500 50
Япония 128 085 000 4 220 000 33 100 47

 

Источник: Всемирная книга фактов ЦРУ (2005), World Economic Outlook Database (МВФ)

 

 

При использовании материалов ссылка на сайт ВНИИЭСХ обязательна

©ГНУ ВНИИЭСХ, 2010.