РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК
ВСЕРОССИЙСКИЙ НИИ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА |
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ СИСТЕМНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В АПК |
И.Г. Ушачев
Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук,
директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства,
академик
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
КОНЦЕПЦИИ ЕДИНОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИИ И БЕЛАРУСИ
(Доклад на совместном заседании коллегии Минсельхоза России
и коллегии Минсельхозпрода Республики Беларусь, 22 сентября 2009 года)
Москва-2009
Уважаемые Елена Борисовна!
Уважаемый Семен Борисович!
Уважаемые члены коллегий и присутствующие!
В соответствии с решением совместного заседания коллегии Минсельхоза России и коллегии Минсельхозпрода Республики Беларусь от 10 декабря 2008 г. объединенный научный коллектив ученых Российской академии сельскохозяйственных наук и Национальной академии наук Республики Беларусь подготовили основные положения и проект Концепции единой аграрной политики Союзного государства.
При подготовке этих документов мы исходили, прежде всего, из межправительственных Соглашений (слайд 2), заключенных в рамках Союзного государства, а также ЕврАзЭС и СНГ
Структура Концепции (слайд 3) включает цели и задачи единой аграрной политики, приоритеты и принципы, краткую оценку состояния АПК наших стран, основные направления единой аграрной политики, экономические и организационные механизмы ее реализации, научно-техническое, кадровое, информационное, нормативно-правовое обеспечение единой аграрной политики, а также прогноз социально-экономических последствий реализации Концепции.
Основными целями единой аграрной политики, согласно решению указанной коллегии, являются (слайд 4):
повышение устойчивости развития и эффективности агропромышленных комплексов наших стран;
обеспечение населения продовольствием в соответствии с рациональными нормами питания;
стабилизация рынков товаров и услуг в отрасли на основе взаимовыгодной торговли;
использование преимуществ экономической интеграции посредством формирования Общего аграрного рынка.
Исходя из этих целей в качестве наиболее важных задач определяются следующие (слайд 5):
синхронизация аграрной политики, обеспечивающей достижение стабильности и повышение эффективности аграрных секторов экономик России и Беларуси;
оптимизация производства и сбыта продукции на национальных и внешних рынках, наращивание экспортного потенциала;
повышение уровня жизни населения на основе стабильного продовольственного обеспечения и приемлемого для населения уровня цен;
ускорение освоения инновационных технологий и техническое перевооружение АПК, развитие совместных форм научно-технического сотрудничества;
создание нормативно-правовых, финансово-экономических и информационных условий функционирования АПК;
введение единых систем технического регулирования и сертификации продукции;
защита экономических интересов и усиление позиций стран Союзного государства на мировом рынке при осуществлении внешней торговли с третьими странами и др.;
развитие сельских территорий, а также ряд других задач, обозначенных на слайде.
Решение перечисленных задач Концепции предлагается осуществлять с учетом следующих основных принципов (слайд 6):
учет взаимных социально-экономических интересов стран;
поддержание важнейших пропорций продуктовых рынков, соотношения между объемами товарного производства и спроса;
приоритетность потребления продукции, производимой на территории Союзного государства, и, наконец, обеспечение продовольственной безопасности.
Реализация указанных задач единой аграрной политики будет осуществляться путем системы экономических и организационных механизмов.
Экономические механизмы единой аграрной политики (слайд 7) должны представлять собой оптимальное сочетание рыночного саморегулирования и подчеркиваю государственного воздействия. В этих целях предстоит:
принять согласованный уровень государственной поддержки с учетом дифференциации в зависимости от влияния на рынок, то есть поддержки, которая не приводит к деформации торговли и которая приводит к деформации.
установить переходный период для синхронизации механизмов государственной поддержки с учетом различия в направлениях и уровне субсидирования.
Что касается ценовой политики, то на первом этапе (слайд 8) предполагается организовать регулярный обмен ценовой информацией и на этой основе самостоятельно на национальном уровне принимать согласованные решения об уровне рекомендуемых или прогнозируемых цен на продовольственном рынке.
На втором этапе возможно заключение соглашения о порядке определения индикативного уровня цен при закупках продукции для государственных нужд.
В последующем, можно будет перейти к установлению и использованию единых интервенционных цен на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции.
Налоговое регулирование будет связано с совершенствованием системы налогов на основе их сближения в рамках Союзного государства по видам и нормативам.
Проект Концепции предусматривает переход к функционированию нашего общего аграрного рынка в формате единой таможенной территории, что позволит объективно устранить причины возможных разногласий между нашими странами.
Наиболее существенным в таможенных отношениях является выработка механизма их синхронизации при введении новых и изменении действующих тарифных ограничений при торговле со странами СНГ, не входящими в Таможенный союз, а также с третьими странами.
Это позволит создать единую систему защиты национальных производств от импорта продукции из третьих стран. Важно также формирование единых ветеринарных, фитосанитарных, санитарно-гигиенических требований в сфере производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Формирование и реализация единой аграрной политики Союзного государства не может быть эффективно осуществлено без радикального развития институциональной структуры Общего аграрного рынка.
Вот почему с целью улучшения координации деятельности единого аграрного рынка следует предусмотреть при Совете министров Союзного государства создание Комиссии по АПК, наделив ее соответствующими полномочиями, включая мониторинг, разработку и оперативную корректировку проектов прогнозных балансов по всему спектру сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Одновременно целесообразно образовать на паритетных началах Союзный фонд по регулированию рынка.
Среди организационных механизмов следует особо выделить создание товаропроводящей системы, поскольку, как известно, Общего аграрного рынка на логистику приходится около четверти стоимости конечного продукта.
В проекте Концепции особое внимание уделяется повышению роли отраслевых союзов обоих государств, наделении их полномочиями, которые позволят предотвращать формирование и развитие конфликтных ситуаций на отдельных продуктовых рынках и готовить аргументированные согласованные решения для рассмотрения их на соответствующем уровне.
Важное место в осуществлении интеграционных процессов должны занять меры по совершенствованию научно-инновационной сферы АПК. Для их осуществления имеется в виду создание совместных научно-исследовательских структур и разработка единой программы фундаментальных и прикладных научных исследований Национальной академии наук Беларуси и Российской академии сельскохозяйственных наук.
Кадровая политика должна исходить из необходимости (слайд 9):
взаимного доступа молодежи из Беларуси и России в высшие и средние сельскохозяйственные и другие учебные заведения;
расширения обмена научными кадрами, приема в аспирантуру и докторантуру;
разработки совместных программ переподготовки кадров по основным специальностям АПК.
Одной из важнейших причин существующих недостатков во взаимной торговле наших стран является несовершенство информационного обеспечения продовольственных рынков. В этой связи предстоит реализовать комплекс мер по формированию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров, который более подробно представлен в проекте Концепции.
В области социальной политики развития села Союзного государства следует выделить вопрос о формировании стандарта жизнедеятельности на селе, обеспечивать финансирование межгосударственных, национальных и межрегиональных программ сельского развития.
При рассмотрении проблемы экологизации агропромышленного производства, должное внимание нами уделено производству экологически чистой сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
В проекте Концепции предусматривается система мер по нормативно-правовому обеспечению аграрного рынка на основе единых методологических и методических подходов к ее формированию. При этом предстоит поэтапно разработать и принять достаточно масштабный пакет документов, используя упрощенные процедуры, не требующие ратификации органами законодательной власти наших государств.
Проект Концепции завершается прогнозом социально-экономических последствий ее реализации, а в качестве основных показателей эффективности реализации единой аграрной политики Союзного государства рассматриваются (слайд 10):
повышение уровня и качества жизни населения наших стран;
рост товарооборота;
повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия стран на внутренних и мировом рынках;
рост доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие социальной сферы села.
В целом же мы считаем, что реализация основных положений единой аграрной политики Союзного государства будет способствовать росту эффективности агропромышленного производства, повышению экономического и политического статуса России и Беларуси в международном разделении труда.
Уважаемая Елена Борисовна и Семен Борисович! Мы просили бы Вас поручить соответствующим Департаментам министерств рассмотреть проект Концепции, сделать по нему замечания и предложения, с тем, чтобы мы смогли их учесть и представить Концепцию в установленные Вами сроки.
Благодарю за внимание!
При использовании материалов ссылка на сайт ВНИИЭСХ обязательна
©ГНУ ВНИИЭСХ
Анонсы