icon icon icon

Продовольственная безопасность России: актуальность и перспективы

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

ВСЕРОССИЙСКИЙ НИИ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Ушачев Иван Григорьевич,

вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук,

директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства,

академик РАСХН

Доклад на Круглом столе

«Продовольственная безопасность России: актуальность и перспективы»

Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам

2 декабря 2009 г.

 

 

Москва – 2009

 

Уважаемые коллеги!

Рассмотрение в Государственной Думе проблемы продовольственной безопасности в преддверии принятия Доктрины, на наш взгляд, представляется весьма важным, поскольку ее реализация потребует совершенствования нормативно-правовой базы функционирования АПК. Мы считаем, что роль и место Доктрины в государственной аграрной политике очень велика, поскольку сегодня именно она будет ориентиром для решения не только тактических, но и стратегических задач на длительную перспективу.

Работа над Доктриной шла длительное время. Ученые Россельхозакадемии и нашего института принимали самое активное участие на всех ее этапах и можно сказать, что мы вполне удовлетворены ее содержанием в том варианте, который нам известен и если она будет принята в этой редакции. То она сыграет значительную роль в устойчивом развитии агропромышленного комплекса, обеспечении населения качественным продовольствием.

Говоря о роли Доктрины, хотелось бы назвать 2-3 цифры: доля продовольственных товаров на потребительском рынке, как известно, составляет в среднем по стране 45%, в расходах населения – около 35%, в группах же с относительно низкими доходами она доходит примерно 60%. При этом надо иметь в виду, что продовольственная инфляция во многом определяет общий ее уровень, а следовательно и благосостояние населения.

Принятие Доктрины особенно важно в условиях продолжающегося кризиса, имея в виду, что антикризисные меры должны быть увязаны с теми задачами, которые определены Доктриной по обеспечению продовольственной независимости страны.

Позвольте кратко остановиться на двух-трех моментах, которые во многом будут определять результативность реализации Доктрины.

Это, прежде всего, современное состояние продовольственной безопасности России. Если давать оценку продовольственной безопасности страны, то экономическая доступность, которая характеризуется уровнем потребления отдельных видов пищевых продуктов на душу населения в % к рациональным нормам потребления, по наиболее ценным пищевым продуктам в среднем по стране остается крайне низкой: по мясо и мясопродукцтам – 61, по молоку и молокопродуктам – 88, по рыбной продукции – 56, по овощам м бахчевым – 76, по фруктам и ягодам – 72%.

По данным группировки Росстата за 2008 г., по 10-процентным (децильным) группам населения в зависимости от уровня среднедушевых располагаемых ресурсов в среднем на потребителя в год потребление в группе с наименьшими ресурсами ниже чем в группе с наибольшими ресурсами: овощей и бахчевых в 2 раза, фруктов и ягод – в 3,1, сахара – в 1,7, мяса и мясных продуктов – в 2,2, молока и молочных продуктов – в 1,9, яиц – в 1,6, рыбы и рыбопродуктов – в 2,1, масла растительного – в 1,4 и даже картофеля – в 1,3 и хлеба и хлебных продуктов – в 1,2 раза.

Несколько увеличилась доля отечественного производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в товарных ресурсах внутреннего рынка и соответственно снизилась доля импортной продукции на рынке. Вместе с тем доля импорта остается крайне высокой и не соответствует общепринятым нормам (слайд ). По общему общему продовольственных ресурсов это 65%, по мясу и мясопродуктам – 60,8%, по молоку и молокопродуктам – 77,8%.

Не улучшается положение с качеством пищевых продуктов, поступивших на потребительский рынок. По данным Росстата, в первом полугодии 2009 г. установлено ненадлежащее качество или опасность отечественных продовольственных товаров : мяса и птицы – 10,7%, рыбной продукции – 12,4%, сыров и цельномолочной продукции  – 5,5-5,9%, крупы – 7,6%, консервы плодоовощные – 6,3%. При этом по большинству продовольственных товаров импортная продукция оказалась по качественным показателям ниже отечественной, в том числе рыба и рыбопродукты – 21,5%, сахар – 30%, цельномолочная продукция – 9,7%, консервы плодоовощные – 8,5%.

Теперь несколько слов об угрозах и рисках реализации задач, представленных в Доктрине. К рискам, которые возросли в условиях кризиса можно отнести макроэкономические, которые сопряжены с недостаточной финансовой поддержкой АПК и дальнейшим снижением инвестиционных возможностей.

Одновременно на финансовое положение отрасли может оказать продолжающееся удорожание материально-технических, в том числе энергетических ресурсов.

В августе 2009 г. индекс цен на электроэнергию, отпущенную сельскохозяйственным товаропроизводителям, по отношению к декабрю 2008 г. составил 119,3%, топливо дизельное – 114,6%, газ природный – 132,6%, тракторы общего назначения – 105,6%, комбайны зерноуборочные – 109,7%.

Технико-технологические риски вызваны состоянием материально-технической базы сельского хозяйства, слабой обновляемостью фондов, отставанием в технико-технологической модернизации производства по сравнению с развитыми странами мира. В настоящее время от 50 до 80% отдельных видов техники в сельском хозяйстве выработали срок амортизации. Коэффициент обновления, например, тракторов составлял в 2009 г. лишь 4,5%, что более чем в 2 раза ниже потребности.

Сельскохозяйственное машиностроение находится в упадке. Одной из главных причин такого положения стала крайне низкая доходность сельскохозяйственного производства, не позволяющая осуществлять большинству сельскохозяйственных товаропроизводителей расширенное, а значительной его части – простое воспроизводство. В результате резко снизился спрос на рынке материально-технических ресурсов, и одновременно существенно возрос его импорт.

Агроэкологические риски вызваны деградацией качественного состояния сельскохозяйственных земель и сложившимися размерами неиспользованных угодий. В настоящее время, по оценке ученых Россельхозакадемии, наибольшую опасность представляет эрозия почв сельскохозяйственных земель: доля эрозийно опасных сельскохозяйственных угодий составляет более 58% их общей площади, в том числе пахотных – 41%.

Удельный вес земель, имеющих отрицательный баланс гумуса, превышает 97%, 56 млн. га пашни характеризуются его низким содержанием. Почти 70 млн. га имеют повышенную кислотность, из них сильно- и среднекислых земель –свыше 36 млн. га.

Большую озабоченность вызывает состояние мелиорированных земель. Из имевшихся к началу 90-х годов 11,3 млн. га мелиорированных земель за последние годы выбыло 2 млн. га, оставшиеся земли используются недостаточно эффективно. Площадь неполиваемых земель возросла до 2,1 млн. га, что привело не только к существенному недобору урожая сельскохозяйственной продукции, но и развитию на них деградационных процессов.

Основными причинами такого положения являются низкий уровень экономики сельскохозяйственных товаропроизводителей, недостаточное финансирование мероприятий по повышению плодородия земель, предупреждению деградационных процессов, восстановлению и охране сельскохозяйственных угодий и окружающей среды.

Социальные риски определяются в значительной степени дефицитом квалифицированных кадров из-за самой низкой оплаты труда в сельском хозяйстве среди всех других сфер деятельности в экономике страны, возрастающим отставанием социальной инфраструктуры на селе по сравнению с городом, падением престижности сельскохозяйственного труда.

В 2008 г. среднемесячная заработная плата занятых в сельском хозяйстве составила 8200 руб. при среднем по экономике страны 17226 руб. или в 2,1 раза меньше, в январе-августе 2009 г. – соответственно 9074 руб. и 18087 руб. или в 2 раза.

Торгово-экономические риски связаны с продолжающейся монополизацией агропродовольственного рынка и, как следствие, высокими потребительскими ценами, низкой доступностью сельскохозяйственных товаропроизводителей к нему, возможным усилением давления на рынок импортеров продовольствия.

В этих условиях мы считали бы целесообразным разработать меры по реализации Доктрины продовольственной безопасности, в которые включить в частности:

  • уточнить отдельные параметры Государственой программы, синхронизиров ее с основными положениями Доктрины;
  • разработать и принять отраслевую целевую программу развития кооперации по сбыту сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, направленную на улучшение доступа сельскохозяйственых товаропроизводителей к рынку, формирование сбытовой системы, способной конкурировать с торговым исетями, обеспечивая сельскохозяйственным товаропроизводителям достаточный уровень доходов;
  • в целях ускорения модернзации агропромышленного производства и снижения технической зависимости от импорта машин и оборудования рассмотреть вопрос о разработке и принятии в 2010 г. Федеральной целевой программы, обеспечивающей восстановление и развитие сельскохозяйственного машиностроения и производства оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности;
  • ускорить рассмотрение и утверждение Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, направленную на улучшение демографической ситуации на селе, диверсификацию сельской экономики, повышение занятости и доходов сельского населения, развитие социальной и инженерной инфраструктуры, экологическую реабилитацию сельских территорий.

Предстоит разработать и принять решение по совершенствованию законодательной базы земельных отношений.

Нам представляется, что в целом надо разработать и принять Стратегию долгосрочного социально-экономического развития аграрного комплекса, в которой заложить основные принципы обеспечения устойчивого экономического развития нашей отрасли и достижения задач, поставленных в Доктрине продовольственной безопасности страны. Над такой Стратегией ученые Россельхозакадемии сейчас и работают.

При использовании материалов ссылка на сайт ВНИИЭСХ обязательна

©ГНУ ВНИИЭСХ, 2009.

  • новости
  • видеотека