РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК
ВСЕРОССИЙСКИЙ НИИ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Ушачев Иван Григорьевич,
вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук,
директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства,
академик РАСХН
«СОГЛАСОВАННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА –
ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАН СОДРУЖЕСТВА»
(Доклад на Международный экономический Форум государств – участников СНГ
«Новые инициативы в Год председательства России в СНГ»
5 марта 2010 г.)
Москва-2010 г.
Уважаемые участники Круглого стола!
Формирование согласованной аграрной политики государств Содружества стало в настоящее время объективной необходимостью. Одной из важнейших целей ее разработки и реализации является обеспечение и повышение уровня продовольственной безопасности. В настоящее время уже приняты Доктрина продовольственной безопасности России, Концепция продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества, завершается разработка Концепции продовольственной безопасности Содружества.
Реализация основных положений согласованной аграрной политики будет способствовать росту эффективности агропромышленного производства, повышению экономического и политического статуса стран СНГ в международном разделении труда.
Последние 10 лет начался процесс восстановления агропромышленного производства, который протекал по разным странам не одинаковыми темпами, но в целом за этот период валовая продукция сельского хозяйства возросла на 36%.
Начиная с 2000 года шел постепенный рост производства сельскохозяйственной продукции и уже в 2008 году он составил к 2000 году 47%, хотя ряду государств и не удалось возместить падение в предыдущие годы.
На наш взгляд, такое положение сложилось в результате того, что мы далеко не в полной мере использовали возможности более эффективных форм интеграции, в частности – формат Таможенного союза, позволяющей снять искусственные барьеры во взаимной торговле, ввести необходимые элементы координации деятельности. Например, в ЕС объем внутренней торговли между государствами союза к общему объему экспорта достиг 67%, в НАФТА (США, Канада, Мексика) — 53%, а в СНГ он составляет пока менее 1/3.
Но если Содружество не сможет полностью использовать потенциал емкого общего аграрного рынка, то оно будет продолжать уступать свое экономическое пространство и рынки транснациональным компаниям — производителям США, Европейского Союза и государств Юго-Восточной Азии.
Для современных экономических отношений в рамках СНГ представляли бы интерес этапы и темпы эволюции Европейского союза в течение последних 50 лет. Кстати, в Европейском союзе одним из трех первых рынков, где началась интеграция, был рынок сельскохозяйственной продукции. Последующая интеграции, в конечном счете, обеспечила не только продовольственную независимость всех участников Союза, но и сформировала крупного игрока на мировом продовольственном рынке.
У нас стоит та же принципиальная задача – за счет согласованной аграрной политики обеспечить устойчивое развитие АПК и как конечный результат – экономическую и продовольственную безопасность Содружества.
Говоря о переходе от реинтеграции к перспективам развития интеграции, мы должны исходить из факторов, определяющих наши преимущества. Это, прежде всего:
Как известно, в 2002 году главы наших государств приняли Согласованную аграрную политику. Видимо настало время с учетом произошедших за это время политических и экономических трансформаций, включая и кризисные процессы, еще раз вернуться к этому документу для его актуализации применительно к современным условиям.
Что касается целей и задач Согласованной аграрной политики Содружества, то они и сегодня не утратили свое значение. Вместе с тем, этапность и механизмы достижения этих целей требуют уточнения, в частности по:
Одновременно необходимо вернуться и к Соглашению об общем аграрном рынке, которое было разработано еще в 1997 году. Речь идет о необходимости учитывать сложившуюся ситуацию с созданием субрегиональных формирований в рамках СНГ, присоединением некоторых государств к ВТО и пока несложившейся рыночной инфраструктуре, не отвечающей условиям современного общего аграрного рынка. В этих целях, на наш взгляд, Исполкому СНГ следовало бы поставить вопрос перед главами Правительств о создании Рабочих групп из представителей специалистов министерств, ученых и бизнеса для разработки предложений по уточнению указанных документов.
Наряду с этим, учитывая природно-экономические различия, очень важно выработать программу по совершенствованию размещения отраслей на основе углубления межстранового разделения труда и специализации производства сельскохозяйственной продукции отдельных стран для повышения эффективности функционирования АПК стран СНГ и Общего аграрного рынка.
Интеграционные процессы, на наш взгляд, должны формироваться на основе сочетания экономических и организационно-правовых механизмов.
В этих целях целесообразно определить переходный период для синхронизации механизмов рыночного саморегулирования и государственной поддержки с учетом различия в направлениях и уровне субсидирования аграрных секторов наших стран, имея в виду, чтобы она не приводила к деформации торговых отношений и возникновению конфликтов в этой сфере.
Что касается ценовой составляющей экономического механизма, то на первом этапе предполагается организовать регулярный обмен ценовой информацией и на этой основе самостоятельно на национальном уровне принимать согласованные решения об уровне рекомендуемых или прогнозируемых цен на продовольственном рынке.
На втором этапе возможно заключение соглашения о порядке определения индикативного уровня цен при закупках продукции для государственных нужд.
В последующем, можно будет перейти к установлению и использованию единых интервенционных цен на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции.
Наиболее существенной составляющей экономического механизма являются таможенные отношения, синхронизация которых при введении новых и изменении действующих тарифных ограничений при торговле между странами входящими и не входящими в Таможенных союз и с третьими странами выдвигаются на первый план.
Формирование и реализация единой аграрной политики Содружества не может быть эффективно осуществлено без кардинального совершенствования институциональных структур, среди которых следует особо выделить создание товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поскольку, как известно, на логистику приходится около четверти стоимости конечного продукта.
Одной из важнейших причин существующих недостатков во взаимной торговле наших стран является несовершенство информационного обеспечения продовольственных рынков. В этой связи предстоит реализовать комплекс мер по формированию межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров.
Важное место в осуществлении интеграционных процессов должны занять меры по совершенствованию научно-инновационной сферы АПК. Для их осуществления имеется в виду создание совместных научно-исследовательских структур и продолжить практику разработки единой программы фундаментальных и прикладных научных исследований государств СНГ.
Интеграционные процессы предусматривают установление прямых хозяйственных связей и развитие кооперации между товаропроизводителями, реализация совместных инвестиционных проектов модернизации производства, внедрение интенсивных технологий.
С целью развития аграрного рынка следует также рассмотреть вопрос о создании в рамках СНГ международных отраслевых (продуктовых) ассоциаций или союзов хозяйствующих субъектов, занятых производством, переработкой, торговлей агропромышленной продукцией. Кстати, недавно в Минске были подписаны документы об учреждении Евразийского союза аграрных товарных бирж, руководитель которого принимает участие в работе нашего Круглого стола.
К сожалению, эффективному функционированию Общего аграрного рынка мешают иногда возникающие трения в отдельных сегментах из-за отсутствия системы разработки прогнозных балансов по основным видам продовольствия.
В целях разработки прогнозных балансов в составе Исполнительного Комитета СНГ необходимо создать межгосударственный прогнозно-аналитический центр, в функции которого входило бы как проведение аналитической работы, так и разработка сводных прогнозов, программ и иных материалов, а также непрерывного мониторинга уровня продовольственной безопасности Содружества. Кстати, разработка таких балансов ведется в рамках Союзного государства России и Беларуси на протяжении уже 10 лет. В рамках Евразийского экономического сообщества тоже ведется разработка среднесрочных прогнозных балансов по основным видам продовольствия.
Создание Общего аграрного рынка предъявляет повышенные требования к инфраструктуре продвижения товаров и услуг, а именно: транспорту, связи, складскому хозяйству, оптовой и розничной торговле.
Процесс создания товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия уже начался в рамках Евразийского экономического сообщества. К настоящему моменту Инициативное предложение по созданию межгосударственной программы «Создание Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» одобрено Межгосударственным советом ЕврАзЭС и находится на стадии согласования Правительствами государств-членов Сообщества, а мероприятия по созданию и развитию межгосударственной товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия включены в проект Плана мероприятий по реализации Концепции продовольственной безопасности Евразийского экономического сообщества.
По оценкам экспертов ЕврАзЭС, реализация этой межгосударственной программы может обеспечить:
Таким образом, мы остановились только на первоочередных, важнейших проблемах, которые призваны внести основной вклад в повышение уровня продовольственной безопасности каждого государства-участника СНГ и Содружества в целом. Естественно, нам предстоит еще большая работа в этом направлении, и мы рассчитываем на взаимнозаинтересованное участие всех государств вашего Содружества.
Благодарю за внимание!
При использовании материалов ссылка на сайт ВНИИЭСХ обязательна
©ГНУ ВНИИЭСХ, 2010.
Анонсы