icon icon icon

Содержание

 

СОДЕРЖАНИЕ

АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Печеневский В. Трансформация структуры аграрного производства: территориально-отраслевые и организационно-экономические аспекты (на примере Центрально-Черноземного макрорегиона)

4

Винокуров Г. , Винокуров С.Винокурова М. Приоритетные направления улучшения деятельности сельскохозяйственных организаций на перспективу в Иркутской области

11

Черникова С. Развитие высокотехнологичных производств в региональных отраслевых структурах

21

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Маслова В., Савкина Г. Развитие инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве России

29

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ РЫНОК

Полунин Г., Алакоз В. , Черкашин К. Прогноз изменения посевных площадей для возделывания сельскохозяйственных культур в Российской Федерации на период до 2025 года

38

РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Бондаренко Л. Программно-целевой подход к развитию сельских территорий

47

ЗА РУБЕЖОМ

Трач Д., Мельничук Л. Аграрные преобразования как фактор

социально-экономического развития сельских территорий

63

Попова К. Глобальные проблемы водообеспечения сельского хозяйства

72

Нифонтова Е. Инструменты государственного регулирования

отрасли свиноводства: российский и зарубежный опыт

81

КОНКУРС МОЛОДЫХ АВТОРОВ
Емельянова Ю. Роль и необходимость государственной поддержки инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе РФ

88

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Ушачев И., Жуков Н. Фермерству в России быть

93

 

Аграрная политика: проблемы и решения

УДК 338.432 doi 10.33305/202-4

ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРУКТУРЫ АГРАРНОГО

ПРОИЗВОДСТВА: ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОТРАСЛЕВЫЕ И

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

(НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНОГО МАКРОРЕГИОНА)

 

В. ПЕЧЕНЕВСКИЙ , кандидат экономических наук, доцент, заведующий сектором, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-черноземного района Российской Федерации», г. Воронеж, Россия.

 

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются трансформационные процессы в территориально-отраслевой и организационно-экономической структуре сельского хозяйства Центрально-Черноземного макрорегиона. Анализируется состояние и динамика размещения и специализации отраслей растениеводства и животноводства в территориальном резерве макрорегиона и различных категорий хозяйств. В дореформенный период в ЦЧМР в отраслевой структуре на долю животноводческой отрасли приходилось более 67% (в 1990 г.) в настоящее время она существенно снизилась и в 2018 году составляла по микрорегиону 48%. Таким образом, ЦЧМР пока сохраняет растениеводческую специализацию, хотя в последние годы идет форсированное наращивание продукции животноводства. Сделан вывод, что в течение пореформенного периода происходит смена стадий развития сельского хозяйства и его аграрной структуры. Основными направлениями трансформации аграрного производства и его структуры являются усложнение организационно-экономической структуры, смена тенденций производства продукции, ее соотношений между категориями хозяйств, территориями, изменение размещения и специализации, усиление процессов концентрации и поляризации сельских территорий. Полагаться на приведение аграрной структуры областей к рациональным параметрам только за счет рыночного саморегулирования недопустимо. Рыночные механизмы необходимо грамотно сочетать с механизмами государственного регулирования структурных сдвигов в аграрном производстве.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: аграрный сектор, трансформация, аграрная структура, структурный сдвиг.

Список источников:

1. Усатый, П.С. Структурные сдвиги в экономике и их воздействие на региональное развитие (на материалах Омской области): Дис. канд. экон. наук [Текст] / П.С. Усатый. — Ростов н/Д, 2003. — 166 с.

2. Куница, М.С. Особенности современной трансформации аграрного комплекса Брянской области [Текст] / М.Н. Куница // Вестник аграрной науки. — 2017. — №6 (69). — с. 124-131.

3. Региона России. Статистический сборник / Росстат. – 2000-2018 гг.

4. Алтухов, А.И. Совершенствование организационно-экономического механизма устойчивого развития агропромышленного производства России [Текст] / А.И. Алтухов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2016. — №7. — С.2-11.

5. Буздалов, И. Структурные перекосы в сельском хозяйстве России: причины и последствия // АПК: экономика, управление. — 2017. — №2. — С.4-14.

6. Шутьков, А. Деформация структуры воспроизводства: пути преодоления [Текст] / А.Шутьков // Экономика сельского хозяйства России.-2012.-№5.-С.4-11.

7. Ушачев, И.Г. Научные проблемы импортозамещения и формирование экспортного потенциала продукции агропромышленного комплекса России [Текст] / И.Г. Ушачев // АПК: экономика, управление. — 2016. — №1. — С. 4-21.

 

ABSTRACT: the transformation processes in the territorial-sectoral and organizational-economic structure of agriculture of the Central Black Earth macro region are considered. The state and dynamics of the location and specialization of crop and livestock industries in the territorial reserve of the macro region and various categories of farms are analyzed; trends in structural shifts are identified and their assessment is given. It is concluded that during the post-reform period there is a change in the stages of development of agriculture and its agrarian structure. The main directions of transformation of agricultural production and its structure are complication of organizational and economic structure, change of trends of production of products, its ratios between categories of farms, territories, change of location and specialization, strengthening of processes of concentration and polarization of rural areas. Relying on bringing the agrarian structure of regions to rational parameters only through market self-regulation is unacceptable. Market mechanisms must be correctly combined with the mechanisms of state regulation of structural changes in agricultural production.

KEYWORDS: agricultural sector, transformation, agricultural structure, structural shift.

 

Контактный адрес. Печеневский Владимир Федорович тел.: +7(4732)-226-30-19 г.Воронеж, ул. Серафимовича 26 а, 394042, e-mail: monitoringr@mail.ru

Аграрная политика: проблемы и решения

УДК: 338.432 doi 10.33305/202-11

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УЛУЧШЕНИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ НА ПЕРСПЕКТИВУ В ИРКУТСКОЙ

ОБЛАСТИ

Г.ВИНОКУРОВ , доктор экономических наук, профессор, кафедра «Финансы, бухгалтерский учет и анализ», ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского», п. Молодежный, Россия,

С.ВИНОКУРОВ , кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Финансы, бухгалтерский учет и анализ», ФГБОУ ВО «Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского», п. Молодежный, Россия,

М.ВИНОКУРОВА , кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Экономика предприятий и предпринимательской деятельности», ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет», г.Иркутск, Россия.

АННОТАЦИЯ. Сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей экономики, активно поддерживаемой государством. Поэтому поиск эффективных моделей развития агропромышленного производства, несомненно, важен. За последние годы в сфере производства продукции сельского хозяйства происходят как позитивные, так и негативные изменения, вызванные влиянием различных экономических факторов. Это обусловливает необходимость исследования этих факторов и особенностей производства продукции сельского хозяйства на уровне хозяйствующих субъектов. Решение существующих проблем позволит создать условия для улучшения и повышения эффективности деятельности хозяйственных структур на ближайшую перспективу. Приоритетными направлениями аграрной политики являются: создание условий для диверсификации сельской экономики; улучшения материально-технической базы товаропроизводителей за счет инвестиций, развития семеноводства, селекции и защиты растений и животных от вредителей; разработка и внедрение новых механизмов, стимулирующих кооперацию в АПК; стимулирование роста производства сельскохозяйственного сырья (зерна, овощей, мяса крупного рогатого скота, мяса свиней и птицы); расширение диверсификации деятельности действующих товаропроизводителей; совершенствование формы управления сельскохозяйственным производством; повышение уровня оплаты труда работников и сокращение трудового неравенства; создание условий для социального развития села. В исследовании основное внимание уделено анализу финансовых результатов деятельности сельскохозяйственных организаций, фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей в сельском хозяйстве при производстве сырья, его первичной и глубокой переработке. Кроме того проанализирована эффективность деятельности хозяйственных структур в отраслях животноводства и растениеводства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: экономика, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство, сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства, финансовые результаты, приоритетные направления, дотации, рентабельность, развитие.

Список источников:

1. Алтухов, А.И. Современные внутренние и внешние угрозы развитию аграрной сферы экономики [Текст] / А.И. Алтухов // Экономика сельского хозяйства России. — 2019. — № 12. — С. 2-10.

2. Анализ рентабельности и финансовой устойчивости предприятия сельскохозяйственного назначения [Текст] / Вельм М.В., Врублевская В.В. // В сборнике: Инновационная деятельность науки и образования в агропромышленном производстве материалы Международной научно-практической конференции. Отв. за выпуск И.Я. Пигорев. — 2019. — С.143-148.

3. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельскохозяйственного производства региона [Текст] / Г.М. Винокуров, С.И. Винокуров, М.В. Винокурова, А.И. Мамаева. – Иркутск: Изд-во БГУ, 2020.–129 с.

4. Винокуров, М.А. Стратегия посткризисной модернизации России. Сборник статей и интервью. – М.: ЗАО «Издательский дом «Аргументы недели», 2015. – 448 с.

5. Углубление интеграции и расширение диверсификации агропромышленных хозяйственных структур [Текст] / С.И. Винокуров, М.Ф. Тяпкина. – Иркутск: Изд-во: Иркутский государственный аграрный университет им. А.А. Ежевского (Молодежный), 2019. – 200 с.

6. Прогноз научно-технологического развития отрасли растениеводства, включая семеноводство и органическое земледелие России, в период до 2030 года [Текст] / А.Г. Папцов, А.И. Алтухов, Н.И. Кашеваров, П.М. Першукевич, А.С. Денисов, Е.В. Рудой [и др.]; Новосиб. гос. аграр. ун-т, Сиб. федер. центр агробиотехнологий РАН, ФИЦ Институт цитологии и генетики СО РАН, ФНЦ ВНИИЭСХ – Новосибирск: Изд-во НГАУ «Золотой колос», 2019. – 100 с.

7. Самаруха, А.В. Гипертехнологичное развитие России [Текст] / А.В. Самаруха // Великая победа советского народа: история и вызовы современной России. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. — 2019. — С. 58-65.

8. Особенности планирования социально-экономического развития сельских муниципальных образований [Текст] / Л.Г. Соколова, О.А. Сухарев // Материалы межд. науч.-практ. конф. « Новый путь российской экономики: импортозамещение, инновационность, экономическая безопасность », Оренбург, 23 января 2019 г. – Стерлитамак: АМИ, 2019. – С. 193-197.

9. Татаринов, К.А. Маркетинговые манипуляции с ценой [Текст] / К.А. Татаринов // Практический маркетинг. — 2019. — №1(263). — С. 39-44.

10. Тагаров, Б.Ж. Специфика экономики совместного потребления и условия ее развития [Текст] / Б.Ж. Тагаров // ЭКО. — 2019.- №7(541). — С. 140-155.

11. Технологические и организационные особенности замкнутого цикла производства [Текст] / В.Ю. Дейч, О.И. Дейч, О.Н. Кузнецова // В сборнике: «Современные проблемы экономики в условиях цифровой трансформации материалы научно-практической конференции преподавателей и молодых ученых». — 2018. — С. 19-27.

12. Территориальное размещение и специализация сельского хозяйства в регионе [Текст] / Труфанова С.В., Аникиенко Н.Н. // Финансовая экономика. — 2019. — №1. — С.245-248.

13. Актуальные направления совершенствования аграрной политики России [Текст] / И.Г. Ушачев, А.Ф. Серков, В.В. Маслова, В.С. Чекалин // АПК: экономика, управление. — 2019. — № 3. — С. 4-16.

14. Политика диверсификации торговых сетей на рынке продовольствия в условиях экономических санкций и импортозамещения [Текст] / А.Н. Федотов, С.В. Щепина // Baikal Research Journal. — 2018. — Т.9. — №3. — С.13.

15. Щетинина, И.В. Прожиточный минимум и оплата труда — реалии современной действительности и перспективы изменений [Текст] / И.В. Щетинина // ЭКО. — 2020. — №1(547). — С. 116-137.

Контактный адрес. Винокуров Геннадий Михайлович , E-mail: vinokurovgm@mail.ruВинокуров Сергей Иннокентьевич, E-mail:vinokurovsi@mail.ru,Винокурова Мария Викторовна, E-mail: mariav1982@mail.ru, 664038 Молодежный пер., 1/1, п. Молодежный, Иркутская обл., тел. +7(3952) 237-330, +7(3952) 5-0000-8

Аграрная политика: проблемы и решения

УДК 336.027 doi 10.33305/202-21

 

РАЗВИТИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРОИЗВОДСТВ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТРАСЛЕВЫХ СТРУКТУРАХ

 

С.ЧЕРНИКОВА , кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, Россия

 

АННОТАЦИЯ. Сегодня ускоренные темпы развития высокотехнологичных производств в региональных отраслевых структурах необходимо рассматривать как фундамент для наращивания инновационного потенциала регионов и страны в целом. Определяющими чертами и особенностями развития высокотехнологичных производств в регионах служат изменения в промышленно-отраслевой специализации, а также взаимодействие науки и предприятий по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции технико- технологического потенциала предприятий, в частности, среди российских молокоперерабатывающих предприятий существенным остается удельный вес объектов с устаревшим производством, вследствие чего в ряде регионов перерабатывающий потенциал используется не полностью. В данной статье раскрыта значимость развития высокотехнологичных производств в региональных отраслевых структурах в условиях нарастания глобальных вызовов для российской экономики. Именно субъекты Российской Федерации становятся лидерами развития высокотехнологичных производств и центрами активности инновационной деятельности. Предложен методический инструментарий управления развитием высокотехнологичных производств в региональных отраслевых структурах, от системного и комплексного применения которого зависит не только результативность управления, но и нейтрализация глобальных вызовов, устойчивость российской экономики. В настоящей статье автором определены отдельные проблемы и перспективы финансирования модернизированных молокоперерабатывающих предприятий, в рамках региональных отраслевых структур; предложен алгоритм их решения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственная программа, высокотехнологичное производство, перерабатывающее предприятие молочной отрасли, региональная отраслевая структура, наука, техническое перевооружение, автоматизация, развитие, механизм управления.

Список источников:

1. ГОСТ Р 51705.1-2001 Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200007424 (дата обращения: 15.03.2019).

2. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2017 г. Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mcx.ru/upload/iblock/f6a/ f6a926309485f5008245b3dda0a9d611.pdf (дата обращения: 25.02.2019).

3. Перспективы повышения конкурентных преимуществ региона: теория и практика. Под ред. А.Н. Пыткина. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. – 129 с.

4. Особенности реструктуризации предприятий агропромышленного комплекса в инновационные интеграционные формирования [Текст]: монография / А.Н. Пыткин, С.А. Черникова // Автономная некоммерческая орг. высш. проф. образования Пермский ин-т экономики и финансов. – Пермь: Пермский ин-т экономики и финансов, 2013. – 182 с.

5. Развитие высокотехнологичных производств в региональных отраслевых структурах как фактор нейтрализации глобальных вызовов [Текст] / А.Н. Пыткин, С.А. Черникова, Г.Г. Тирон // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов России Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. — С.279-285.

6. Влияние бюджетной политики на экономическую безопасность государства [Текст] / А.Ю. Пьянков, М.С. Марамыгин // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2015. – №2. – С. 54‑56.

7. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 67 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции» (вместе с ТР ТС 033/2013. «О безопасности молока и молочной продукции»). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/499050562 (дата обращения: 15.06.2019).

8. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/12172719/ (дата обращения: 13.05.2019).

9. Черникова, С.А. Развитие управленческого учета в системе менеджмента предприятиями агропромышленного комплекса: диссертация … кандидата экономических наук: 08.00.05, 08.00.12 / [Место защиты: Удмурт. гос. ун-т]. – Ижевск, 2011. – 164 с.

ABSTRACT. Today, the accelerated development of high-tech industries in regional sectoral structures should be considered as the foundation for building up the innovative potential of the regions and the country as a whole. The defining features and peculiarities of the development of high-tech industries in the regions are the changes in industrial-industry specialization that emerged as a result of market transformations, as well as the interaction of science and enterprises in modernization, technical re-equipment and reconstruction of the technical and technological potential of enterprises. This article reveals the significance of the development of high-tech industries in the regional sectoral structures in the face of growing global challenges for the Russian economy. It is the constituent entities of the Russian Federation that are becoming leaders in the development of high-tech industries and centres of innovation activity. Methodological tools for managing the development of high-tech industries in the regional sectoral structures from the systematic and complex application proposed . They depend on not only the effectiveness of management, but the neutralization of global challenges and the sustainability of the Russian economy.

KEYWORDS. State program, high-tech production, processing plant in the dairy industry, regional sectoral structure, science, technical re-equipment, automation, development, management mechanism.

Контактный адрес. Черникова Светлана Александровна , тел.: 8-902-80-31-652, 614022, Пермский край, г. Пермь, e-mail: schernikova2014@yandex.ru

Экономический механизм хозяйствования

УДК 338.43 doi 10.33305/202-29

РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ

В. МАСЛОВА, доктор экономических наук, профессор РАН, заведующая отделом,

Г. САВКИНА, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник,

ФГБНУ ФНЦ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва, Россия.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема активизации инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве России. Инвестиционная деятельность в отрасли оценивалась системой показателей в динамике. В период 2014-2018 гг. были выявлены следующие основные тенденции: наблюдался незначительный рост физического объема инвестиций в основной капитал (103,3%), удельный вес инвестиций сельского хозяйства в общем объеме инвестиций вырос с 3,8% до 4,4%; наметилась тенденция повышения доли собственных средств товаропроизводителей и снижения доли привлеченных средств в инвестициях в основной капитал, что является следствием сложностей в привлечении заемного капитала. В настоящее время особое внимание отводится проблеме повышения эффективности капитальных вложений. В связи с этим изучены следующие показатели: фондовооруженность, фондоотача, коэффициенты обновления и выбытия основных фондов. В настоящее время одним из основных сдерживающих факторов развития сельского хозяйства является низкий уровень накопления в отрасли. Для обеспечения роста темпами выше мировых необходимо увеличить долю накопления основного капитала до 28-30%. В целях достижения данных показателей необходимо создание условий для роста инвестиций, в том числе формирование благоприятного инвестиционного климата, совершенствование денежно-кредитной политики, рост финансовой устойчивости товаропроизводителей, обеспечение спроса населения, наращивание экспортного потенциала. Условия открытия и ведения бизнеса напрямую влияют на приток инвестиций, а, соответственно, и на рост экономики, поэтому необходимо, прежде всего, совершенствовать институциональную среду развития инвестиционной деятельности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сельское хозяйство, АПК, инвестиции, инвестиционная деятельность, воспроизводство, потребление, накопление, инвестиционная активность, кредитование, государственное регулирование.

Список источников:

1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15.01.2020 г. «Послание Президента Федеральному Собранию». [Электронный ресурс] / правовой портал «Консультант». – Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342959/ (Дата обращения: 29.01.2020).

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]: правовой портал «Консультант». – Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (Дата обращения: 20.01.2019.

3. Указ Президента Российской Федерации №204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] / правовой портал «Гарант». – Режим доступа:. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (Дата обращения: 20.01.2019).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2019 г. №98 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717» [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://mcx.ru/upload/iblock/f3f/f3f6ff955102d66d3c193d811170b975.pdf (Дата обращения: 29.10.2019).

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 N 20-р (ред. от 17.01.2020) «Об утверждении плана «Трансформация делового климата» [Электронный ресурс]: правовой портал «Консультант». – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316129/ (Дата обращения: 29.01.2020).

6. У стойчивое развитие и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства России в условиях углубления интеграции в ЕАЭС. – Монография. –М. ООО «Научный консультант».- 2019. — с.320.

7. АПК России: Ценовые отношения в условиях перехода к экспортно-ориентированной экономике и интеграции в ЕАЭС. Монография. — М.: ООО «Научный консультант». — 2019. — 294 с.

8. Актуальные направления совершенствования аграрной политики России [Текст] / И.Г. Ушачев, А.Ф. Серков, В.В. Маслова, В.С. Чекалин // АПК: экономика, управление. – 2019. -№ 3.- С.4-16.

9. Maslova V.V., Chekalin V.S., Avdeev M.V. Agricultural Development in Russia in Conditions of Import Substitution / V.V. Maslova, V.S. Chekalin, M.V. Avdeev // Herald of the Russian Academy of Sciences. – 2019. – Vol. 89, No. 5. – pp. 478–485.

10. Активизация инвестиционного процесса в сельском хозяйстве в условиях инновационного развития [Текст] / В. Маслова, Н. Зарук, М. Авдеев // АПК: экономика, управление. – 2019. – №10. – С.32-37.

11. Сайт С. Глазьева [Электронный ресурс] — Режим доступа:- https://glazev.ru/ articles/10-vlast-i-obshhestvo/73435-vosstanovlenie-trudovykh-dokhodov-i-sberezheniy-kak-predposylka-narodosberezhenija — (Дата обращения: 25.01. 2020 г.).

12. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://gks.ru. (Дата обращения: 10.02.2020).

13. Всемирный банк. Официальный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://datacatalog.worldbank.org/search? (Дата обращения: 29.09.2019).

14. Правительство Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://government.ru/docs/38812/ — (Дата обращения: 10.02. 2020 г.).

 

ABSTRACT. The article discusses the problem of increasing investment in agriculture in Russia. Investment activity in the industry was evaluated by a system of indicators in dynamics in the period 2014-2018. The following main trends were identified: there was a slight increase in the physical volume of investments in fixed assets (103.3%), the share of investments in fixed assets in agriculture in the total investment increased from 3.8% to 4.4%; there is a tendency towards an increase in the share of producers’ own funds and a decrease in the share of borrowed funds in fixed capital investments, which is a consequence of difficulties in attracting borrowed capital. Currently, special attention is paid to the problem of increasing the efficiency of capital investments, in connection with which the following indicators were studied: return on assets, return on assets, coefficients of renewal and retirement of fixed assets. The article notes that at present one of the main constraining factors for the development of agriculture is the low level of accumulation in industry. To ensure growth at a rate exceeding the global one, it is necessary to increase the share of fixed capital accumulation up to 28-30%. To achieve these indicators, it is necessary to create conditions for investment growth, including the formation of a favourable investment climate, improving monetary policy, increasing the financial stability of producers, ensuring the demand of the population, and building up export potential. The conditions for opening and running a business directly affect the flow of investment and economic growth; therefore, it is necessary, first of all, to improve the institutional environment for the development of investment activity.

KEYWORDS: agriculture, agribusiness, investment in fixed assets, investment activity, reproduction, consumption, accumulation, investment activity, lending, government regulation

 

Контактный адрес. Маслова Влада Вячеславовна, Савкина Галина Михайловна 123007, Москва, Хорошевское шоссе, д. 35, корп. 2, Тел. 8-499-195-60-28 e-mail: maslova_vlada@mail.ru

Агропромышленный рынок

УДК 38.486.5 doi 10.33305/202-38

ПРОГНОЗ ИЗМЕНЕНИЯ ПОСЕВНЫХ ПЛОЩАДЕЙ ДЛЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

КУЛЬТУР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД

ДО 2025 ГОДА

Г.ПОЛУНИН, доктор экономических наук, заведующий отделом,

В.АЛАКОЗ , старший научный сотрудник,

К.ЧЕРКАШИН , кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник,

ФГБНУ ФНЦ «Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва, Россия.

 

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема выбытия из сельскохозяйственного оборота земель, используемых для посева сельскохозяйственных культур. Авторами сделана попытка с использованием инструментов статистического анализа составить прогноз изменения посевных площадей на период до 2025 года, как составной части процесса стратегического планирования развития сельскохозяйственного землепользования Российской Федерации на среднесрочный период. Подбор модели для прогноза осуществлялся путем кросс-валидации с учетом временного фактора, а в качестве результирующей модели выбрана комбинация из трех: случайного блуждания, theta модели и модели экспоненциального сглаживания. Согласно результатам прогноза, к 2025 году можно ожидать прирост посевных площадей в размере 0,6 млн га или 0,13% в год. Наибольшее сокращение площадей ожидается в Республике Башкортостан, Кемеровской и Челябинской областях, наибольший прирост — в Брянской и Амурской областях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: прогноз изменения посевных площадей, особо ценные сельскохозяйственные угодья, перспективы развития сельского хозяйства, анализ временных рядов, статистическое моделирование.

Список источников:

1. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). — URL: https://fedstat.ru/ (дата обращения: 07.10.2019).

2. Hyndman R.J., Khandakar Y. Automatic Time Series Forecasting: the forecast Package for R // Journal of Statistical Softwar. — 2008. — № 27(3). — URL: https://cran.r-project.org/web/packages/forecast/vignettes/JSS2008.pdf (дата обращения: 07.10. 2019).

3. Bates J. M., Granger C. W. J. The Combination of Forecasts // Operational Research Society. — 1969. — № 4(20). — С. 451-468.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 (в редакции от 8 февраля 2019 г.) “О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия”. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_133795/ (дата обращения: 07.10.2019).

5. OECD Statistics. — URL: https://stats.oecd.org/ (дата обращения: 01.10.2019).

6. Перспективные направления аграрной политики по использованию сельскохозяйственных угодий [Текст] / Г.А. Полунин, В.В. Алакоз, К.И. Черкашин // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2019. – №11 . – С.5-10.

ABSTRACT. The article considers the problem of the withdrawal of cropland from agricultural use in Russian Federation. The authors attempted, using the tools of statistical analysis, to make a forecast of changes in cultivated areas for the period up to 2025, as part of the strategic planning process for the development of agricultural land use in the Russian Federation for the medium term. The model for the forecast was selected by cross-validation taking into account the time factor, and a combination of three best models was chosen as the resulting model: random walk, theta model and exponential smoothing model. According to the forecast, by 2025 it is possible to expect an increase in crop area in the amount of 0.6 million hectares or 0.13% per year. The largest reduction in area is expected in the Republic of Bashkortostan, Kemerovo and Chelyabinsk regions. The largest increase is in the Bryansk and Amur regions.

KEYWORDS: forecast of changes of crop areas, the most valuable agricultural land, prospects for agricultural development, time series analysis, statistical modeling.

Контактный адрес. Полунин Геннадий Андреевич, тел.: 8-499-195-60-51, e-mail:polunin.zem@vniiesh.ru Алакоз Валерий Владимирович, тел.: 8-499-195-60-31, e-mail:alakoz.zem@vniiesh.ru Черкашин Кирилл Игоревич, тел.: 8-499-195-60-31, e-mail: cherkashin.zem@vniiesh.ru

Развитие сельских территорий

УДК 338.1 doi 10.33305/202-47

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ

СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

Л. БОНДАРЕНКО , член-корреспондент РАН, заведующая отделом социального развития сельских территорий, ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий — Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ. Статья содержит краткий экскурс в историю применения программно-целевого подхода к сельскому развитию в пред- и постреформенный период, включающий анализ союзной Программы социального развития села на 1991-1995 гг., Программы возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса на 1991-1995 гг., федеральных целевых программ социального развития села на 2003-2013 гг. и устойчивого развития сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г. Представлена характеристика состояния и тенденций социального развития сельских территорий, показавшая, что по многим направлениям еще не восстановлены социальные рубежи, с которыми село подошло к реформам 90-х годов. При этом сельскохозяйственное производство растет опережающими темпами по сравнению с экономикой России в целом, снижается импорт, и увеличивается экспорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья, что свидетельствует о дисбалансе между главной общенациональной функцией сельских территорий, состоящей в обеспечении продовольственной безопасности и независимости страны, и их внутренней функцией, направленной на жизнеобеспечение, сохранение и развитие собственного народонаселения. Дальнейшая консервация этого дисбаланса создает угрозу для реализации национальной цели по созданию в агропромышленном комплексе высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами. Дана оценка содержания Государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий», разработанной в соответствии с Указом Президента России, для решения системных проблем российского села, и ее ресурсного обеспечения. Представлены предложения по совершенствованию программно-целевого подхода к развитию сельских территорий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: структура Программы, целевые индикаторы, финансирование, государственная поддержка, проектный подход, комфортные условия жизнедеятельности, занятость, доходы, жилищные условия, социальная и инженерная инфраструктура, экологическая обстановка.

Список источников:

1. Постановление Совета Министров СССР от 5 апреля 1989 г. № 290 «О Программе социального развития села» (с изм. и доп., внесенными Постановлением Совмина СССР от 29.12.1989 N 1172).

2. Постановление Съезда народный депутатов РСФСР от 3.12.1990 г. № 397-1.

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 4.01.1991 г. № 8.

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 4.01.1991 г. № 12.

5. Постановление Совета Министров РСФСР от 4.01.1991 г. № 11.

6. Постановление Совета Министров РСФСР от 4.01.1991 г. № 5.

7. Постановление Совета Министров РСФСР от 4.01.1991 г. № 10.

8. Постановление Совета Министров РСФСР от 4.03.1991 г. №127.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 3.12.2002 г. № 858.

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 г. №2136-р.

11. Программно-целевой подход к социальному развитию села: 2003-2009 годы. – М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. – 112 с.

12. Итоги реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года». За 2003-2013 гг.: информ. издание. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014. – 156 с.

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 г. № 598.

14. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга 2013 г. – М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2014, вып. 15-й. – 268 с.

15. Бондаренко, Л.В. Сельские территории: состояние и регулирование [Текст] / Л.В. Бондаренко // АПК: экономика, управление. – 2014. – № 1. – С. 69-79.

16. Стенограмма заседания Государственного совета РФ 26 декабря 2019 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/ news/62418

17. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 г. № 696. – URL: http://government.ru/docs/36905/

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 г. №1242 (в ред. от 17.07.2019 г.) «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=LAW&n=329449&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.7497917992862791#09518201404402524

19. Заседание Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и устойчивого развития сельских территорий 21.05.2019 г. [Электронный ресурс]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/ news/36712/

20. Минсельхоз России провел Деловой завтрак по комплексному развитию сельских территорий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mcx.ru/press-service/news/minselkhoz-rossii-provel-delovoy-zavtrak-po-kompleksnomu-razvitiyu-selskikh-territoriy/

21. Бондаренко, Л.В. Совершенствовать программно-целевой подход к социальному развитию сельских территорий [Текст] / Л.В. Бондаренко // АПК: экономика, управление. – 2017. – № 3. – С. 72-80.

22. Поддержка местных инициатив в развитии сельских территорий: зарубежный и отечественный опыт [Текст] / А.Г. Папцов, Л.В. Бондаренко // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. – 2019. – № 6. – С. 2-13.

23. Бондаренко, Л.В. Концептуальные основы региональной политики социального развития сельских территорий и программно-целевой подход к ее реализации [Текст] / Л.В. Бондаренко // Экономика сельского хозяйства России. – 2019. – № 7. – С. 60-68.

ABSTRACT. The article contained a brief overview of the application of the programme-oriented approach to rural development in the pre-and post-electoral period, Including an analysis of the Federal Rural Social Development Programme for 1991-1995, Programs of revival of the Russian village and development of agro-industrial complex for 1991-1995, Federal targeted programs of rural social development for 2003-2013 and sustainable development of rural areas for 2014-2017 and for the period up to 2020. Showing that in many directions the social boundaries with which the village approached the reforms of the 1990s have not yet been restored. At the same time, agricultural production is growing faster than the Russian economy as a whole, imports and exports of food and agricultural raw materials are decreasing, which indicates an imbalance between the main national function of rural areas, which is to ensure food security and independence of the country, and their internal function aimed at life support, preservation and development of their own population. Further conservation of this imbalance poses a threat to the realization of the national goal of creating in the agro-industrial complex a high-productivity export-oriented sector, developed on the basis of modern technologies and provided with highly qualified personnel. The content of the State Program of the Russian Federation «Comprehensive Development of Rural Areas,» developed in accordance with the Decree of the President of Russia, to solve systemic problems of the Russian village, and its resource provision, was evaluated. Proposals to improve the programme-oriented approach to rural development are presented.

KEYWORDS: Program structure, target indicators, financing, state support, project approach, comfortable living conditions, employment, income, housing conditions, social and engineering infrastructure, environmental situation.

Контактный адрес . Бондаренко Людмила Васильевна, e-mail: bondarenko_l@mail.ru, 123007, Хорошевское шоссе, д. 35, корп. 2, тел: 8-499-195-60-76.

ЗА РУБЕЖОМ

УДК 338.012 doi 10.33305/202-63

 

Аграрные преобразования как фактор

социально-экономического развития

сельских территорий

 

Д. ТРАЧ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, Филиал ПГУ им Т.Г. Шевченко в г. Рыбница, ПМР, Молдова.

Л. МЕЛЬНИЧУК, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента, Филиал ПГУ им Т.Г. Шевченко в г. Рыбница, ПМР, Молдова.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается состояние и пути развития сельского хозяйства Приднестровья. Отмечается отставание в научной разработке методических и прикладных аспектов его реформирования. Проведен анализ состояния отраслевой структуры сельского хозяйства ПМР, реформирования отношений форм собственности на селе. Особое внимание уделено организационным преобразованиям. Низкий уровень компетентности арендаторов в вопросах организации сельскохозяйственного производства, финансового менеджмента, а также недостаточная методическая и финансовая их поддержка со стороны государства негативно сказывается на эффективности использования земли, на деятельности важнейшей отрасли экономики в целом. Это приводит к ухудшению социально- экономического развития сельских регионов, республики в целом, их продовольственной безопасности. Автором предлагается усиление роли государства в преобразованиях в сфере сельского хозяйства и организации деятельности хозяйствующих субъектов на основе государственно-частного партнерства. При использовании земли на условиях аренды, в договорах должны быть усилены цели государства (арендатора), а также ответственность арендаторов за их соблюдение. Ведущая роль государства в хозяйственных структурах, которая гарантирована его собственностью на землю, позволит вырабатывать стратегически выверенную отраслевую структуру сельского хозяйства в интересах государства в целом, его продовольственной безопасности и отдельно взятого бизнеса. В статье также рекомендуется расширение технологической цепочки использования сельскохозяйственного сырья путем его глубокой переработки, производство продовольственных товаров для населения, кормов для животноводства, уйти от роли сырьевого донора, и, таким образом, снизить зависимость государства от импорта. Учитывая аграрную направленность экономики республики, предлагаемые меры будут способствовать сбережению и эффективному использованию важнейших для неё земельных, трудовых ресурсов, а также социально-экономическому развитию и продовольственной безопасности в целом.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: сельское хозяйство, природные ресурсы, отраслевая структура, демографическая ситуация, арендные отношения, роль государства, продовольственная безопасность, предприятия полного цикла, социально-экономическое развитие, финансовая устойчивость бизнеса.

С писок источников:

1. Буздалов, И. Об интенсификации российского сельского хозяйства [Текст] / И. Буздалов // Вопросы экономики. — 2013. — №12.- С. 141-151.

2. Буздалов, И. Об опыте и результатах аграрных преобразований в Китае и России [Текст] / И. Буздалов // Вопросы экономики. – 2014. — №10. — С. 137-147.

3. Буздалов, И. Российское село и крестьянство в тисках монопольного окружения [Текст] / И. Буздалов // Вопросы экономики. – 2015. — №4. — С. 156-159.

4. Буздалов, И. Униженный класс: О социальном статусе и экономическом положении российского крестьянства [Текст] / И. Буздалов // Вопросы экономики. – 2011. — №4. — С. 137-148.

5. Буздалов, И. Перекачка как отражение социально-экономической ущербности аграрной политики [Текст] / И. Буздалов // Вопросы экономики. — 2009. – №9. — С. 121-130.

6. Голубев, А. Парадоксы развития аграрной экономики России [Текст] / А. Голубев // Вопросы экономики. – 2012. — №1. — С. 115-127.

7. Голубев, А.В. Кризис и сельское хозяйство России [Текст] / А. Голубев // Вопросы экономики. – 2010. — №3. — С.147-150.

8. Коробейников, М. Крестьянство и власть: ответственность и интересы [Текст] / М. Коробейников // Вопросы экономики. – 2010. — №2. — С.150-157.

9. Коротченя, В. Техническая характеристика сельского хозяйства России [Текст] / В. Коротченя // Вопросы экономики. – 2016. — №4. — С.144-155.

10. Назаренко, В.И. Теоретические основы аграрной политики на Западе и России [Текст] / В.И. Назаренко // Вопросы экономики. – 2010. — №6. — С.152-154.

11. Попова, Л. Государственное регулирование и ценовая политика в АПК России [Текст] / Л. Попова // Вопросы экономики. – 2010. — №7. — С. 79-86.

12. Трач, Д. Деятельность фермерских хозяйств в Приднестровской Молдавской Республике [Текст] / Д.Трач // АПК: экономика и управление. – 2019.- №8 — С.92-96.

13. Узун, В. Российская политика поддержки сельского хозяйства и необходимость её корректировки после вступления в ВТО [Текст] / В. Узун // Вопросы экономики. – 2010. — №10. — С.132-149.

14. Сайт Министерства экономического развития ПМР.

15. Сайт Министерства экономического развития Приднестровской Молдавской Республики – www.mer.gospmr.org

16. Сайт Администрации Президента России — http://kremlin.ru/events/president/ news/62582

ABSTRACT. The article discusses the state and ways of development of agriculture in Pridnestrovie. The lag in the scientific development of methodological and applied aspects of its reform was noted. The analysis of the state of the sectoral structure of agriculture in the PMR, the reform of rural ownership was carried out. Special attention is paid to organizational changes. A low level of land renter’s competence in farming production organization issues, financial management and also insufficient methodical and financial government’s support makes negative impact on effective land using, on activity in important industry generally. This leads to a degradation of socio-economic development rural regions, of republic in general, their food safety. The author proposes to strengthen the state role in the transformation of agriculture and the organization of economic entities on the basis of public-private partnership. In rent contracts the government’s goals have to be amplified while using a land under rent and also the tenant’s responsibility has to be amplified too. The leading role of the state in economic structures, which is guaranteed by the ownership of land, will allow to develop a strategically adjusted sectoral structure of agriculture in the interests of the state as a whole, its food security and individual business. The article also recommends the expansion of the technological chain of use of agricultural raw materials through their deep processing, the production of food items for the population, forage for livestock production, the departure from the role of a raw material donor, and thus the reduction of the dependence of the state on imports. Taking into account the agrarian orientation of the economy of the republic, the proposed measures will contribute to the preservation and effective use of the most important land, labour resources for it, as well as social and economic development and food safety in general.

KEYWORDS: agriculture, natural resources, human resources, sectoral structure of the agriculture, demographic situation, employment, food security, spatial distribution of productive forces, socio-economic development, financial stability of business, rent relationships, role of the state in the economy.

 

Контактный адрес. Трач Дмитрий Михайлович , тел. +37360002423, e-mail:rfpgu_sed@mail.ru,Мельничук Лэся Дмитриевна, тел. +37369415553, e-mail: rfpgu_sed@mail.ru, 5500, Молдова, ПМР, г.Рыбница

за рубежом

УДК 628.1(1-22) doi 10.33305/202-72

 

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОДООБЕСПЕЧЕНИЯ

СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

 

К. ПОПОВА, младший научный сотрудник, ФГБНУ «Федеральный научный центр аграрной экономики и социального развития сельских территорий – Всероссийский научно-исследовательский институт экономики сельского хозяйства», г. Москва, Россия

 

АННОТАЦИЯ . В статье анализируются организационно-управленческие аспекты водообеспечения сельского хозяйства. Представлены стратегии сокращения дефицита водных ресурсов. Особое значение придается выработке направлений эффективного водопользования в условиях нарастающих климатических изменений. Систематизированы риски и угрозы водообеспечения мирового сельского хозяйства и предложены пути их преодоления. Значение водообеспеченности для сельскохозяйственного производства трудно переоценить. Мировой агросектор потребляет 69% (2722 км3/год воды), в ряде регионов сельскохозяйственное водопользование составляет 80-90%. Для бедных развивающихся стран с быстро растущим населением и истощением водных источников дефицит воды становится главной проблемой. Вода – главный фактор, лимитирующий увеличение производства сельхозпродукции: урожайность на орошаемых землях в среднем в 2-4 раза выше, чем на богаре. На орошаемых землях, площадь которых составляет 17% от общемировых, производится 40% всего продовольствия. Нехватка воды во многих регионах мира для орошения уже покрывается за счет перекачки водных ресурсов из рек и водоносных горизонтов, половина воды для орошения получается из невозобновляемых и нелокальных источников. «Разработка» рек на орошение стала очень серьезной проблемой. По подсчетам экспертов ФАО, 24% площади речных бассейнов в мире характеризуется величиной соотношения сток/запасы более 0,4, что считается показателем «серьезного водного дефицита». По прогнозам, в период до 2025 г. речной сток увеличится на 59% площади речных бассейнов мира, даже с учетом внедрения будущих новых водосберегающих технологий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: вода, сельское хозяйство, управление водными ресурсами, риски, загрязнение водных источников, истощение и дефицит водных ресурсов.

Список источников:

1. Структура и эффективность использования водных ресурсов в мировом сельском хозяйстве [Текст] / А. Папцов, Ж. Соколова, И. Пацурия // АПК: экономика, управление. – 2007. – № 7. – С. 60-64.

2. Папцов, А.Г. Проблемы водообеспечения аграрного сектора Китая [Текст] / А.Г. Папцов // Экономика сельского хозяйства России. – 2014. — № 8. – С. 75-78.

3. Папцов, А.Г. Глобальное обострение конфликтов в сфере водообеспечения в условиях климатических изменений [Текст] / А.Г. Папцов // Адаптация сельского хозяйства России к глобальным климатическим изменениям: Материалы круглого стола 25 декабря 2014 г. – М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. – С. 107-114.

4. Папцов, А.Г. Проблемы обеспечения глобальной продовольственной безопасности в контексте различных сценариев использования водных ресурсов [Текст] / А.Г. Папцов // Агропродовольственный сектор России в условиях санкций: проблемы и возможности: материалы Московского Экономического Форума «Новый курс. Время не ждет» 25-26 марта 2015 г. – М.: ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. – С. 205-214.

5. Cofie O. & Drechsel, P. Water for food in the cities: the growing paradigm of irrigated (peri)-urban agriculture and its struggle in sub-Saharan Africa. African Water Journal, 2007. — 1(1): 26–50.

6. Döll P. Vulnerability to the impact of climate change on renewable groundwater resources: a global-scale assessment. Environmental Research Letters, 2009. — 4.

7. Elver H. Celebrating water cooperation: Red Sea to Dead Sea. Aljazeera (available at www.aljazeera.com/indepth/opinion/2014/01/celebrating-water-cooperation-r-201412072619203800.html).

8. Falkenmark M. & Widstrand, C. Population and water resources: a delicate balance. Population Bulletin, 1992. — 47(3): 1–36.

9. Harris L.M. & Roa-García,M.C. Recent waves of water governance: constitutional reform and resistance to neoliberalization in Latin America (1990-2012). Geoforum, 2013. — 50: 20–30.

10. Lipton M., Litchfield J. & Faurès J-M. The effects of irrigation on poverty: a framework for analysis. Water Policy, 2003. — 5(5): 413–27.

11. Meinzen-Dick R. & Ringler, C. Water reallocation: drivers, challenges, threats, and solutions for the poor. Journal of Human Development, 2008. — 9(1): 47–64.

12. Ministry of Agriculture, Fishing and Food and Ministry of the Environment, Spain. n.d. A campaign to guarantee water savings and sustainable rural development (available at www.plandechoque-ahorrodeagua.es/pag/eng/010.asp.

 

ABSTRACT. This article analyzes the organizational and managerial aspects of water supply to agriculture. The strategies for reducing water scarcity are presented. Of particular importance is attached directions effective water use in conditions growing climate change. The risks and threats of the water supply of world agriculture are systematized and ways to overcome them are proposed. The importance of water availability for agricultural production is difficult to overestimate. The world agrarian sector consumes 69% (2722 km 3 / year of water), in a number of regions agricultural water use makes up 80-90%. For poor developing countries with rapidly growing populations and depletion of water sources, water scarcity is becoming a major problem. Water is the main factor limiting the increase in agricultural production: productivity on irrigated lands is on average 2-4 times higher than on the rainfed land. On irrigated lands, whose area is 17% of the global total, 40% of all food is produced. Water shortages in many regions of the world for irrigation are already covered by pumping water from rivers and aquafers, half of the irrigation water comes from non-renewable and non-local sources. The “development” of rivers for irrigation has become a very serious problem. According to FAO experts, 24% of the area of river basins in the world is characterized by a ratio of runoff to reserves of more than 0.4, which is considered an indicator of a “serious water shortage”. According to forecasts, in the period until 2025 the river flow will increase by 59% of the area of the river basins of the world, even taking into account the introduction of future new water-saving technologies.

KEYWORDS: water, agriculture, water management, risks, pollution of water sources, depletion and scarcity of water resources.

Контактный адрес. Попова Каролина Юрьевна, тел.: +7(916)978-00-49, e-mail: likis@bk.ru ;123007, г. Москва, Хорошевское ш., 35, корп. 2.

За рубежом

УДК: 338.24 doi 10.33305/202-81

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ СВИНОВОДСТВА: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Е. НИФОНТОВА, старший преподаватель кафедры экономики, ФГБОУ ВО «РГАУ – МСХА имени К.А. Тимирязева»

 

АННОТАЦИЯ. Свиноводческая отрасль представлена в большинстве стран мира и является значительным сегментом мирового продовольственного производства. В связи с чем развитые страны разрабатывают эффективную систему государственного регулирования данной отрасли. Статья посвящена проблеме государственного регулирования отрасли свиноводства в России и за рубежом. Выделяются группы стран в зависимости от того, ориентирован их рынок продукции свиноводческой отрасли на импорт, экспорт, или самообеспечение продукцией отрасли свиноводства. Исследуются основные требования и ограничения Всемирной Торговой Организации, которые касаются регулирования рынка свинины стран-участников. В статье обозначены основные ориентиры свиноводческой отрасли развитых стран, на которые направлена государственная поддержка. Рассматриваются основные инструменты воздействия на отрасль и соответствующий рынок в странах мира, таких как Бразилия, Китай, страны Евросоюза, Россия. Приводятся основные инструменты государственной поддержки отрасли свиноводства и обозначаются основные мировые тенденции в данной сфере. Наряду с зарубежным опытом приводятся российские практики регулирования и поддержки свиноводческой отрасли. В обсуждении сравнивается российский и зарубежный опыт, и выделяются основные проблемы, с которыми сталкивается отечественная отрасль свиноводства. А также обозначаются приоритетные направления ее развития, которые должны учитываться при выборе инструментов государственного регулирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: свиноводство, рынок свинины, мировой рынок, свиноводческая отрасль, государственное регулирование, государственная поддержка, тарифное регулирование, политика протекционизма, льготное субсидирование, производители свинины.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ:

— все страны мира в зависимости от ориентации рынка свиноводческой продукции могут быть разделены на: импортоориентированные, экспортно ориентированные и реализующие политику самообеспечения.

— регулирующая деятельность большинства развитых государств в отношении свиноводства направлена на максимальную обеспеченность свининой продовольственного рынка страны, достижение экономической эффективности в отрасли, повышение конкурентоспособности и учет экологических факторов.

— применение некоторых мер государственной поддержки свиноводческой отрасли ограничиваются требованиями Всемирной торговой организации.

— инструменты, применяемые в России для регулирования развития отрасли свиноводства, подлежат корректировке с учетом зарубежного опыта и стратегических задач.

 

Введение. Свиноводство является значимым сегментом сельского хозяйства многих стран мира. Кроме продовольственного сырья, продуктом свиноводства являются шкура, щетина, эндокринное и прочее сырье, которое может использоваться в промышленности. Однако наиболее значимым продуктом в животноводстве является мясо и сало, как существенная составляющая продовольственной корзины. После 2015 г. в российском агропромышленном комплексе произошли существенные изменения, которые связаны с правительственным курсом на импортозамещение, в том числе намеченная стратегия касается и рынка свинины. В связи с этим встает вопрос о выборе эффективных методов регулирования рыка свинины и развития его в нужном направлении. Специалисты констатируют, что развитые страны преуспели и в интенсивном развитии отрасли свиноводства, и в повышении экономической эффективности хозяйств. Поэтому изучение зарубежного опыта и «заземление» его на отечественные реалии представляется перспективным и актуальным направлением исследования. Цель работы — исследовать российский и зарубежный инструментарий регулирования рынка свинины, чтобы выявить особенности и закономерности развития отечественного и мирового рынка и оценить возможность наследования опыта развитых стран в отношении развития данного отечественного сектора экономики с учетом выбранной стратегии.

Методы. В статье использован абстрактно-логический и монографический метод исследования, метод анализа и синтеза для сбора и упорядочения информации по объекту исследования. Используется статистический метод и метод сравнения, а также комплексный подход.

Результаты. Анализу направлений, методов и уровня государственного вмешательства в отрасль свиноводства в странах мира посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных исследователей. Обобщая их опыт, можно выделить три группы стран по направлению политики, проводимой в свиноводческом секторе. Первая группа — страны, ориентированные на импорт, которые закупают более 70% свинины за рубежом. Для второй группы стран характерно проведение протекционистской политики самообеспечения продукцией свиноводческой отрасли (страны Прибалтики и многие страны постсоветского пространства). И, наконец, третья группа представлена экспортно ориентированными странами с наиболее благоприятным экономическим климатом в области свиноводства. Это такие страны как США, Канада, Новая Зеландия, Япония [2].

Всемирная Торговая организация выделяет несколько групп мер внутренней поддержки сельского хозяйства (рис.1).

Зеленый «ящик» или «корзина» включает в себя мероприятия, которые стимулируют развитие свиноводческой отрасли посредством инновационных, кадровых, инфраструктурных и экологических мер. Такие меры не оказывают прямого воздействия на рыночную конкуренцию и не подлежат ограничению со стороны правил ВТО. Также не подлежат ограничению и инструменты «голубого ящика», которые представлены прямыми выплатами по программам ограничения производства. В ЕС, Японии, США, Норвегии меры «голубой корзины» применяются в странах ЕС, США и Японии для того, чтобы зафиксировать уровень цен на оптовых рынках на нужном уровне [8]. Для большинства стран такие меры являются неактуальными, в том числе и для России.

«Янтарный ящик» содержит меры прямого стимулирования: льготные кредиты, субсидии, ценовая поддержка и т.д. При этом ВТО ограничивает применение таких инструментов минимальным пороговым уровнем (“de minimis”).

Рисунок 1 — Классификация инструментов государственной

поддержки сельскохозяйственных производителей [9]

По мнению специалистов, регулирующая деятельность большинства развитых государств в отношении свиноводства имеет в качестве целевых ориентиров следующие: максимальная обеспеченность свининой продовольственного рынка страны; обеспечение стабильного функционирования отрасли свиноводства и рынка свинины; достижение максимального уровня экономической эффективности в отрасли, повышение ее инвестиционной привлекательности; недопущение переизбытка производства; повышение конкурентоспособности отечественных производителей на международном рынке [5].

Для достижения перечисленных целей в странах Западной Европы и США создан механизм защиты внутреннего рынка свинины. В этом отношении страны ЕС проводят единую политику, развивая внутренний рынок с помощью таких инструментов как таможенные пошлины, компенсационные платежи. Действие данных механизмов направлено на устранение разрыва между высоким уровнем внутренних цен и низким уровнем мировых. При этом практикуется установление довольно высоких тарифов на импорт — 210% в странах Европейского Союза.

В странах ЕС проводится политика государственного протекционизма в отношении отрасли свиноводства, которая предусматривает ограничение импорта и стимулирование экспорта.

Иной характер имеет модель государственного регулирования рынка свинины в Бразилии. Страна производит порядка 3% свинины на мировом рынке и является крупным экспортером. В связи с этим, протекционизм других стан в торговле продукцией свиноводства правительство Бразилии считает препятствием для развития экспорта и ведет активные переговоры с ВТО по вопросу снятия барьеров. В свою очередь, внутренние меры государственного протекционизма в отношении производителей свинины сменяются мерами поддержки со стороны государства и частного сектора [3].

Производству свинины в стране характерна вертикальная интеграция и региональная концентрация. Так, в штате Санта Катарина производится порядка трети всей свинины, производимой в стране и 80% объема экспорта данной продукции. Сегодня Бразилия смотрит в направлении отмены экспортных субсидий и уменьшения внутренней поддержки мер и «янтарной», и зеленой «корзины» [3].

Китай является крупнейшим в мире потребителем свинины в мире при уровне самообеспеченности 96%. В стране реализуется ряд мер поддержки производителей свинины: пошлины, импортные квоты, государственные субсидии. Китайское правительство отмечает, что государственная поддержка свиноводства в стране сочетает инструменты фискальной, финансовой и земельной политики [11].

Следует отметить, что импортные тарифы являются мощным регулятором рынка свинины, являясь не только экономическим, но и политическим инструментом. Так, страны повышают тарифы на импорт свинины, руководствуясь трендами в политических отношениях. К примеру, Мексика ввела 10% тариф на ввоз охлажденной и замороженной свинины из США в ответ на политику по импорту алюминия и стали из Мексики [13]. А Китай, стал взимать в 2018 году дополнительные 25% ввозной пошлины на продукцию свиноводства из США в ответ на действия против Пекина по обвинению в краже интеллектуальной собственности.

Обобщая мировой опыт, Курмаева И.С. выделяет такие инструменты государственного регулирования рынка свинины в странах мира как: регулирование цен, компенсация капитальных затрат и прочих производственных расходов, страхование и субсидирование процентной ставки, дотации, научные исследования, государственные закупки и проч. (рис.2).

 

Рисунок 2 – Классификация уровней государственной поддержки

отрасли свиноводства [5]

Система поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации ставит перед собой в качестве цели ориентиры импортозамещения и достижения высокого уровня самообеспеченности. Данный курс зафиксирован в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [12].

В отношении рынка свинины довольно долго действовал такой инструмент как таможенная квота, который предусматривает применение пониженных ставок ввозных таможенных пошлин по сравнению с основным таможенным тарифом [10]. До 2020 г. действует размер пошлины по квоте 0%, и за ее пределами — 65%. Однако с января 2020 г. согласно соглашению ВТО, будет применяться плоский тариф 25% [1] (таблица).

Таблица — Ставки таможенного тарифа на свинину, %

Наименование продукции

Объем тарифной квоты, тыс.т

Пошлина по квоте

Пошлина вне квоты

Пошлина с 01.01.2020 г.

Свинина

400

0

65

25

Свиной тримминг

30

0

65

25

В результате применения тарифного квотирования импорт свинины снизился. Так, в 2018 г. на территорию РФ было импортировано 61,3 тыс. т свинины, если сравнить с показателем 2017 г. — 281,2 тыс. т, то разница существенная [4].

Помимо тарифного регулирования государство оказывает поддержку предприятиям свиноводческого комплекса, прибегая к инструменту субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам. Ставки по данным кредитам не превышают 5%, разницу между основной ставкой и льготной, банку возмещает государство [7]. Кроме того, свиноводческие предприятия входят в перечень инвестиционных проектов, которым государство с 2017 г. частично компенсирует капитальные затраты [6].

Обсуждение. Общие тенденции в государственном регулировании рынка свинины свидетельствуют о том, что страны увеличивают объем инструментов «зеленой корзины», повышается финансирование научных исследований в области сельского хозяйства, повышаются экологические стандарты. При этом высокие стандарты в области экологической безопасности наряду с импортными тарифами ограничивают ввоз свинины из развивающихся стран. Также нередко задействованы инструменты налогового регулирования. Зарубежные программы государственного регулирования и поддержки рынка свинины работают в направлении улучшения инфраструктуры рынка и маркетинговых механизмов.

От многих прогрессивных зарубежных практик Россия сегодня находится в стороне, в результате чего наряду с наращиванием объемов свиноводческой отрасли, остается ряд нерешенных проблем. В частности, увеличивается разрыв между крупными и мелкими производителями. Квотирование еще больше усугубило монополизацию данного сектора. Кроме того, серьезной проблемой является утилизация отходов свиноводческих хозяйств, которая требует не только расширений угодий, но и применения новых, инновационных подходов к переработке сырья и утилизации отходов.

Однако параллельно с наращиванием производства в стране необходимо обеспечить и расширение объемов экспорта. При этом экспортно-ориентированная модель развития свиноводства должна учитывать его особенности на всех стадиях производства: начиная с выращивания кормов и до реализации продукции.

В связи с обозначенными проблемами и ориентирами меры государственной поддержки должны быть направлены не только на импортозамещение и наращивание объемов, но и на то, чтобы повысить конкурентоспособность отрасли с помощью технического и технологического развития, решить проблемы экологического характера и надлежащего качества продукции, обеспеченности отрасли квалифицированными кадрами. Поэтому в набор инструментов регулирования рынка свинины наряду с тарифным регулированием, льготным кредитованием и компенсацией материальных хозяйств, должен быть разработан комплекс мер косвенного характера, которые бы поспособствовали инновационному развитию отрасли.

Заключение. Продукция свиноводческой отрасли является значимым сегментом продовольственного рынка России и многих зарубежных стран. Чтобы обеспечить развитие данного рынка в направлении, соответствующем аграрной стратегии, страны применяют спектр регулирующих инструментов: устанавливают квоты и тарифы на импорт, оказывают материальную поддержку производителям посредством льготных кредитов и компенсаций капитальных и производственных затрат, финансируют проведение научных разработок в данной отрасли, учитывают экологические обстоятельства и прочее. Развитые страны переходят к прогрессивным способам развития отрасли, стимулируя внедрение инновационных разработок в области производства и утилизации отходов, повышают стандарты качества, улучшают инфраструктуру рынка, совершенствуют маркетинговую политику. Именно эти ориентиры должны стать стратегическими и для развития российской свиноводческой отрасли, их формированию может поспособствовать положительный опыт развитых стран.

Список источников:

1. Воротынцева, Т.М. Государственное регулирование в сфере квотирования ввоза мяса / Т.М. Воротынцева. // Вестник Российской Таможенной Академии. — 2014.- №3.- с.40-48.

2. Опыт государственного регулирования сельскохозяйственного производства в Евросоюзе / В.И. Гайдук, Ю.А. Никифорова // МСХ. — 2019. — №1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-gosudarstvennogo-regulirovaniya-selskohozyaystvennogo-proizvodstva-v-evro-soyuze (дата обращения: 26.11.2019).

3. Галстян, А.В. Влияние аграрной политики Бразилии на правила и нормы мировой торговли продукцией животноводства/ А.В. Галстян // Бизнес. Образование. Право. Автономная некоммерческая организация высшего образования «Волгоградский институт бизнеса» , 2016. — № 1(34) . — С.165-168.

4. Квоты на ввоз говядины и мяса птицы в РФ в 2020 г. не изменятся, квоты на свинину не будет // Новости и аналитика молочного рынка. — URL: https: //milknews.ru/index/kvoty-govyadina-2020.html

5. Опыт государственного регулирования отрасли свиноводства в странах Европейского союза / И.С. Курмаева, К.А. Жичкин. — Текст электронный // Вестник АГАУ. — 2010. — №2. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-gosudarstvennogo-regulirovaniya-otrasli-svinovodstva-v-stranah-evropeyskogo-soyuza (дата обращения: 26.11.2019).

6. Минсельхоз предложил компенсировать свиноводам капитальные затраты // РБК. — URL: Режим доступа: https://www.rbc.ru/business/19/01/2017/587f98579 a7947b7c1436ee0 (дата обращения: 12.11.2019).

7. О современных тенденциях развития свиноводства / Е.А. Нифонтова, Е.В. Худякова // Экономика сельского хозяйства. — 2019.- №6. — С.75-79.

8. Носкова, К.В. Агромаркетинг в современных условиях / К.В. Носкова // Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика: сборник статей II Международной научно-практической конференции. — 2018. — С.321-324.

9. Обзор мирового опыта предоставления государственной поддержки сельского хозяйства. — Москва, 2016. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ prom_i_agroprom /dep_agroprom/sxs/Documents/Обзор% 20мирового%20опыта%20 предоставления%20государственной% 20 поддержки%20сельского%20хозяйства %202016.pdf

10. Постановление Правительства РФ от 30.11.2001 N 830 (ред. от 24.03.2014) «О Таможенном тарифе Российской Федерации и Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». — URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_34232/ (дата обращения: 12.11.2019).

11. Правительство Китая запустило программу восстановления свиноводства. — URL: http://www.pigua.info/ru/post/news-of-ukraine-and-world/pravitelstvo-kitaa-zapustilo-programmu-vosstanovlenia-svinovodstva

12. Формирование политики импортозамещения как фактора обеспечения продовольственной безопасности страны / М.А. Шаталов, А.Э. Ахмедов, И.В. Смольянинова // Инновации и продовольственная безопасность. – 2015 — №2(8). — С. 55-59.

13. Daniels J. We are the casualty: US pig farmers brace for second round of pork tariffs from China, Mexico // CNBC. — 2018. — Jul 4. — URL: https://www.cnbc.com/ 2018/07/04/us-pork-producers-brace-for-new-pork-tariffs-from-china-mexico.html (accessed: 12.11.2019).

 

ABSTRACT. The pork production is represented in most countries of the world and is a significant segment of the global food production. In this connection, developed countries are developing an effective system of state regulation of this industry. The article is devoted to the problem of state regulation of the pork production in Russia and abroad. Groups of countries are distinguished depending on whether their market for pork products is oriented towards import, export, or self-sufficiency. The main requirements and limitations of the World Trade Organization, which are related to the regulation of the pork market of the participating countries, are examined. The article outlines the main guidelines for the pork production in developed countries. The main instruments for influencing the industry and the corresponding market in countries of the world such as Brazil, China, EU countries, Russia are considered. The main global trends in this area are also indicated. Along with foreign experience, Russian practices of regulating and supporting the pig industry are given. The discussion compares Russian and foreign experience and highlights the main problems faced by the domestic pig industry. And also the priority directions of its development, which should be taken into account in the selection of instruments of state regulation, are indicated.

KEYWORDS: pork industry, pork market, world market, pork production, state regulation, state support, tariff regulation, protectionism policy, concessional lending , pork producers.

Нифонтова Екатерина Алексеевна, 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49.

E-mail: eanifontova@rgau-msha.ru Тел.: 8(499)976-33-24,

КОНКУРС МОЛОДЫХ АВТОРОВ

УДК 333.082 doi 10.33305/202-88

РОЛЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПОДДЕРЖКИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РФ

 

Ю. ЕМЕЛЬЯНОВА , аспирант, кафедра «Экономика и организация
предприятий АПК», ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия», г. Нижний Новгород, РФ

АННОТАЦИЯ. Для восстановления и развития сельского хозяйства в условиях нестабильной экономики с целью повышения экономической и продовольственной безопасности в России разработана Стратегия поддержки АПК которая реализуется посредством господдержки инвестиционных проектов в регионах; поставлены цели и задачи до 2024 года, сложность исполнения которых заключена в нехватке средств финансирования, непропорциональном распределении финансов между регионами, неэффективной оценке инвестиционных проектов и т.д. Статья посвящена анализу конкретных проблем государственной поддержки и развития агропромышленного комплекса посредством инвестиционных проектов как основного фактора повышения их эффективности за счет сокращения затрат на инвестирование. Целью исследования является поиск резервов роста добавленной стоимости сельскохозяйственных проектов. Методологической основой исследования послужили методы теоретического анализа, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, наблюдения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АПК, господдержка, инвестиционная поддержка, Нижегородская область, целевые программы, стратегия развития, инвестиционный проект, регион.

Список источников:

1. Импортозамещение в промышленном производстве региона: концептуально-теоретические и прикладные аспекты [Текст] / Е.Г. Анимица, П.Е. Анимица, А.А. Глумов // Экономика региона. — 2015. — №3. — С.163.

2. Кузьмина, Э.В. Проблемы финансирования инвестиционной деятельности в АПК [Текст] / Э.В. Кузьмина // Современные проблемы науки и образования. – 2014.– №2. — С. 126-132.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. №307-р «Об утверждении распределения иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе» — [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Lubw4yt E0OOXt A2ePGbgRWrXVAgaA34t.pdf.

ABSTRACT. The agro-industrial complex was the most important economic economy in Russia, where vital products were produced, and huge economic potential was concentrated. The problem is that agriculture is less efficient than other sectors of the economy. In recent years, in order to restore and develop agriculture in an unstable economy in order to increase economic and food security in Russia, a Strategy for Support of Agro-Industrial Complex has been developed, which is being implemented through state support of investment projects in the regions; Goals and targets up to 2024 are set, the complexity of which consists in lack of funds, disproportionate distribution of finance among regions, inefficient evaluation of investment projects, etc. The article is devoted to the analysis of specific problems of state support and development of agro-industrial complex through investment projects as the main factor of increasing their efficiency due to reduction of investment costs. The aim of the study is to find reserves for the growth of added value of agricultural projects. The methodological basis of the study was the methods of theoretical analysis, study of materials of scientific and periodic publications on the problem, documentary analysis, and observation.

KEYWORDS: AIC, state support, investment support, Nizhny Novgorod region, target programs, development strategy, investment project, region.

 

Контактный адрес . Емельянова Юлия Сергеевна, Тел. 8-910-125-85-55, e-mail: emelvanova.ll@maiI.ru.

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

ФЕРМЕРСТВУ В РОССИИ БЫТЬ

Башмачников В.Ф. [и др.] Фермерству в России быть. — М.: Перо. — 2019. — 605 с.

Монография является продолжением двух первых работ (книг) по развитию малых и средних форм хозяйствования в сельскохозяйственном производстве, в которой рассматривается, разрабатывается и убедительно доказывается насущная необходимость становления фермерства в нашей стране, называются основные «организаторы» его торможения (с.20) и обосновываются направления движения этого процесса. (Башмачников В.Ф. Возрождение фермерства в России. – Казань: Изд-во ООО «Престиж-пресс», 2010; Башмачников В.Ф. Подрезанные крылья российского фермерства. – Казань: Изд-во ООО «Престиж-пресс», 2015).

 

И.УШАЧЕВ, академик РАН, научный руководитель,

Н.ЖУКОВ. доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник,

ФГБНУ «ФНЦ аграрной экономики и социального развития сельских территорий – ВНИИ экономики сельского хозяйства»

 

 

CONTENTS

AGRARIAN POLICY: PROBLEMS AND DECISIONS

Pechenevsky V. Transformation of the Agricultural Production Structure: Territorial-Sectoral and Organizational-Economic Aspects (on the Example of the Central Black-Earth Macro-Region)

4

Vinokurov G., Vinokurov S., Vinokurova M. Priority areas for improving the activities of agricultural organizations for the future in the Irkutsk region

11

Chernikova S. Development of high-tech production in regional sectoral structures

21

ECONOMIC MECHANISM OF MANAGING

Maslova V., Savkina G. Development of investment activity in agriculture of Russia

29

AGRO-INDUSTRIAL MARKET

Polunin G., Alakoz V., Cherkashin K. Forecast of changes of crop areas in the Russian Federation for the period up to 2025

38

DEVELOPMENT OF RURAL TERRITORIES

Bondarenko L. Program-targeted approach to rural development

47

ABROAD

Trach D., Melnichuk L. Agrarian Transformation is as a Factor of Socio-economic development of rural areas

63

Popova K. Global problems of agricultural water supply

72

Nifontova E. Instruments of state regulation in Pig breeding industries: Russian and foreign experience

81

COMPETITION OF YOUNG AUTHORS

Emelyanova Yu. The Role and Necessity of State Support of Investment Projects in the Agro-Industrial Complex of the Russian Federation

88

CRITICISM AND BIBLIOGRAPHY

Ushachev I., Zhukov N. Farming in Russia must be

93

  • новости
  • видеотека