icon icon icon

ЮГАЙ АРСЕНТИИ МАТВЕЕВИЧ —

доктор экономических наук, профессор

 

Родился в 1931 г. в годы вой        ны и в первые послевоенные годы учился и по 4-5 месяцев работал в свеклосовхозе (в летние каникулы и в период уборки урожая). В 1953 г. окончил Ташкентский сельскохозяйственный институт, участвовал в освоении целинных и залежных земель. В 1961 г. – защитил кандидатскую, а в 1973 г. – докторскую диссертацию.

Руководитель отдела ВНИИЭСХ.

 

Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945  гг.», «За  освоение целинных земель», «Ветеран трудам, «XXX лет Победы в Великой Отечественной пои не 1941-1945 гг..»

 

 

МЫ УЧИЛИСЬ И РАБОТАЛИ

В ГОДЫ ВОЙНЫ

 

(из воспоминаний Югая Арсентия Матвеевича)

 

В суровые военные и первые послевоенные годы я жил в далеком Казахстане, в поселке Фабричный (пригород г. Джамбула). Так распорядилась судьба, хотя родился я в Хабаровском крае. В 1937 г. но решению ЦК ВКП(б) практически все корейское население Дальнего Востока в кратчайшие сроки были погружены в теплушки и выселены в Среднюю Азию и Казахстан. В новых районах поселения, мы жили в землянках, приспособленных глиняных мазанках, питались растительной пищей, выращенной на клочках земли, выделенных под огороды. Так что невзгоды начались для меня не в 1941 г., а значительно раньше.

Поскольку в тот период я был еще мал, несколько слов о нашей семье. Семья состояла из шести человек: отец, мать, две сестры, брат и я. До выселения мы жили в Октябрьском районе Хабаровского края, занимались сельскохозяйственным производством. После выселения, на новом месте отец стал разнорабочим. Потом его забрали в трудовую армию, откуда он возвратился с открытой формой туберкулеза легких и вскоре скончался (1947).

Мать — домохозяйка, воспитывала нас четырех детей, получала заказы как надомная портниха и перелицовывала старую одежду заказчиков. На этом мизерном доходе (плюс продукция с личного огорода) мать вырастила нас.

В моем сознании день начала Великой Отечественной войны не получил четкого отпечатка. Не знаю почему, но я не могу сейчас вспомнить, чем конкретно был занят в момент, когда узнал о том, что Германия напала на СССР. Зато момент получения известия об окончании войны, я помню прекрасно, как будто это было совсем недавно (хотя прошло 60 лет). Это был солнечный день, около 10 часов утра, мы с матерью сажали картошку на своем огороде. Внезапно появился всадник на лошади, который на ходу кричал о том, что кончилась война. Мы, конечно, картошку сажать бросили и на радостях пошли домой.

Между этими двумя значительными для страны датами, да и в первые послевоенные годы мне (наряду с учебой в школе) постоянно приходилось трудиться в меру своих сил и возможностей (дома, на огороде, в пригородном свеклосовхозе). Конечно, с позиций взрослого человека, это вероятно был не такой уж большой труд, но для 10~12 летнего мальчишки, а затем и слаборазвитого в физическом отношении подростка (в основном из-за отсутствия полноценного питания), это была очень тяжелая ноша. По крайней мере, так этот период сохранился в моем сознании.

Средняя школа им. Чернышевского, в которой я учился, была достаточно профессиональной. Помню, помимо учебы, преподаватели постоянно чем-то нас занимали. К примеру, строили и оборудовали школьный спортивный зал, различные спортивные площадки на школьном дворе, небольшой школьный стадион. Учащиеся всегда принимали активное участие в ремонте своих классов, озеленении территории и т.д. Действовала школьная художественная самодеятельность, различные спортивные секции. Конечно, тогда не было телевидения, радиоаппаратуры, не получали газет и журналов.

И вообще жизнь в те годы была жестко лимитирована. К примеру, в 1945 г. школа получила лимит подписки всего на один экземпляр газеты «Комсомольская правда». Подписался секретарь комсомольской организации школы и мы все читали эту газету сообща или по очереди.

Школа и свеклосовхоз (подведомственный Джамбулскому сахарному комбинату) имели многолетние добрососедские партнерские отношения. В школе создавались небольшие ученические группы (в основном из числа детей, чьи семьи крайне остро нуждались в дополнительном заработке, пусть самом мизерном), которые в период летних школьных каникул прикреплялись к производственным бригадам и звеньям совхоза и участвовали в выполнении самых различных работ (уборка овощей, фруктов, прополка, пастьба скота и др.). В период же сбора урожая сахарной свеклы почти все ученики школы, начинал с 5~6 классов, работали на уборке.

Особенно тяжелым был для нас период уборки урожая сахарной свеклы. Обычно это происходило в сентябре-ноябре, когда стояла ненастная погода. Грязь, крайне плохие бытовые условия проживания. Хотя совхоз находился недалеко от фабричного поселка, школьники во время уборки проживали в хозяйстве.

Технология уборки свеклы тогда была довольно проста, выкапывали свеклу копачем (что-то вроде узкой лопаты), листья срезали ножом, а очищенные корнеплоды укладывали в небольшие бурты (насколько я помню, примерно по 6 центнеров). Бурты прикапывали небольшим слоем земли (прикрытие от ранних заморозков, преждевременного усыхания при хорошей погоде, потравы животными и т.д.). По данной технологии уборки, дневная норма выработки школьникам была установлена в пределах 6~8 центнеров.

Заработки на уборке свеклы были мизерными. В счет их нас кормили, предоставляли какое-то заброшенное помещение под жилье, чехлы под матрац и подушку, которые набивали соломой, старое байковое одеяло. При расчете после 1,5-2,0 месяцев уборки свеклы нам обычно выдавали по 5-8 кг сахарного песка. Но и это тогда было здорово.

В таких условиях жили мы в военные и первые послевоенные годы. Нам не пришлось совершать каких-то героических поступков. Однако в таких трудных условиях выжить, учиться и трудиться, считай в детском возрасте, было тоже очень тяжело.

Из числа школьников, которые постоянно и хорошо трудились в пригородном совхозе, была определена (вероятно, по решению педсовета школы и руководства совхоза) небольшая группа ребят (6 человек), которые были представлены к правительственным наградам. Пять из них, в том числе и я, получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В 1948 г. я окончил 10 классов. Нас в классе было немногим больше 10 учащихся. Многие после школы стали работать, другие пошли учиться. Жизнь разбросала нас по территории огромной страны. Первые годы мы поддерживали довольно тесные контакты друг с другом, а потом житейские заботы отодвинули школьные годы на задний план. Жаль, конечно, но такова была реальность нашей жизни.

Условия, в которых протекали мои школьные годы и начало трудовой биографии, не являются чем-то особенным. Тогда это было обычным явлением для моего поколения, поскольку страна боролась за свою независимость, а после войны поднимала разрушенную экономику, и весь народ принимал посильное участие в этой борьбе.

Конечно, хотя и жили мы в тяжелом материальном положении, были лишены нормального детства и юношества, но мы не чувствовали себя несчастными. Мы были горды за советский народ, мы верили в лучшее будущее страны, считали, что обязаны принять посильное участие в благородном процессе становления послевоенного советского общества. Жаль, что молодые люди сегодня это плохо понимают, а порой об этом не хотят знать.