icon icon icon

 

ОГЛОБЛИН ЕВГЕНИЙ СЕРГЕЕВИЧ — видный экономист-аграрник, крупный ученый в области экономики и организации сельскохозяйственного производства, доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ

Родился 28 июля 1923 г. в селе Бражино Дорогобужского района Смоленской области. В 1941г. после окончания 10 классов средней школы и в связи с началом войны ушел на службу в Красную Армию. В период войны участвовал в боях на Сталинградском, Донском, Западном, I и II Белорусских фронтах. В 1940 году под Сталинградом был тяжело ранен, в результате чего является инвалидом ВОВ. С 1944 по 1946 гг. находился в правительственной командировке в Польских войсках на командных должностях.

Награжден орденами: «Красной Звезды», «Знак Почета» — 2, «Отечественной войны I степени», «Серебряным Крестом Заслуги» (ПНР), а также 19 медалями, в том числе «За Победу над Германией» и «За оборону Сталинграда».

После окончания в 1941 году Алексинской средней школы при  ордена Ленина конном заводе им. М.С. Буденного он должен был ехать в г. Баку для сдачи вступительных экзаменов в Каспийское высшее военно-морское училище. Но мечте не суждено было  сбыться. Уже через три дня после объявления войны выпускники участвовали в сооружении противотанковых рвов и других оборонительных объектов, а вскоре им были вручены повестки и из райвоенкомата для явки на призывной пункт.

11 июля в Дорогобужском райвоенкомате была сформирована большая группа из выпускников 10-х классов, в числе которых был и Евгений Сергеевич. Эта группа была сначала направлена г. Калугу, а затем на Урал в Пермскую область, где началась учеба и распределение выпускников по военным училищам. Евгений Сергеевич решил поступать в летное училище – стать летчиком.

Была сформирована группа (около 60 человек) будущих летчиков. В октябре 1941 года она была направлена в Оренбург в военное училище летчиков-истребителей, однако по пути в Оренбург в г. Котельнич Кировской области группа была снята с поезда. Здесь формировался 6-й Воздушно-десантный корпус, куда и вошла группа летчиков-истребителей. Обстановка требовала создания боеспособных формирований. В конце декабря 1941 года 6-й Воздушно-десантный корпус был передислоцирован в Подмосковье, где было продолжено изучение особенностей парашютно-десантного дела. Так вместо летчика-истребителя Евгений Сергеевич стал воздушным десантником.

Учеба и тревожные ожидания закончились 1 августа 1942 года, когда в связи с создавшейся военной ситуацией были задействованы стратегические резервы, к которым относились воздушно-десантные корпуса. Они срочно были переформированы в гвардейские стрелковые дивизии. На базе 6-го Воздушно-десантного корпуса была сформирована 40-я гвардейская стрелковая дивизия. В этой дивизии Евгений Сергеевич воевал до тех пор, пока не получил серьезное ранение, после которого был направлен в военный госпиталь. В марте 1943 г., получив инвалидность, он был откомандирован в автомобильно-дорожные войска, где ему суждено было служить до самого конца войны и даже дольше — до марта 1946 г.

После демобилизации из армии в 1946 году Оглоблин Е.С. поступил в Московский зоотехнический институт коневодства, который окончил с отличием в 1951 году. В период 1951-1954 Евгений Сергеевич работал зоотехником и старшим зоотехником на конных заводах Ставропольского края, а с 1954 по 1957 он обучался в очной аспирантуре Всесоюзного научно-исследовательского института животноводства. В 1958 году, в ВИЖе Евгений Сергеевич защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Некоторые вопросы экономики и организации овцеводства в условиях большой распаханности земельных угодий». |

В 1957-1958 гг. он работал младшим научным сотрудник Всесоюзного НИИ овцеводства (г. Ставрополь), а в августе 1958 г. переходит на работу в Краснодарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. П.П. Лукьяненко, где работает сначала старшим научным сотрудником, а с ноября 1961 г. — заведующим отделом экономики. 17 лет он возглавлял отдел экономики и осуществлял научное руководство аграрно-экономическими исследованиями в Ставропольском крае. Одновременно являлся председателем экономической секции краевого правления НТО сельского хозяйства, успешная работа которого неоднократно отмечалась в Центральных органах научно-технических обществ страны. Именно за цикл региональных работ, посвященных проблемам повышения эффективности сельскохозяйственного производства, он награжден двумя орденами «Знак Почета» и несколькими медалями, что свидетельствует о высокой оценке его деятельности.

И 1969 г. Оглоблин Е.С. защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора экономических наук на тему: «Экономическая сущность и факторы интенсификации животноводства», в 1971 г. — утверждается в ученом звании профессора. В феврале  1978 г. Евгений Сергеевич принимает участие в конкурсе на должность руководителя отдела экономических проблем межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции ВНИИЭСХ, который успешно проходит. В течение 10 лет (1978-1988 гг.) профессор Оглоблин Е.С. во ВНИИЭСХ возглавлял отдел экономических проблем межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, руководил исследованиями теоретических и практических основ развития этого процесса и подготовкой важнейших нормативных документов, рекомендаций. С 1988 г. работает в институте в должности главного научного сотрудника.

Профессор Оглоблин Евгений Сергеевич известен как крупный ученый в области экономики и организации сельскохозяйственного производства.

Многие из работ по проблемам специализации и концентрации сельскохозяйственного производства на основе межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции имеют большое научное и практическое значение. Научные труды Е.С. Оглоблин изданы массовыми тиражами в виде методических рекомендаций, рассчитанных на внедрение в производство, где находили благодатную почву.

Серьезным вкладом в разработку теоретических основ интенсификации сельскохозяйственного производства явилась монография «Интенсификация животноводства» (изд. «Колос», 1976 г.), которая была одной из самых популярных работ, посвященных развитию научно-технического прогресса в этой важнейшей отрасли сельского хозяйства.

В начале 80-х годов по инициативе профессора Оглоблина К и под его методическим руководством разработаны организационно-экономические основы создания в нашей стране производственных и научно-производственных систем как интегрированных формирований нового типа, способствующих дальнейшему развитию интеграционных процессов в АПК. Разработаны новые модели систем, методические рекомендации по их формированию и функционированию. В 1990 г. в «Агропромизда» выходит подготовленная под его руководством коллектив! монография «Производственные и научно-производственные системы в АПК» объемом 15 печатных листов. Заслуживают особого внимания последние работы, выполненные по формированию рынка научно-технической продукции в АПК, сохранен и развитию научно-технического потенциала сельского хозяйства, развитию инновационных процессов в АПК.

Всего им опубликовано более 300 работ, которые получили широкую известность и признание среди научной общественности, имеют научно-теоретическое и практическое значение, отражены в многочисленных опубликованных рекомендациях и методических указаниях. Значимость этих исследований многократно положительно оценивалась в рецензиях, опубликованных в центральной печати, научных журналах.

Крупными научными работами Е.С. Оглоблина являются опубликованные им книги «Теоретические основы межхозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции», «Новый этап кооперации в сельском хозяйстве социалистических стран», кото также опубликована в Чехословакии, «Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России» и другие.

Профессор Оглоблин Е.С. успешно сочетает научно- исследовательскую работу с подготовкой научных кадров через аспирантуру. Под его руководством успешно защищено 12 докторских и 48 кандидатских диссертаций.

За трудовые заслуги Е.С. Оглоблин также награжден 3 золотыми и 2 серебряными медалями ВДНХ и многими Почетны грамотами.

Оглоблин Е.С. являлся Почетным гражданином станицы Сиротинская Волгоградской области. Он — членом редколлегии журнала «АПК: экономика и управление».

Умер Оглоблин Евгений Сергеевич 11 марта 2007 года.

 

ПО ДОРОГАМ ВОЙНЫ

 

(из воспоминаний Оглоблина Евгения Сергеевича)

 

18 июня 1941 года состоялся выпускной вечер десятиклассников Алексинской средней школы при ордена Ленина конном заводе № 16 им. М.С. Буденного на Смоленщине. Это хозяйство уже в те годы было хорошо известно своими рысаками-рекордистами, показывающими замечательные результаты на ипподромах страны. Среди 24 выпускников этой школы был и я.

Для меня выпускной вечер был волнителен вдвойне, так как прощался с одноклассниками в связи с тем, что 23 июня 1941 должен был уехать в г. Баку, сдавать вступительные экзамены в Каспийское высшее военно-морское училище. Очень многие юноши того времени мечтали связать свою судьбу с армией или военно-морским флотом и наплыв молодежи в военные училищ то время был достаточно велик.

22 июня, утром прибежал в райвоенкомат за проездными документами и там узнал о том, что началась война. Документов на проезд до Баку мне не дали, сказав, что теперь не время, и побыть дома, поработать на оборонительных сооружениях, а понадобишься, мы тебя вызовем. И уже через три дня я участвовал в сооружении противотанковых рвов и других оборонительных объектов. Спали на сене в сараях, из ближайших колхозов подвозили хлеб, молоко, позже было организовано горячее питание.

Запомнился день 3 июля 1941 года, когда все мы с огромным вниманием слушали трансляцию выступления Сталина по радио. После этого всем стало ясно, что положение очень серьезное и эта война надолго.

А 7 июля прямо туда привезли нам повестки из райвоенкомата для явки на призывной пункт.

К этому времени мобилизация запасников уже в  основном прошла. 11 июля в Дорогобужском райвоенкомате была сформирована большая группа из выпускников 10 классов, которая уже своим ходом была направлена в г. Калугу. Поход занял несколько дней, за это время мы успели проесть свои домашние запасы. В городе Калуге на территории воинской части нас привели в надлежащий порядок, обмундировали, и началась наша обычная служба.

В начале августа нас рассадили в теплушки товарного поезда и повезли на Урал. Оказались мы в Бершетьских военных лагерях в Пермской области. Началась обычная учеба, ознакомление лично с каждым и распределение по военным училищам.

Я подумал о том, что раз мне не пришлось стать военным моряком, буду теперь проситься в летчики, и согласился на предложение поехать в летное училище. Комиссия была достаточно строгая, кроме желания должно быть соответствующее здоровье. В результате была сформирована группа (около 60 человек) будущих летчиков, которую и разместили в отдельной землянке. Нас так и называли «летчики-молодчики». В начале октября эта группа с сопровождающим выехала в г. Оренбург в военное училище летчиков-истребителей.

Однако далеко уехать нам не пришлось. В это время по приказу Ставки Верховного командования началось формирование пяти воздушно-десантных корпусов и нескольких маневренных воздушно-десантных бригад. В г. Котельнич Кировской области формировался 6-ой Воздушно-десантный корпус. Вот там, на пути в г. Оренбург, нашу группу и сняли с поезда, сказав, что сейчас важнее формировать боеспособные формирования, нежели комплектовать военные училища. Так вместо летчика-истребителя я стал воздушным десантником.

Прямо скажем, не очень приветливо встретила нас Вятская земля. Проливные дожди, холод, непролазная грязь, отсутствие нормальных помещений, не сформированные пищеблоки и т.д. Наряду с устройством необходимо было налаживать спецучебу, строевую, физическую, тактическую и огневую подготовку.

Основной костяк личного состава формирующегося корпуса — это комсомольцы-добровольцы с Урала и Сибири. Средний возраст от 18 до 20 лет, 75% состава комсомольцы и коммунисты.

В конце декабря 1941 года 6-ой Воздушно-десантный корпус как и многие другие, был передислоцирован в Подмосковье. Корпус был размещен в г. Ногинске и Электростали, а наш первый парашютно-десантный батальон 13 Воздушно-десантной бригады — в школе им. Короленко в центре г. Ногинска. Здесь учеба продолжалась в направлении особенностей парашютно-десантного дела: прыжки с горки и парашютной вышки, укладка парашюта и т.д. 23 февраля 1942 года в день армии и флота был сделан первый ознакомительный прыжок с парашютом ПД-6 с самолета ТБ-3, с высоты 1000 метров. В мае-июне были проведены учения с прыжками с самолетов ПС-84 с новыми парашютами ПД-41 в полном вооружении с обстановкой, приближенной боевой. В это время мы постоянно ожидали, что нас обязательно десантируют в тыл врага на соединение с партизанскими отрядами. Один раз в конце весны, по боевой тревоге, мы выехали на аэродром и даже произвели посадку в полном боевом снаряжении по самолетам. Погрузили специальные мешки с боеприпасами и сидим, ждем взлета. Чтобы не было очень грустно, ребята шутили: …если будешь прыгать ночью, то можешь «сесть на три точки» — это если какая-либо бабушка подставит под тебя трехрожковые вилы, а если будешь прыгать днем, то выбирай скирду или копну сена, чтобы легче было садиться «на задницу».

Взлет не состоялся и по команде «отбой» мы вновь на машинах вернулись в расположение части.

Наша учеба и тревожные ожидания закончились 1 август 1942 года, когда в связи с создавшейся военной ситуацией были задействованы стратегические резервы, к которым относились воздушно-десантные корпуса. По приказу Ставки они были срочно переформированы в гвардейские стрелковые дивизии. На базе нашего 6-го воздушно-десантного корпуса была сформирована 40-ая гвардейская стрелковая дивизия, а на базе бригады – 119 гвардейский стрелковый полк.

После торжественного митинга на стадионе «Спартак» в г. Ногинске посадка в эшелоны и отправка в направлении Сталинграда. Причем мы сначала не знали куда едем, а потом, когда эшелоны начали систематически бомбить, поняли, что фронт уже близок.

Как известно, летом 1942 года гитлеровское командование решило взять реванш за неудачи в прошлой зимней компании и провал захвата Москвы. К середине июля, развивая наступление, немецко-фашистские войска вышли к большой излучин Дона и вторглись в пределы Сталинградской области. Особенно упорные бои развернулись к середине августа в малой излучине  дона, то есть на ближних подступах к Сталинграду. Обстановка была крайне напряженная. Враг находился в 60—70 км от Сталинграда на западе и в 30 км на юге. К этому времени в район малой излучины и были выдвинуты свежие дивизии первой гвардейской армии под командованием генерала К. Москаленко. В состав этой армии входила и наша 40 гвардейская стрелковая дивизия. Она была сосредоточена на правом (западном) берегу Дона, в районе станицы Сиротинская и Новогригорьевская, с задачей остановить рвавшегося к Сталинграду противника.

Завязались ожесточенные бои. Гвардейцы, вчерашние десантники оборонялись очень упорно. Они давно с нетерпением ожидали возможности встретиться лицом к лицу с врагом. Голубая пехота – так называли нас, бывших десантников-парашютистов, была не только хорошо подготовлена, но ее бойцы были охвачены чувством любви к Родине и ненависти к захватчикам. И в этих первых боях они проявили величайшее самопожертвование и подлинный героизм. Так, 17 августа, взвод мл. лейтенанта В. Кочеткова, обороняясь на высоте 180,9, называемой «Казачьим курганом» в районе хутора Дубового и станицы Сиротинской, в полном составе повторил подвиг 28 героев-панфиловцев под Москвой. Они отбили 5 атак, подбили 6 танков и все погибли, не пропустив врага.

В эти тяжелые дни мы не только оборонялись, но использовали все возможности для того, чтобы не только остановить, но и принести врагу максимальный урон в живой силе и технике. В частности,  20 августа нашему первому батальону под командованием капитана Кузнецова А. А. была поставлена задача — вернуть утраченную накануне высоту. Командир полка подполковник И.И. Блажевич, понимая сложность задачи, принял решение выбить противника с высоты внезапной ночной атакой. Для этого была проведена тщательная подготовка всего личного состава батальона. Поскольку бой предполагалось вести ночью и, в основном, на территории, занятой противником, для ориентации были подготовлены наглядные белые нарукавные повязки и установлен пароль «За Дон».

В полночь, по глубокой балке, батальон скрытно подошел к укреплениям врага, и ничем себя не обнаруживая, занял исходное положение  для атаки. Сигналом для атаки был начавшийся беглый минометный огонь наших минометчиков. Это была довольно жуткая картина. Через нас со страшным свистом в сторону противника летят мины и в это время весь батальон, с криками ура поднялся в атаку. Противник сразу же обрушил на нас шквал трассирующего огня. Но он был не прицельный и большого ущерба не принес. Сопротивление обороняющихся было сломлено. Ошеломленный внезапной атакой враг, побросав часть оружия и снаряжения, бежал. Высота и прилегающая к ней местность, была захвачена и батальону была поставлена задача ее удержать. Весь остаток ночи и утро мы укрепляли свои позиции, зная, враг не примирится с потерей своей выгодной позиции.

Это было утро 21 августа. Настроение у нас было прекрасно. Ведь для многих — первая серьезная победа как над собой, так над врагом. Позавтракав трофейными галетами и арбузами, которые в большом количестве были заготовлены противником, мы начали приводить в порядок свое оружие. В то время, большинство из нас еще представляло, что этот бой почти для всех окажется последним. Часов с 12 дня противник, как и ожидалось пошел в наступление, предварительно обрушив на нас шквал минометного и артиллерийского огня. Правда, разрывы мин и снарядов нам большого вреда не принесли, так как мы расположились в хорошо обустроенных окопах противника, которые ночью у него отбили. После артподготовки на расположение батальона начали двигаться танки. Только в первом их эшелоне было 16, за которыми просматривалась густая цепь вражеской пехоты. Первыми на нас наскочили несколько вражеских мотоциклистов, которые сразу же были сражены нашими пулеметчика ми. Когда танки подошли к нашей обороне на такое расстояний что стали отчетливо видны кресты на башнях, интенсивно открыли огонь стрелки противотанковых ружей. Прямо перед нам задымился один танк, а второй закружился на месте и начал понемногу отползать назад. Первая атака была отбита. Однако за ней последовала вторая, третья.

Враг бросал в атаку все новые силы. Всего в этом бою со стороны противника участвовало до двух полков с 40 танками.

В этом беспримерном по напряжению бою лично отражая танковую атаку, погибли командир нашего батальона капитан Кузнецов А.А., начальник штаба старший лейтенант Бакулин В.П. и очень многие бойцы и командиры.

К концу дня, когда практически кончились все боеприпасы, оставшиеся в живых гвардейцы, вынуждены были отойти вниз к хутору Дубовому и пойме реки Дон. В числе их был и я со своим полностью вышедшим из строя ручным пулеметом. Вражеский огонь настолько был интенсивен, что патрубок-тройник моего пулемета оказался, отбит, без которого это был уже не пулемет, а 8,5 кг металла. В этом бою погибли мои большие друзья: Паша Шарутин и Вася Лагутенков, с которыми долгое время служили в одном отделении. А им, также как и мне в то время, было только неполных 19 лет.

Спустя много лет в советской военной энциклопедии будет сказано: «Почти все воины батальона погибли смертью храбрых вместе со своим командиром. За проявленное мужество и умелое командование батальоном А.А. Кузнецову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он навечно зачислен в списки полка. Высокой награды был удостоен также весь личный состав батальона» (С.В.Э. Изд. 1977, т. 3, стр.311).

В Центральном архиве Министерства обороны так записано о нашей дивизии. «За 10 дней боев, с 15 по 24 августа, 40 гвардейская стрелковая дивизия в результате непрерывных ожесточенных боев потеряла 4804 человека». К этому времени сложилась ситуация, когда в батальонах насчитывалось не более 100 человек, а стрелковые роты стали настолько малочисленны, что их невозможно было разбить на взводы.

Но бои продолжались, поступало пополнение, переформирование первичных подразделений и взводов проходило на ходу, и процессе активных боевых действий. И в одном из наступательных операций на высоту 146,6 в районе хутора Дубовой я был ранен. После взятия высоты мы обстреливали отступающего противника. Я стрелял из снайперской винтовки СВТ с оптическим прицелом. Нас начали обстреливать слева и пуля попала в штык моей винтовки и осколок угодил мне в голову. Сначала меня раненого доставили в медсанбат, а затем большими партиями раненых, в зависимости от характера ранения, перевезли в г. Камышин, откуда санитарным пароходом до г. Куйбышева. Потом погрузка  в санитарный поезд и отправка в глубокий тыл, в Томск.

Из госпиталя я вышел в конце декабря уже будучи инвалидом, ограниченно годным к военной службе. Перейдя через запасные полки и сборные пункты г. Бийска и Барнаула, в конечном итоге, я оказался опять в Подмосковье, на станции Болшево, в 206 запасном полку. Оттуда в марте 1943 года меня откомандировали, или как мы тогда называли, «купили» в автомобильно-дорожные войска, где мне суждено было служить до самого конца войны и даже несколько дольше.

Автомобильно-дорожные войска прифронтовой дислокации, как правило, занимались эксплуатацией дорог, мостов, переправ и обеспечивали движение грузов и войсковых частей к фронту обратных перевозок непосредственно с передовой линии боевых действий. Я попал в Управление Военно-автомобильной дорог №1 Западного фронта, где начал службу рядовым связистом. Мы обслуживали автомагистраль Москва-Минск, а противник в это время был недалеко за Можайском.

Это уже был период наступательных операций наших войск. После был Гжатск, затем Вязьма, а потом долго фронт держался по реке Днепр. В период летне-осеннего наступления наши войска освободили мой город Дорогобуж, где в своей деревне Бражино я разыскал родных — маму и сестру, которым пришлось около двух лет пережить период немецкой оккупации. К моем удовлетворению наше управление дороги около месяца, почти весь сентябрь, дислоцировалось в городе Дорогобуже и мне пришлось помогать своим родным немного благоустраиваться после освобождения. Потом двигались дальше на запад, за Смоленск, в направлении к Орше.

Кроме основной своей деятельности начальника узла связи пришлось заниматься и общественной комсомольской работой. В результате меня перевели в политотдел, на должность заместителя по комсомолу, так как с этой должности офицер был откомандирован в распоряжение политотдела Фронта. Поскольку я не имел офицерского звания, а был старшиной, то в числе нескольких молодых автодорожников был откомандирован в г. Павлово-Посад, под Москву, на курсы младших лейтенантов в автомобильно-дорожном училище. Закончив курсы за 2,5 месяца с отличием и получив звание младшего лейтенанта, намеревался вернуться в свою часть. Но этого не произошло, так как большая группа офицеров, закончивших курсы, была направлена на формирование автомобильно-дорожных войск создавшейся в то время 2-ой Польской армии. Здесь на должности командира взвода отдельного дорожно-эксплуатационного батальона мне пришлось служить до 1946 года. Вместе с частями 2-ой Польской армии освобождали г.г. Варшаву, Лодзь, Познань и уже в марте 1945 года вступили на территорию Германии. Конец войны застал меня в Северной Чехии, в городке Красна Липа, близ городов Румбурк и Вансдорф.

Отпраздновав Победу и отремонтировав технику, в конце мая 1945 года тронулись в обратный путь с остановкой в городах Познани в и Влоцлавеке.

В марте 1946 года моя интернациональная командировка защитилась и я был откомандирован в г. Бобруйск, в распоряжение полка резерва офицерского состава. От предложения продолжать службу категорически отказался и вышел в отставку в звании лейтенанта.

Моя трехлетняя служба в автомобильно-дорожных войсках уже не была такой опасной и трудной по сравнению другими родами войск. Но в то же время думается, что корни моей довольно успешной службы заложены были раньше во время службы в воздушно-десантных войсках и в составе 40-ой гвардейской стрелковой дивизии и участия в исторической битве с врагом  под Сталинградом. Я с чувством высокой ответственности и гордости старался пронести через всю свою жизнь гвардейское звание и необходимость по-гвардейски воевать, служить, учиться и работать.

Вспоминая эти исторические времена, анализируя свое пребывание в  различных воинских подразделениях, теперь уже по прошествии многих лет мирной жизни и работы я пришел к глубокому убеждению, что победа как под Сталинградом, так и во всей Великой Отечественной войне — это победа не столько нашего оружия, сколько победа нашего духа, стойкости и беззаветной любви к своей Родине, чувства ответственности за ее судьбу. Фактор сознания того, что Родина в опасности и что она, как мать, зовет тебя на подвиг — это не только красивые слова, но и бесспорно одно из решающих условий нашей Великой Победы, которая, несомненно, досталась нам очень дорого. Ведь общеизвестно, что никакая война без жертв не бывает, но все же чувство трепетной и волнующей памяти не покидает меня до сих пор о тех, кто погиб в этой войне и особенно погиб совсем молодым не познав радости бытия и счастья жизни. Статистики-демографы подсчитали, что из ушедших на фронт ребят 1923 г. рождения, в живых осталось только 3%.

И где бы я не был — всегда с чувством огромного благоговения и благодарности вспоминаю тех, кто отдал свою жизнь за нашу Великую Победу.

Вечная им память и слава!

Память о павших на любой войне священна! И тем более на той далекой, уже теперь Великой Отечественной войне, победа в которой досталась нам слишком дорого. В современных условиях, когда от этого исторического времени нас отделяют целые десятилетия, более чем полвека, многое, к сожалению, уже забывается. Современные средства массовой информации, историческая литература и, в том числе учебная, уделяют внимание Великой Отечественной войне все меньше и меньше, и иногда представляют ее в извращенном виде и совсем не так, как фактически это было. Вот почему очень важно, чтобы ветераны войны и участники трудового фронта вносили бы сейчас свою посильную лепту в воспитание молодого поколения нашей страны.

В этой связи хочется поделиться опытом ветеранского движения на примере нашей бывшей 40-ой гвардейской Енакаевско-Дунайской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии. Еще в 60-е годы сформировался комитет ветеранов этой дивизии. За прошедшие годы комитет многое сделал для увековечивания памяти погибших воинов дивизии и, к сожалению, многих уже умерших ветеранов.

В 1978 году Волгоградское издательство выпустило в свет книгу «Иду на таран», которая посвящена сталинградцам — Героям Советского Союза. В этой книге первый очерк о командире 1-го батальона 119 гвардейского стрелкового полка Кузнецове Александре Александровиче — герое Советского Союза. В 1980| году это же издательство выпустило в свет вторую книгу «Крепче брони», где бывший главный редактор дивизионной газеты «Гвардеец» подполковник Толстобров Павел Михайлович подробно описывает подвиги гвардейцев 40-ой дивизии в малой излучине Дона в августе-ноябре 1942 года.

По инициативе ветерана дивизии Дьячкина Николая Тимофеевича и при его непосредственном участии была подготовлена и издана «Книга Памяти 40 гвардейской стрелковой дивизии».

Генералом Жуковым Николаем Федоровичем и полковником Федоровым Михаилом Александровичем подготовлена «История 40-ой ой дивизии» объемом 137 страниц.

Полковником Орловым Яковом Матвеевичем — бывшим командиром 119 гвардейского стрелкового полка, описан боевой путь полка объемом 150 страниц.

Полковником Федоровым Михаилом Александровичем подготовлен  исторический очерк «В излучине Дона» о боевых действиях 40 гвардейской стрелковой дивизии в августе-ноябре 1942 года.

Все эти работы, авторов которых, к сожалению, уже нет в живых, комитетом ветеранов размножены и разосланы по региональным комитетам ветеранов дивизии.

Поддерживается постоянная связь с музеями 40-ой дивизии в г. Сталинграде, станице Сиротинской, станице Обливской, г. Шахты, а также одной из школ городов Москвы, Шахты и Ногинска. Комитет организует периодически встречи ветеранов и так сложилось, что ежегодно 9 мая ветераны дивизии-москвичи встречаются в саду «Эрмитаж».

Время неумолимо идет вперед. Биологический закон суров и безжалостен. Ветеранов с каждым годом остается все меньше и меньше. И поэтому нам ветеранам — живым свидетелям этого и исторического времени и непосредственным участникам войны необходимо рассказывать правду о той теперь уже далекой войне, чтобы молодое поколение могло более объективно судить о ней. И пусть знают наши дети, внуки и правнуки каким нелегким трудом была завоевана Победа и на примере Великой Отечественной войны необходимо учиться мужеству, стойкости и беззаветной любви к своему отечеству.

  • новости
  • видеотека