icon icon icon

23 сентября состоялось выездное заседание аграрного комитета Совета Федерации.

23 сентября состоялось выездное заседание аграрного комитета Совета Федерации. На котором обсуждались проблемы о ходе и реализации Государственной программы развития сельского хозяйства. На этом заседании выступил научный руководитель ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ академик РАН И.Г. Ушачев.

Прежде всего он отметил, что несмотря на положительную динамику роста сельскохозяйственной продукции, а также увеличение экспорта продовольственных товаров следует, к сожалению, отметить, что в первом полугодии 2021 г. темпы роста сельхозпроизводства отставали от темпов роста в промышленности на 4 п.п. Также в качестве негативного тренда необходимо отметить, что рост оборота сельхозорганизаций за рассматриваемый период существенно (на 12 п.п.) отставал от роста оборота организаций в среднем по экономике.

В этой связи он остановился лишь на двух ключевых моментах:

–проблемы инвестиционного развития АПК;

— стабилизация цен на агропродовольственном рынке и повышение устойчивости сельхозпроизводства.

В части инвестиционного развития – в качестве положительного момента необходимо отметить расширение направлений льготного кредитования. Вместе с тем, что с нашей точки зрения, вызывает настороженность, —  это недостаточная динамика объемов господдержки льготного кредитования, а также, то, что в 2021 г. из общей суммы перечисленных бюджетных субсидий на вновь выданные краткосрочные кредиты 2021 года приходилось 26% лимитов, а на вновь выданные инвестиционные кредиты — лишь 3%.

В целом такая динамика и объемы поддержки инвестиционного развития отрасли приводят к тому, что c 2013 г. с момента начала реализации второй Госпрограммы по 2020 г. индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил только 98,8%, т.е. за 8 лет произошел не рост, а снижение инвестиционной активности в отрасли.

В связи с этим поставленные Президентом РФ национальные цели по обеспечению темпов роста ВВП страны выше среднемирового, по росту инвестиций в основной капитал, и росту экспорта несырьевых неэнергетических товаров, к 2030 г. могут оказаться под угрозой.

Поэтому И.Г. Ушачев предложил:

— существенно увеличить объемы государственной поддержки инвестиционного развития отрасли, как минимум в 2 раза;

— необходимо повысить инклюзивность господдержки и обеспечить доступность льготных кредитов не только для крупных финансово-устойчивых компаний, а всем производителям сельхозпродукции. В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о формировании специального инвестиционного фонда АПК как института развития для всех товаропроизводителей.

В целях обеспечения устойчивого развития аграрного сектора экономики необходимо также обеспечить стабилизацию ценовой ситуации на агропродовольственном рынке. Ибо за последние 5 лет ценовые отношения в АПК характеризовались ускоренным ростом цен промышленных средств производства и услуг, приобретенных аграриями (+23%), при этом цены сельхозпроизводителей выросли за этот период только на 10%.

В 2021 г. темпы роста цен существенно увеличились. Так, за январь-июль индекс цен производителей в сельском хозяйстве составил 120% (к соответствующему периоду прошлого года). Одним из важнейших факторов увеличения цен аграриев (кроме мировой конъюнктуры) является рост затрат, обусловленный удорожанием промышленных средств производства. За январь-июль текущего года цены производителей комбикормов увеличились почти на 28%, также существенно выросли цены на минеральные удобрения (на азотные минеральные и комплексные  – почти на 50%.)

Для стабилизации ценовой ситуации на агропродовольственном рынке И.Г. Ушачев предложил:

— государственное регулирование цен на нефтепродукты (для примера можно вспомнить опыт Германии);

— совершенствование механизма интервенционных операций и расширение перечня продукции, закупаемой в государственный интервенционный фонд;

— что касается регулирования цен на минеральные удобрения мы поддерживаем позицию Минсельхоза России по использованию при формировании ценовой политики в отношении минеральных удобрений, средних цен на минеральные удобрения прошлого года с учетом уровня инфляции. А также установления квот на поставку минеральных удобрений для нужд сельхозпроизводителей;

— необходима разработка и реализация мер поддержки внутреннего спроса на продовольственные товары, в том числе через систему внутренней продовольственной помощи социально незащищенным слоям населения.

Таким образом совместное решение вышеизложенных системных проблем будет способствовать достижению намеченных индикаторов Госпрограммы по устойчивому развитию сельского хозяйства.

Учитывая жесткий регламент И.Г. Ушачеву не удалось высказать еще несколько важных системных проблем по реализации Госпрограммы, которые будут размещены в рекомендациях к совещанию.