icon icon icon

«Об эффективности и достаточности мер государственной поддержки предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой и перерабатывающей промышленности».

24.04.2024 года в Совете Федерации состоялся круглый стол на тему «Об эффективности и достаточности мер государственной поддержки предприятий агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой и перерабатывающей промышленности».

От ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ приняли участие исполняющий обязанности директора, академик РАН Папцов А.Г., научный руководитель, академик РАН Ушачев И.Г., заведующий отделом, член-корреспондент РАН Колесников А.В., заведующая отделом, профессор РАН Маслова В.В. С докладом выступил научный руководитель, академик РАН Ушачев И.Г., который в своем сообщении обозначил системные проблемы и их решения по указанной тематике в нынешних непростых условиях, представленные ниже.

Несмотря на существенные результаты, достигнутые отраслью в 2021-2023 гг., доля устойчиво-прибыльных организаций (с рентабельностью свыше 20%) в настоящее время составляет менее трети. При этом доля убыточных и низкорентабельных (с рентабельностью от 0% до 10% и это с учетом субсидий) увеличивается. Следует отметить, что в последние годы фиксируется увеличение объемов государственной поддержки аграрного сектора, но только в абсолютных цифрах, если же учитывать уровень инфляции, то прирост финансирования гораздо скромнее.

Также необходимо отметить, что уровень поддержки аграрного сектора в рамках Госпрограммы в процентах к валовой продукции сельского хозяйства составляет всего около 5%, что намного ниже по сравнению с развитыми странами. Считаем целесообразным стабилизировать данный показатель с перспективой увеличения его уровня до 7,5-8%.

Сейчас крайне необходимо формирование эффективной сбалансированной системы инструментов и механизмов господдержки, включая меры бюджетно-налогового регулирования, кредитования и агрострахования, регулирования цен и ценовых отношений. К сожалению, практически ежегодно в АПК России наблюдается тенденция, связанная с ростом ценовых диспропорций. В настоящее время рост цен производителей сельскохозяйственной продукции существенно отстает в динамике от других сфер АПК, а также от динамики цен на потребительском рынке.

Результатом этих процессов является снижение доходности сельскохозяйственного производства.

Основные меры и механизмы совершенствования ценовых отношений можно сгруппировать по трем основным направлениям:

—  регулирование цен на приобретаемые материально-технические ресурсы.

поддержка цен производителей.

третьим направлением является выравнивание ценовых отношений между сельским хозяйством, пищевой промышленностью, а также торговлей.

Вот почему в настоящее время целесообразно разработать комплексную систему мер и закрепить ее нормативным правовым актом, а в Госпрограмму добавить отдельный блок по регулированию ценовой ситуации в АПК с целевым финансовым обеспечением.

В части господдержки инвестиционного развития АПК необходимо отметить, что инвестиции в отрасль демонстрируют крайне неустойчивую динамику. За последние 10 лет темпы роста индекса инвестиций в основной капитал в целом по экономике существенно опережали соответствующие показатели в сельском хозяйстве.

Что касается кредитования как источника формирования инвестиций, то около 60-70% всех кредитных ресурсов, полученных сельским хозяйством с господдержкой, приходится на краткосрочные кредиты. Подавляющая часть бюджетных субсидий направляется на субсидирование кредитов, выданных ранее.

Таким образом, в настоящее время в сельском хозяйстве складывается низкая доля валового накопления с недостаточно эффективной структурой инвестиционных вложений, препятствующая обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики.

Для активизации инвестиционной активности в сельском хозяйстве необходимо:

повышение доходности сельхозтоваропроизводителей в том числе и за счет совершенствования ценовых отношений на агропродовольственном рынке;

увеличение стимулирования инвестиционной активности, расширение объемов кредитования (господдержка вновь привлекаемых льготных инвестиционных кредитов должна быть существенно увеличена, особенно в условиях такой высокой ключевой ставки ЦБ РФ). Также считаем целесообразным пересмотреть действующий механизм льготного кредитования, поскольку данный механизм больше направлен на поддержку банковских структур, а не сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В части аграрного страхования необходимо отметить следующее:

Сохраняется достаточно низкий объем рынка аграрного страхования, в частности в 2023 г. было застраховано только 14% посевных площадей и 43% условного поголовья скота. Причем в животноводстве эти объемы в основном сконцентрированы в двух федеральных округах Центральном и Приволжском федеральных округах.

Также сложились низкие коэффициенты страхового ущерба: в растениеводстве — 24%, животноводстве всего — 8%.

Таким образом, в условиях жестких бюджетных ограничений развитие АПК должно базироваться на основе комплексной системы индикативного планирования и формирования необходимых объемов и механизмов господдержки в соответствии с разработанными планами.

Целесообразно расширить поддержку общих услуг, в первую очередь финансирование научных исследований и разработок в АПК которая носит стратегический характер. Важно упростить доступ и увеличить объемы поддержки для малого и среднего предпринимательства.

 

 

 

icon

Новости