icon icon icon

Московский экономический форум

4-5 апреля 2023 года состоялся Московский экономический форум «Экономика России. Курс на новую индустриализацию» на котором работала аграрная секция АПК. Развиваем производство и качество жизни на селе. На ней выступили с интересными докладами представители аграрного бизнеса и ученые. Со вступительным словом на секции выступил научный руководитель ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, академик РАН И.Г. Ушачев.

Он отметил, что в настоящее время развитие отечественного агропромышленного комплекса происходит в непростых условиях, вызванных усилением зарубежных санкций, обострением межгосударственных отношений, разрывом логистических цепочек, волатильностью мировых цен на продовольствие.

Несмотря на это в прошлом году удалось добиться нашему славному крестьянству существенных результатов: индекс физического объема сельскохозяйственной продукции достиг 110,2% Растениеводы добились рекордных сборов зерна – собрано порядка 153 млн тонн. Животноводы увеличили объемы производства молока до 33 млн т., мяса до – 16,2 млн т. Значительный прирост объемов производства продукции сельского хозяйства позволил не только заполнить внутренний рынок, но и перейти к экспортно-ориентированной политике. По прогнозам экспорт продовольствия в 2022 г. составит свыше 40 млрд. долл.

Однако, достигнутые в аграрной сферой экономики положительные результаты оказались недостаточными, чтобы осуществлять в необходимых объемах импортозамещение, достойно оплачивать труд селян, повышать доходность сельского хозяйства, обходиться без использования импортных материально-технических ресурсов, решать вопросы качественного питания населения, развивать сельские территории.

Вот почему новые геополитические вызовы диктуют необходимость пересмотра прежде всего экономического механизма развития сельского хозяйства, я имею в виду государственную поддержку, инвестиционное развитие, цены и ценовые отношения, агрострахование, налоговую политику.

Сейчас в сельском хозяйстве темпы роста инвестиций, а это — главный фактор экономического роста, существенно отстают от прироста инвестиций в целом по экономике. Так, если в период 2014-2022 годов рост инвестиций в основной капитал в целом по отраслям составил 113%, то в сельском хозяйстве наблюдалось сокращение инвестиционной активности – индекс инвестиций в основной капитал за 9 лет не вырос, а сократился на 10%, и это несмотря на существенную государственную поддержку. Сохранение низких объемов финансирования приводит к стагнации инвестиционной деятельности в АПК.

В целях формирования нового технологического уклада необходима перестройка структуры кредитования и инвестиций с приоритетными вложениями в перспективные точки роста: инновационно-технологическое развитие и обеспечение технологического суверенитета, а также социальное развитие села.

Также следует отметить, что действующие меры господдержки направлены, главным образом, на крупнотоварное производство. В связи с этим мы предлагаем рассмотреть вопрос о формировании специального инвестиционного фонда АПК как института развития для субъектов малого предпринимательства, которым сложно привлечь банковские кредиты на коммерческих условиях. Кстати наше предложение поддерживается Советом Федерации, однако Минэкономики выступает против.

Важнейшей системной проблемой является ценовая ситуация на агропродовольственном рынке России. Она характеризуется усилением волатильности цен и ростом диспропорций в ценовых отношениях между различными сферами АПК. Если посмотреть на динамику индексов цен в АПК с 2014 по 2022 годы, то видно, что за 9 лет потребительские цены на продовольствие увеличились более, чем в 2 раза; цены в производстве пищевых продуктов и производителей промышленных товаров выросли в 1,9 раза. При этом рост цен в сельском хозяйстве увеличился всего в 1,7 раза, то есть сейчас самые большие ценовые диспропорции складываются между сельским хозяйством и торговлей продуктами питания, а также ресурсообеспечивающими отраслями.

Вот почему необходимо разработать комплексную, научнообоснованную систему мер по ценовому регулированию в АПК и зафиксировать ее в Госпрограмме в виде отдельного блока с выделенным финансовым обеспечением или же еще лучше принять Федеральный закон «О формировании и регулировании цен в АПК». Кстати аграрный комитет Госдумы поддерживает наше предложение.

Особое внимание И.Г. Ушачев обратил на состояние и перспективы развития сельских территорий. Только при развитии трех составляющих: социально-демографической, экономической и экологической возможно сформировать человеко-центричную модель социально-экономического развития на селе.

Как известно, природные ресурсы размещены на территории страны неравномерно, а их пригодность и ценность для производства продукции не равнозначна. В результате на одном «полюсе» сосредотачиваются немногочисленные территории, обладающие значительными ресурсами развития. На другом «полюсе», по-прежнему, концентрируются огромные и слабозаселенные территории с неуклонно уменьшающейся плотностью населения, низким уровнем экономической деятельности. Вследствие чего происходит стихийный процесс сокращения сельских населенных пунктов. При этом число сельских населенных пунктов без населения увеличилось с 13,1 до 24,8 тыс., или на 89,1%. Значительная часть из них по существу являются «вымирающими деревнями», где преобладают жители старше трудоспособного возраста с относительно слабо развитой транспортной и социально-экономической инфраструктурой. Процесс обезлюдения села уже охватил 59 субъектов Российской Федерации.

Село, по-прежнему, значительно дистанцируется от города по уровню социальной обустроенности, развития инфраструктуры, занятости и доходов. В сельских поселениях концентрируется российская безработица и бедность. Среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домохозяйств на треть меньше, чем в городских домохозяйствах.

В решении системной проблемы развития сельских территорий большие надежды возлагались на Государственную программу комплексного развития сельских территорий (ГПКРСТ). Однако предусмотренные объемы финансирования этой программы постоянно секвестируются. Объем заявленной субъектами РФ потребности в средствах на 2023 г. (283,7 млрд руб.) превышает ресурсное обеспечение Программы почти в 5 раз.

При сокращении объемов финансирования данной Программы Правительство ссылается на то, что в социальном обустройстве села помимо нее участвует множество других государственных программ и национальных проектов. В действительности, объем финансовых ресурсов, направляемых на село, выделен только в 4 из 15 программ. Однако их вклад в развитие сельских территорий нельзя назвать существенным.

Мы считаем, что для обеспечения правовой основы сельского развития необходимо разработать и принять федеральный закон «Об устойчивом развитии сельских территорий», в котором должен быть обозначен указанный выше триединый подход к развитию села, включающий экологический, экономический и социально-демографический аспекты. В законе необходимо определить понятие сельских территорий, указать полномочия Федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления, сформулировать направления государственной политики развития села и меры по ее реализации. Сформировать более совершенную модель управления предусматривающую возможный переход от многоотраслевого (ведомственного) порядка управления к надведомственному. Другой моделью управления развития сельских территорий, может стать отдельный Национальный проект. Это позволит не только аккумулировать средства, но и эффективнее координировать их использование. Нами направлено предложение с научным обоснованием необходимости принятия такого закона в Совет Федерации.

Итак, спустя 30 лет после начала рыночных преобразований, российское село стоит перед вызовами, диктующими необходимость перехода к новой парадигме развития, а государственная аграрная политика должна развиваться по таким основным направлениям как:

-инновации и инвестиции, обеспечение технико-технологического суверенитета, что невозможно без эффективной отечественной аграрной науки;

— рациональное использование земельных ресурсов и экологизация производства с учетом климатического фактора;

— социально-экономическое развитие сельских территорий, новый взгляд на будущее сельской экономики и миссии российского крестьянства;

— совершенствование экономических отношений в АПК, прежде всего, вопросы формирования и регулирования цен, господдержки, систем налогообложения и страхования;

— совершенствование системы управления отраслями АПК на всех иерархических уровнях, стратегического планирования и прогнозирования.

Решение этих научно-производственных проблем зависит от эффективности работы каждого человека: бизнесмена, чиновника и ученого.

icon

Новости