icon icon icon

«Проблемы реализации новых механизмов использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения»

22 июля 2025 года Первый заместитель Председателя СФ Андрей Яцкин провел заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации на тему «Проблемы реализации новых механизмов использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения».

В обсуждении приняли участие председатель Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных , сенаторы РФ, аудитор Счетной палаты РФ Сергей Мамедов, заместитель Министра сельского хозяйства России Андрей Разин, заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Тетенькин, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексей Бутовецкий, заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Роман Милорадов, представители профильных министерств и ведомств, руководители более 70 субъектов РФ. От ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ участие в заседании приняли заместитель директора по научной работе Геннадий Полунин, руководитель ВИАПИ Александр Петриков, главный научный сотрудник Станислав Липски и старший научный сотрудник отдела исследования экономических проблем земельных отношений АПК Валерий Алакоз.

Участники заседания отметили, что обеспечение эффективного и рационального землепользования – одна из важнейших государственных задач. Для прорывного развития АПК необходимо эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения. Это является одним из основных условий успешного решения поставленной Президентом России задачи по наращиванию к 2030 г. объёма российского АПК не менее чем на четверть по сравнению с 2021 г., а экспорта — в полтора раза.

Первый вице-спикер СФ напомнил, что в прошлом году на Президиуме Совета законодателей указывалось на наличие проблем, препятствующих эффективному обороту сельхозземель: низкая эффективность мероприятий по рациональному использованию земель, несовершенство механизмов перевода земель или земельных участков из одной категории в другую, неиспользование участков по целевому назначению или их использование с нарушением. Особого внимания требует охрана и воспроизводство плодородия почв, отметил он.

Федеральным законом от 01.04.2025 № 52-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены существенные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» направленные на совершенствование правового регулирования перевода земельных участков из категории земель сельхозназначения в иные категории.

Андрей Яцкин обратил внимание, что при переводе этих земель в иные категории устанавливается принцип «двух ключей»: участие исполнительной и законодательной власти, что позволяет принимать объективные, взвешенные решения. Согласно новациям, перевод земель сельхозназначения осуществляется исключительно законами субъектов РФ. При переводе особо ценных сельхозземель Минсельхоз России направляет своё заключение. Предусматривается также запрет изъятия земель, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, в целях разведки и добычи общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ), однако возможность такого перевода сохраняется, если это необходимо для реализации приоритетных инфраструктурных проектов. Решениями Минсельхоза России теперь будут устанавливаться границы сельхозугодий в составе земель сельхозназначения с внесением сведений в Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения.

Заместитель Министра сельского хозяйства РФ Андрей Разин выступил с докладом о реализации механизмов принятия решений по переводу земель сельскохозяйственного назначения в другие категории с использованием принципа «двух ключей». Андрей Разин отметил, что по сравнению с предшествующими десятилетиями произошло существенное сокращение земель сельхозначения, в первую очередь за счет так называемых приписных лесов и перевода земель в лесные угодья. «Более 15,5 миллионов гектар именно пахотных земель было переведены в различные категории и перестали составлять производственный потенциал, производственных возможностей нашей страны». В ряде случаев, добавил он, перевод имел целью развития городов и промышленности, но в ряде случаев, к сожалению, такие переводы использовались в целях капитализации земель.

Замминистра акцентировал внимание на том, что с 1 марта все решения о переводе земель сельхозназначения принимаются исключительно региональными законодательными органами власти. Минсельхоз предоставляет свою оценку целесообразности такого перевода, но решение в любом случае остается за субъектом. «Предусмотрено обязательное согласование с Минсельхозом России проектов документов территориального планирования генпланов, но тоже ограниченный круг согласования. Речь идет только о включении в границы населенных пунктов под жилищную застройку и только земель сельхозугодий, которые задействованы в производственном цикле».

По итогам обсуждения Александр Двойных подчеркнул, что на субъекты РФ сейчас ложится задача по донастройке отраслевого законодательства. «Важно создать новые механизмы перевода земель до марта 2026 года. В региональном законодательстве необходимо учесть все особенности территорий».

По итогам заседания будет выработано решение Совета в адрес федеральных и региональных органов власти с учетом прозвучавших предложений.

ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ были подготовлены и направлены аналитические материалы к заседанию и предложения в проект решения Совета.

 

icon

Новости